Организация розыскной работы аппаратов УР и их компетенция
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Дальневосточный юридический Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Организация
розыскной работы аппаратов УР и их компетенция
По курсу: ОРД
Выполнил:
Н.Н.Балабкин
Благовещенск 2003
ПЛАН:
1.Понятие, назначение,
субъекты и объекты розыскной работы
2.Основные функции служб и
подразделений органов внутренних дел в розыскной работе
3.Организационные основы
розыскной работы на различных уровнях органов внутренних дел
4.Информационное обеспечение
розыскной работы
5.Анализ розыскной работы
6.Планирование розыскной
работы
7.Контроль в розыскной работе
8.Учёт и оценка розыскной
работы
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ,
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Розыскная работа является
одним из основных направлений оперативно-розыскной деятельности органов
внутренних дел. Она направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и
свобод личности, безопасности общества и государства от преступных
посягательств.
Розыскная работа органов
внутренних дел—это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах
деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, становлению личности неизвестных
граждан; предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания
наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного
исчезновения.
В территориальных органах
внутренних дел розыскную работу выполняют подразделения служб криминальной
милиции, милиции общественной безопасности (местной милиции) и
паспортно-визовой службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в
указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные
сотрудники.
Подразделения криминальной
милиции осуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых,
подсудимых и осужденных, совершивших преступления, по делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно:
— скрывшихся от
следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их
местонахождение;
— совершивших
побег из ИТУ, СИЗО и из-под охраны войскового наряда;
— совершивших
побег из изолятора временного содержания (ИВС), из-под стражи.
2. Скрывшихся или бежавших
обвиняемых, подсудимых и осужденных (независимо от подследственности), имеющих
при себе огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые, сильнодействующие
или ядовитые вещества.
3. Лиц, пропавших без вести, когда по
факту их исчезновения возбуждено уголовное дело.
4. Психически больных, признанных в
установленном порядке социально опасными и ушедших из дома или учреждения, где
они содержались.
5. Неизвестных граждан, погибших при
криминальных обстоятельствах.
Подразделения милиции
общественной безопасности осуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых и подсудимых
(по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия
не обязательно) , скрывшихся от дознания или суда, а также когда по иным
причинам не установлено их местонахождение.
2. Осужденных:
— к лишению свободы с отбыванием
наказания в колониях-поселениях, не прибывших своевременно к месту, указанному
в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
— уклонившихся от исправительных
работ.
3.Совершивших побег из лечебно-трудовых
профилакториев и психиатрических больниц.
4. Иностранных граждан и лиц без
гражданства, уклонившихся от регистрации в органах внутренних дел.
5. Лиц, пропавших без вести, а также
психически больных, находящихся в беспомощном состоянии и ушедших из дома,
специальных учреждений.
6. Несовершеннолетних, ушедших из дома,
школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей,
спецшкол и специальных училищ.
7. Лиц:
— которые по состоянию здоровья или
возрасту не могут сообщить о себе сведения;
—не имеющих документов, удостоверяющих
личность;
— погибших (умерших) без признаков
преступного насилия.
Подразделения
паспортно-визовой службы осуществляют розыск:
1.должников (ответчиков) по
делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным
повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по делам о взыскании средств
с граждан в пользу государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных
кооперативных и общественных организаций, если сумма долга составляет не менее
трехкратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации;
2. граждан Российской
Федерации, утративших связь с родственниками.
Органы внутренних дел на
транспорте (ОВДТ) и Восьмого главного управления МВД РФ осуществляют функции
местного и федерального розыска в полном объеме на обслуживаемой территории и
объектах.
Подразделения ИТУ ЛТП, мест
предварительного заключения и ВВ принимают участие в розыскной работе в
пределах настоящей Инструкции и своей компетенции.
Все сотрудники органов
внутренних дел, в пределах компетенции своих служб, должны принимать меры к
установлению разыскиваемых лиц и иных фактов, имеющих значение для розыскной
работы, и немедленно сообщать о них дежурному по органу внутренних дел или в
розыскные подразделения.
Розыскная деятельность
осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной
безопасности, органами прокуратуры, народными судами, иными государственными
органами, общественными организациями, физическими и юридическими лицами. В
целях успешного розыска органы внутренних дел используют средства массовой
информации: печать, радио, телевидение.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБ И
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Функции служб и
подразделений органов внутренних дел по осуществлению розыскной работы
устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и другими
нормативными актами МВД РФ, МВД республик в составе Российской Федерации,
ГУВД, УВД краев, областей и автономных образований. УВДТ. ОВДТ, УЛИТУ, УИТУ .
Службы и подразделения
органов внутренних дел, принимающие участие в розыскной работе, выполняют
следующие основные функции:
Розыскные подразделения
криминальной милиции, милиции общественной безопасности и паспортно-визовой
службы— рассматривают заявления, жалобы, розыскные поручения, задания и
ориентировки, иную информацию по розыскным вопросам и принимают по ним
соответствующие меры; заводят розыскные дела, дела по установлению личности
неизвестных граждан, контрольно-розыскные карточки, литерные и
контрольно-наблюдательные дела и выполняют по ним необходимые мероприятия;
ведут поиск в местах возможного появления разыскиваемых лиц; выступают инициаторами
по привлечению к выполнению розыскных задач в установленном порядке сил и
средств других служб органов внутренних дел, вносят предложения о наиболее
эффективной их расстановке и использовании; осуществляют
информационно-аналитическую работу и планирование в сфере розыска, изучают
эффективность использования в ней сил и средств различных служб и подразделений,
распространяют положительный опыт; взаимодействуют с другими
правоохранительными органами, юридическими лицами, в т. ч. со средствами
массовой информации, осуществляют предупредительные мероприятия.
Подразделения территориальных
органов внутренних дел и соответствующие им структуры ОВДТ и Восьмого главного
управления:
1. Аппараты УР, БЭП, ОП, УНОН —
выявляют разыскиваемых лиц в процессе повседневной деятельности; принимают
участие в неотложных мероприятиях по плану «Сирена»; привлекаются к розыску
обвиняемых, подсудимых, осужденных по направлениям своей деятельности;
исполняют розыскные поручения, задания и ориентировки, поступившие из других
органов внутренних дел; осуществляют меры по предупреждению уклонения обвиняемых
и подсудимых от дознания, следствия и суда.
2. Экспертно-криминалистические
подразделения—участвуют в осмотре трупов неизвестных граждан и мест последнего
пребывания без вести пропавших лиц; проводят диагностические и
идентификационные исследования и экспертизы с целью получения сведений о
разыскиваемых лицах и неопознанных трупах; обеспечивают применение
криминалистических учетов в процессе розыска.
3. Подразделения информационных центров
МВД, УВД— «осуществляют сбор, учет, регистрацию и обработку розыскной информации,
выдают ее по запросам и инициативно в заинтересованные аппараты; издают
розыскные бюллетени; ведут оперативно-справочные, криминалистические и
розыскные учеты, разрабатывают и обеспечивают функционирование АИПС
оперативно-розыскного назначения, участвуют в обеспечении контроля за
своевременностью объявления и прекращения розыска.
4. Оперативно-технические
подразделения—обеспечивают проведение оперативно-технических мероприятий по
заданиям оперативных аппаратов в порядке, установленном нормативными актами
МВД России.
5. Дежурные части—управляют
силами и средствами в случаях возникновения ситуаций, требующих проведения
неотложных розыскных действий; оперативно ориентируют о разыскиваемых лицах
постовых и патрульных, участковых инспекторов милиция» а при необходимости и
других сотрудников; выявляют разыскиваемых среди доставленных в дежурную часть
за правонарушения; организуют задержание разыскиваемых при поступлении сведений
о их появлении на обслуживаемой территории.
6. Участковые инспектора
милиции—осуществляют меры прёдупрёдительного характера к лицам, намеревающимся
уклониться от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения
определенных обязательств и правил; принимают непосредственное участие в
розыскных мероприятиях по обнаружению разыскиваемых лиц; инициативно и по
заданиям выполняют другие розыскные задачи.
7. Подразделения обеспечения охраны
общественного порядка выявляют разыскиваемых лиц в районах расположения постов
и маршрутов патрулирования, в медицинских вытрезвителях, спецприемниках;
принимают участие в преследовании и задержании разыскиваемых обвиняемых,
подсудимых, осужденных.
8. Подразделения
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, ГАИ—участвуют в розыскной
работе как по поручению руководителей органов внутренних дел, так и инициативно.
9. Следователи и
дознаватели—выявляют разыскиваемых лиц среди привлекаемых к уголовной
ответственности; принимают меры по предупреждению уклонения обвиняемых от
следствия и суда, их обнаружению; дают розыскные поручения органам дознания;
объявляют розыск обвиняемых и обеспечивают розыскные подразделения необходимой
информацией; выполняют иные процессуальные действия.
Руководители следственных
подразделений — осуществляют процессуально-ведомственный контроль за
своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным
избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после
обнаружения разыскиваемых.
10.Подразделения мест предварительного
заключения и лишения свободы — проводят неотложные мероприятия по розыску
совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу; выполняют розыскные
поручения; информируют заинтересованные органы внутренних дел о результатах
исполнения; осуществляют работу по предупреждению побегов осужденных и лиц,
заключенных под стражу.
11. Служба противопожарных и
аварийно-спасательных работ—принимает участие в мероприятиях по установлению
местонахождения разыскиваемых лиц по поручению руководителей органов
внутренних дел.
12. Подразделения внутренних
войск—совместно с территориальными органами внутренних дел участвуют в местном
розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны
караулов внутренних войск, а также военнослужащих внутренних войск, самовольно
оставивших место службы (дезертиров); ориентируют о них органы внутренних дел;
ведут контрольно-розыскные карточки на таких лиц; выполняют розыскные задания
ГУКВВ, округов, соединений и частей внутренних войск,
В пределах установленной
компетенции службы и подразделения органов внутренних дел, несут
ответственность за результаты розыскной деятельности.
Комплексное использование
сил и средств служб и подразделений органов внутренних дел в розыскной работе
в масштабе республики, края, области, городского и районного звена возлагается
на руководителей органов внутренних дел, которые несут персональную
ответственность за ее эффективность.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. Организационные основы розыскной
работы в горрайлинорганах
1.1. В горрайлинорганах розыскную работу
организуют их руководители и начальники служб. В этих целях они:
1.1.1. Поддерживают силы и средства служб и
подразделении в постоянной готовности для выполнения задач по розыскной работе.
1.1.2. С учетом складывающейся оперативной
обстановки определяют направления розыскной работы и функциональные обязанности
конкретных исполнителей.
1.1.3. Организуют работу по своевременному получению
и направлению информации по розыску.
1.1.4. Совершенствуют систему управления
подразделениями и нарядами, выполняющими задачи по розыску, создают группы оперативного
поиска и заслоны на узловых железнодорожных станциях, автомагистралях, крупных
морских и речных портах, аэропортах и других местах наиболее вероятного
появления разыскиваемых лиц.
1.1.5. Осуществляют контроль, оказывают
методическую и практическую помощь подчиненным сотрудникам, создают необходимые
условия для их нормальной работы.
1.2. Ведущая роль в розыскной работе
ГОРОВД возлагается на аппараты уголовного розыска.
1.3. Руководители аппаратов уголовного
розыска, паспортно-визовых и милиции общественной безопасности помимо участия в
решении вопросов, перечисленных в п. 1.1, осуществляют:
1.3.1. Анализ обстановки по линии розыскной
работы и внесение предложений об изменении расстановки личного состава ГОРОВД.
1.3.2. Непосредственное руководство работой
по розыскным делам, делам по установлению личности неизвестных граждан; ведение
работы по наиболее актуальным и сложным розыскным делам.
1.3.3. Меры по организации и поддержанию
постоянного взаимодействия подчиненных сотрудников между собой, со следователями
и работниками других служб, а также иными физическими и юридическими лицами.
1.3.4. Обучение работников ГОРОВД приемам и
методам обнаружения разыскиваемых лиц.
2. Организационные основы розыскной
работы в МВД, ГУВД, УВД,УВДТ'.
2.1. В МВД, УВД задачи по организации
розыскной работы по своим направлениям деятельности выполняют подразделения
криминальной милиции, милиции общественной безопасности, служб
паспортно-визовой, исполнения наказаний и лесных исправительно-трудовых
учреждений.
2.2. В МВД, УВД отвечающими за
организацию розыскной работы в республике, крае, области, автономном
образовании являются аппараты уголовного розыска, на которые совместно с милицией
общественной безопасности и паспортно-визовыми подразделениями возлагается:
2.2.1. Изучение и оценка состояния
розыскной работы в горрайорганах, эффективности использования сил и средств в
целях:
своевременного выявления
негативных тенденций в розыске, причин их возникновения и выработки мер по
совершенствованию это^г деятельности, оказание практической помощи подчиненным
подразделениям.
2.2.2. Подготовка на основе анализа
розыскной работы предложений руководству МВД, УВД проектов управленческих решений,
обобщенных материалов к совещаниям-семинарам руководителей -органов внутренних
дел и заседаниям коллегии по вопросам' розыскной работы, других аналитических и
информационно-справочных материалов для руководства МВД, УВД, а также информации
по розыску в соответствующие органы.
2.2.3. Осуществление планирования розыскной
работы.
2.2.4. Организация взаимодействия с
правоохранительными органами и иными юридическими лицами.
2.2.5. Координация действий служб и
подразделений МВД, УВД при разработке и реализации мер реагирования в условиях
осложнения оперативной обстановки по розыскной работе.
2.2.6. Осуществление контроля за ведением
розыскных дел;
изучение и распространение
положительного опыта.
2.2.7. Подбор, расстановка, обучение
кадров, участвующих в розыскной работе.
Страницы: 1, 2
|