Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке
их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и
компенсаций.
Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось Законом
от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнства и
детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4
апреля 1992 года был признан утратившим силу.
Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно
вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О занятости
населения в РСФСР».
Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в России
вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взявшему на себя
похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорируются в
Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле»,
который ввел бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги
не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается
социальное пособие на погребение.
Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены
для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; для
медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих
обязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; для
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсионной
системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как
необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В
советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной
форме, а в виде «натурального обеспечения» регулировалось в основном актами
министерств и ведомств. Россия законодательно закрепляет эту подсистему. К
числу социальных услуг условно можно отнести также медицинскую помощь и
лечение.
В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и
лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами
законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Законодательное закрепление получает и система социального обслуживания
пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными законами от 2 августа
1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от
24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов», от 10 декабря 1995 года
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
предусматривается социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов,
нуждающихся в постоянной помощи.
Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг,
предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и
попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По защите их
прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей».
Общая характеристика современной российской системы социального
обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон,
который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-
ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в
новой редакции ФЗ от 2 января 2000 года.
Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако реальное
положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены,
таково, что эти права носят зачастую декларированный характер. Многие виды
социального обслуживания остаются дефицитными, поскольку не обеспечены
соответствующим государственным финансированием.
1.3. Формы социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаются
организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято
относить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет
средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного
финансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга
субъектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.
Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые
в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать
по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные,
локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:
• обязательное социальное страхование;
• социальное обеспечение за счет бюджетных средств;
• смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для
определенных специальных субъектов.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования
являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не
подлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного
социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства
федерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет
Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные
кредитно-финансовые системы четыре фонда:
- Пенсионный Фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Государственный фонд занятости населения РФ;
- и фонды обязательного медицинского страхования. Основными
доходами этих фондов являются страховые взносы.
С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды
уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется
налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых
в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то
они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.
Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального
страхового риска.
ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных
страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи;
временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание
безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его
семьи; находящихся на его иждивении.
Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное
обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение
ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального
бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Централизованный характер данного организационно-правового способа
осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых
и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи
с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются
самим государством. На федеральном уровне определяется также источник
финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства
бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.
К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся
лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной
деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами
социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.
Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных
средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое
обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы
социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости,
опеки и попечительства и др.
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья
централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя
всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она
еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда
государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую
и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное
обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их
деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как
средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо
особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не
установлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального
обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные
служащие, депутаты.
Наряду с централизованными, выделяются региональные формы
социального обеспечения.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере
социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и
субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений,
субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут
понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении.
Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы
социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы
осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на
уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом
круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой
защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся
организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной
защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами
социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и
субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых
предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой
поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы
приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и
могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера,
хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.
Практическая часть,
1. Назовите объективные причины, которыми обусловлено
становление и
функционирование в обществе систем социального обеспечения?
Социальное обеспечение, как реально существующее общественное явление
нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,
насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки.
Ученые выделяют такие конституционные признаки как:
1) объективные основания, вызывающие потребность
в особом механизме социальной защиты по поддержанию определенного уровня
жизнеобеспечения;
2) особые фонды, источники социального
обеспечения;
3) особые способы предоставления создания этих фондов;
4) особые способы предоставления социального
обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.
2. Задача.
Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, проживает
в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на
льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте
пенсионной дело.
Решение.
Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский имеет
право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также согласно
Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он имеет право получать
выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные
выплаты будут выплачиваться в пределах социальной нормы жилой площади и
нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума.
Заключение.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформировалась
в общей системе права относительно недавно, но потребность в социальном
обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В
любом обществе независимо от его экономического и политического устройства
всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не
могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.
К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов распределения
части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания
их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств
целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых
обществом, государством для поддержки их полноценного социального статуса.
Для обеспечения социального обслуживания населения государство
реализует следующие функции:
- экологическая функция;
- производственная функция;
- социальная (социально-реабилитационная) функция;
- политическая функция;
- демографическая функция;
- духовно-идеологическая функция.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о
престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник
средств существования по независящим от него причинам, признается одной из
общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную
обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина,
создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя
осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только
по успехам государства в социальной политике.
К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова,
что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме
социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине
трагическое.
Библиографический список.
1. Конституция РФ
1993 г.
2. ФЗ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.
3. ФЗ «О
пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах
внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года.
4. ФЗ «О
дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.
5. ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.
6. ФЗ «О
занятости населения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.
7. ФЗ «О
ритуальном пособии» от 12 марта 1992 года.
8. ФЗ «О
погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года.
9. ФЗ «Об охране
здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
10.ФЗ «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа
1995 года.
11.ФЗ «О
социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.
12.ФЗ «Об основах
социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года.
13.ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.
14.ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.
15. ФЗ «»0
ветеранах» от 2 января 2000 года.
16.Захаров М.П.,
Тучкова Э.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М:
Издательство БЕК,2002.
Страницы: 1, 2
|