Меню
Поиск



рефераты скачать Организация социального обеспечения

Организация социального обеспечения

Содержание


Введение…………………………………………………………………...………3

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……...……5

1.1. Понятие и функции социального обеспечения..…………………….…....7

1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспе­чения……………………………………………………………………….……..11

1.3. Формы социального обеспечения….………………….……………….…..14

2. Практическая часть...………………………………….……………………...19

Заключение…………………….…………………….…………………………...20

Библиографический список..……………………….…………………………...22



Введение.


Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Через системы соци­ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались офици­альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас­ходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль­ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри­вались как особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси­онного обеспечения с размерами страховых платежей.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече­нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.



1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.


Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра­зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи­анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо­тился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо­жет работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по­ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни­ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством. В качестве способа его организации вводится государственное со­циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци­альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

  Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательность им придает само государство.

1.1. Понятие и функции социального обеспечения.


Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест­венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече­ния на современном этапе можно отнести:

• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему социального обеспечения;

• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис­ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос­тавления тех или иных видов социального обеспечения;

• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио­нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

• в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода­тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре­доставления.

Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче­ский аспект данного понятия.

Социальное обеспечение - это один из способов распределения час­ти валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма­териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го­сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.


Классификация функций социального обеспечения:

экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за­ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче­стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук­та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;

производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро­вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;

социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ­ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече­ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео­логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек­ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи­мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично­сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че­ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи­лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов­ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова­нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис­ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное стра­хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая

охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст­вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу­ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре­альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Экономические блага - это результаты созидательной производствен­ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи­ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст­вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа­ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели­ка.

1.2. Формирование российской Федеральной системы социального

обеспечения.


Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв­ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра­ва.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси­онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз­ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль­ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-

нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се­мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов.

Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко­торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до­вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак­симальным пределом.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.