Необходимо
возродить деятельность предприятий определенных видов и типов, которые
выполняли бы функции ведущего звена, способствовали бы внедрению новых форм
организации торговли и современных технологических процессов.
Опыт
зарубежных стран свидетельствует о быстром развитии крупных торговых
корпораций, которые составляют фундамент экономического могущества и
конкурентоспособности страны как на внутреннем так и на внешних рынках.
В
России развития тенденций внутренней торговли в этом направлении пока нет. В
перспективе необходимо создавать эти корпорации в форме акционерных обществ
открытого и закрытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и других,
предусмотренных ГК РФ.
Такие
корпорации окажут положительное воздействие на восстановление позиций
отечественных товаропроизводителей. Торговую корпорацию можно создать по
реализации, например, продукций легкой промышленности, которая совместно с
акционерным обществом могла бы принять участие в размещении заказов на
производство одежды и обуви на свободных мощностях, закупку на выгодных
условиях сырья и материалов. Возможно при этом предусмотреть осуществление
целевых программ отечественной промышленности и торговли по таким направлениям,
как "Одежда и обувь для детей", "Одежда и обувь для старшего
поколения" и др. С учетом анализа мировой торговой практики интеграционные
процессы в торговле будут связаны с образованием таких видов объединений, как
цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур и
добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные
торговые организации могут стать для розничного звена наиболее характерной
структурой. Сущность такого объединения состоит в том, что крупное торговое
предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с
малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в
качестве филиалов получают право на реализацию определенных товаров на конкретном
товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система
франчайзинга).
Можно
сказать, что в целях сохранения своих позиций на рынке, оптовые структуры также
будут стремиться к интеграции с розничными структурами на долговременной
основе, создавая оптово-розничные цепи. Оставаясь самостоятельными юридическими
лицами, они будут осуществлять общую коммерческую стратегию, разрабатывать
общую сбытовую политику, по единым принципам формировать торговый ассортимент и
согласовывать решение других задач.
В
условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились
новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции
строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения.
Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы:
ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и товаров;
указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и
продажи некоторых товаров через прилавок; перечень дополнительных услуг:
порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.
Считается,
что в данное время важно вмешательство государственных и муниципальных властей
в различные формы собственности торговых предприятий. При этом ему необходимо
обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм
предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной
экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью,
производственные и потребительские кооперативы, малые предприятия,
государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.)
Так
же все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике
принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных
товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим
определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения
гибкой системы скидок цен и др.)
В
услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для
них невозможно организовать транзитные поставки товаров.
Только
базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать
стабильное и бесперебойное ее поступление.
На
Западе существуют многопрофильные торговые компании – это фирмы, которые
владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся под общим управлением.
Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные
объединения. Такие организации есть во всех развитых капиталистических странах.
Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая закупает товары у
промышленных предприятий по льготной цене, членам объединения оказывает
различного рода услуги в виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием.
Таким
образом, развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых
методов розничной торговли является одним из важных направлений розничной
торговли.
Разнообразие
видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и
внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по
каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с
использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других
форм торгового обслуживания населения.
Многообразие
типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности,
размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания
населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот
сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения.
Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В
настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий,
специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам
доходов.
Следует
отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному
управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной
деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов
собственников, руководителей и наемного персонала.
Особенностью
этой формы управления в торговле должно быть стремление вовлечь в корпоративное
управление также интересы покупателей, сделать их постоянными посетителями
предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины должны использовать
хорошо организованный менеджмент, руководствоваться в торговой деятельности
данными маркетинга, добиваться эффективной организации труда, экономии издержек
обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли
2.1.
Классификация
предприятий розничной торговли
Розничная
торговля – это торговая деятельность по продаже
товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного
или домашнего использования. Все участники каналов распределения –
производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных
торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.
Чтобы
выяснить основные формы розничной торговли, необходимо рассмотреть критерии, по
которым обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких
критериев используют структуру собственности, структуру стратегии организации
торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.
Новая
тенденция российского ритейла – освоение торговыми сетями новых форматов.
Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”. Что
это: выход российской торговли на новые уровни развития, вынужденный ход или же
случайная гримаса российской розницы?
Как
бы мы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее
развития не остановить. Другое дело, так ли мультиформатность связана с
качественным ростом российской розницы, с необходимостью выстраивать форматы
более организованно, дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка,
или же все намного прозаичнее, и вызвана она желанием крупных игроков
использовать все имеющиеся торговые площади?
Сейчас
на российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском,
представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать
самые распространенные.
Дискаунтеры
– в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие
цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно
активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно
упала.
Супермаркеты
– магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более
высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.
Гипермаркеты
– с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных
принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны
гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и
затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.
“Магазины
у дома” – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих
потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в
такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом
молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом
сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны
бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно
развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома”
не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует
классическому пониманию сonvenience store.
Несколько
лет назад основные новости в мире ритейла были посвящены появлению и развитию
торговых сетей в рамках определенных форматов: “Седьмой Континент” и
“Перекресток” открывали супермаркеты, дискаунтеры “Пятерочка” освоили
санкт-петербургский рынок и вышли на московский, строил и открывал свои
гипермаркеты “Ашан”. Теперь же все больше новостей о том, как торговые сети
присматриваются и выходят в смежные для себя форматы.
“Седьмой
Континент”, специализирующийся на супермаркетах, запускает проект “магазинов у
дома” под маркой “Семь шагов”, в этом же направлении действует “Перекресток”, у
которого помимо супермаркетов уже имеются дискаунтеры “Мини-перекрестки” и
открылись первые объекты формата “Перекресток рядом”. “Рамстор” открывает
гипер- и супермаркеты, Spar продвигает уже освоенную в других странах мира
модель, сочетающую InterSpar, EuroSpar, Spar (гипер-, супермаркет, “магазин у
дома”).
Но некоторые компании отрицают свою мультиформатность.
Но
это скорее, то самое исключение, которое только подтверждает общее правило: сети
начали развитие в нескольких параллельных направлениях.
2.1.1.
Классификация предприятий розничной торговли
по формам собственности
Предприятия
розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую
сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы (рис. 1).
Рис. 1. Классификация розничной торговли по формам
собственности
Независимые
розничные торговцы. Они
владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание
покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят
продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные
станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных
торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции
и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих
странах существует значительная конкуренция.
Торговая
сеть. Это одно из заметных
явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают
совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют
централизованную закупку и сбыт продукции. В настоящее время в США на долю
сетей приходится 20% розничных торговых точек, обеспечивающих 52% оборота всей
розничной торговли.
Розничные
франшизы. Это юридически
оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут
выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и
держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения
позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную
деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.
Приобретение франчайзинга позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами
уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных
розничных предприятий.
Арендуемый
отдел. Это, как правило,
отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или
специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого
отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил,
установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо
известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового
предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным
условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма
торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов
пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков,
киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Кооперативы
розничной торговли. Они
могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение
независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить
многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров,
осуществлять совместное планирование и рекламу.
В кооперативах, созданных потребителями, розничный магазин
принадлежит его членам пропорционально вложенным ими средствам. Цель такой
кооперации – приобретение продуктов и товаров для самих членов по более низким
ценам. Доля таких кооперативов в общем объеме розничной торговли весьма мала.
Данную классификацию можно проводить, используя комбинацию
таких характеристик, как режим работы, местоположение, товарный ассортимент,
уровень цен и т.п. На рис. 2 показаны предприятия розничной
торговли, попадающие под такую классификацию.
Рис. 2.
Классификация предприятий розничной торговли по структуре стратегии
2.1.2.
Розничная торговля, осуществляемая вне
магазина
Хотя
на сегодняшний день подавляющее большинство товаров и услуг продаются в стенах
тех или иных предприятий розничной торговли, объем продаж, осуществляемых вне
магазинов, растет гораздо быстрее. На его долю приходится уже 12% всех
потребительских покупок. Некоторые наблюдатели делают прогноз, что уже к началу
XXI в. половина всех товаров будет продаваться вне магазинов. По другим оценкам
к этому же времени около одной трети всех продаж потребительских товаров будет
проходить по внемагазинным каналам, таким как теле, магазины, по каталогам и
через сеть Internet.
Многие
магазины принадлежат независимым владельцам, однако, все большее их число
относится к одной из форм корпоративной розничной торговли. Такие организации
во многом используют эффект масштаба. Основные типы организаций, занимающихся
розничной торговли, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные
типы внемагазинной розничной торговли
|