Меню
Поиск



рефераты скачать Организация социального обеспечения

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по­рядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.

Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За­коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст­ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя­зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за­нятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос­сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв­шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор­порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе­лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду­смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз­мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос­ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион­ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре­гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода­тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож­но отнести также медицинскую помощь и лечение.

В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Законодательное закрепление получает и система социального обслу­живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за­щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей».

Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-

ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре­дакции ФЗ от 2 января 2000 года.

Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре­альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак­тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по­скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани­ем.

1.3. Формы социального обеспечения.


Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного   фи­нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ­ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис­пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

• обязательное социальное страхование;

• социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

• смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно­го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще­ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст­вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

- Пенсионный Фонд РФ;

- Фонд социального страхования РФ;

- Государственный фонд занятости населения РФ;

- и фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще­ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо­ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст­вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци­ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со­циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно­го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди­вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци­альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме­стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли­ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе­деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен­ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело­века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор­ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре­тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе­чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ­ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со­циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес­печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих­ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо­вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку­муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль­ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен­ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука­занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль­ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи­зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци­альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст­венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол­нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото­рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со­циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со­циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа­гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.


Практическая часть,


1.       Назовите объективные причины, которыми обусловлено становление и

функционирование в обществе систем социального обеспечения?

Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущност­ные признаки.

Ученые выделяют такие конституционные признаки как:

1) объективные основания, вызывающие потребность в особом меха­низме социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизнеобеспечения;

2) особые фонды, источники социального обеспечения;

3) особые способы предоставления создания этих фондов;

4) особые способы предоставления социального обеспечения в соци­альных, в том числе правовых, нормах.

2.       Задача.

Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про­живает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело.

Решение.

Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име­ет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со­гласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име­ет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в преде­лах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления комму­нальных услуг с учетом прожиточного минимума.

Заключение.


Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по­литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.

Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов рас­пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло­виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол­ноценного социального статуса.

Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:

- экологическая функция;

- производственная функция;

- социальная (социально-реабилитационная) функция;

- политическая функция;

- демографическая функция;

- духовно-идеологическая функция.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда­нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако­ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо­вания, поистине трагическое.



Библиографический список.

1. Конституция РФ 1993 г.

2. ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 нояб­ря 1990 г.

3. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года.

4. ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.

5. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.

6. ФЗ «О занятости населения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.

7. ФЗ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 года.

8. ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года.

9. ФЗ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.

10.ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов» от 2 августа 1995 года.

11.ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.

12.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 де­кабря 1995 года.

13.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.

14.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

15. ФЗ «»0 ветеранах» от 2 января 2000 года.

16.Захаров М.П., Тучкова Э.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М: Издательство БЕК,2002.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.