Организация социального обеспечения
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Основные этапы
становления систем социального обеспечения……...……5
1.1. Понятие и
функции социального обеспечения..…………………….…....7
1.2. Формирование
российской федеральной системы социального обеспечения……………………………………………………………………….……..11
1.3. Формы
социального обеспечения….………………….……………….…..14
2. Практическая
часть...………………………………….……………………...19
Заключение…………………….…………………….…………………………...20
Библиографический
список..……………………….…………………………...22
Введение.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформилась
в общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной
отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее
существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется
российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль
права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной
политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все
социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей экономической
природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения
распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм
такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно
диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
В советский период бедность и безработица не признавались официальным
основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь
декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в
государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на
выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социального
обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как
особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов
не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением
государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью
игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами
страховых платежей.
Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедности,
предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но
стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало
социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по
уровню доходов.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального
обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной трансформации. В то же
время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы
всему населению. В связи с этим каждому, а юристу тем более необходимо знать
законодательство о социальном обеспечении. Это позволяет своевременно и в
полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости
грамотно их защитить.
1. Основные этапы становления систем социального
обеспечения.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с
возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его
экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу
естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями
приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей
относятся дети и старики.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу
причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые
обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений,
порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном
строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе
каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности
не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции
вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением
земельного надела.
Феодальный период характеризуются господством натурального хозяйства,
основой которого является семья, несущая обязанности по материальному
обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государственные пенсии
начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам,
имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела
характер награды, а не обеспечения нетрудоспособных.
Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г.
христианства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходить
на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он заботился также
о создании богоделен, странноприимных домов.
С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы,
бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки,
работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежден
первый дом для инвалидов.
Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре категории:
1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако
может работать;
3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному
поведению;
4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для
определения характера социальной поддержки и применения иных мер
для борьбы с нищенством.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения
наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работником
начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В
качестве способа его организации вводится государственное социальное
страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном
страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за
Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный
этап, когда наряду с государственным и производственными социальным
страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают
формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все
население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых
взносов.
Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании
трудящихся появляются государственные системы социального обеспечения.
Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно
организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые
в последствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность
им придает само государство.
1.1. Понятие и
функции социального обеспечения.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление
нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,
насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки. К числу
сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно
отнести:
• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
организационно-правовых способов распределения совокупного
общественного продукта через систему социального обеспечения;
• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков,
признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных
видов социального обеспечения;
• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкционированных
государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
• в четвертых, нормирование государством социального стандарта
обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного
закрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.
Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в
обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономический
аспект данного понятия.
Социальное обеспечение - это один из способов распределения
части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных
благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных
рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях
строго нормируемых обществом, государством, для поддержки их полноценного
социального статуса.
Классификация функций социального обеспечения:
• экономические функции социального обеспечения. Ее
сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение
в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта,
тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов
граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;
• производственная функция выражается в том, что право на
многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень
обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;
• социальная (социально-реабилитационная) функция
социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан
при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных
видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и
реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является
восстановление полноценной жизнедеятельности человека;
• политическая функция позволяет государству специфическими
для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления
социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение
выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в
обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе
свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения
не отвечает потребностям населения.
• демографическая функция реализуется посредством
воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы
- на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.
Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и
духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идеологическая,
моральная и социально-психологическая подфункции.
Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей декларации
прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества
на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его
достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической,
социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на такой
жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и
необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и
благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай
безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иного
случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети,
родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной
защитой.
Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как
члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень
жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных
потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния
каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении
которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве
самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается
материнство и младенчество.
Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное страхование,
закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая
охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся
естественной и основной ячейкой общества.
Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого:
на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное
питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на
наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о
престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник
средств существования по независящим от него причинам, признается одной из
общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государством
путем проведения им соответствующей политики, согласно Конституции, Российская
Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную
обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина,
создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для
осуществления этих прав и свобод, их воплощение в реальной жизни, можно только
по успехам государства в социальной политике.
Экономические блага - это результаты созидательной производственной
деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально
возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей
экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во
многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой
государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении
беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на
социальное обеспечение.
Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в
необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство
должно выделить в составе государственного бюджета соответствующие средства за
счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества
на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализации
конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика.
1.2. Формирование российской Федеральной системы
социального
обеспечения.
Государственная система социального обеспечения, как уже
говорилось, явление многоаспектное. Это не только комплекс
социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и
комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся
по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям права.
Формирование пенсионной системы. Первый этап
осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20
ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с
этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная
кредитно-финансовая система.
В связи с принятием этого закона были ликвидированы
привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для
пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и
оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты
ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жизни пенсионеров. В
первоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силу
которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.
Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале
1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-
нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года
еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей».
Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора
получения пенсии по одному из пенсионных законов.
Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, который
гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного довольствия
военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым максимальным
пределом.
Страницы: 1, 2
|