По этой же причине основные марки следует размещать
в начале каждой ассортиментной группы. В еще не заполненную корзину человек
возьмет больше товара. Это довольно простая психология, но ее необходимо
принимать во внимание.
Известно, что с одних полок товар продается лучше,
с других хуже. Полки, которые находятся на уровне глаз покупателя и до третьей
пуговицы на рубашке, считаются наиболее привлекательными. Перемещая товар с
этих полок вниз, вы теряете от 40 до 70 процентов продаж.
Решая, какой товар ставить на полки, находящиеся на
уровне глаз, следует руководствоваться все тем же принципом: в наиболее
выгодном положении должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль. Это
может быть и товар, которому посвящены проводимые в магазине мероприятия по
стимулированию сбыта (рекламная акция, дегустация, сопутствующие рекламные
материалы, плакаты и т.д.).
На самых нижних полках должны быть размещены продукты,
которые покупают не импульсивно, а осознанно. Например, 5-литровые бочонки
пива. За неделю в магазине может уходить 3-4 бочонка, но покупатель, зная, где
искать этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.
На полке, на переднем плане должны быть выставлены
как минимум 3-5 упаковок (бутылок, пачек, банок) каждого вида продукции.
Ближе всего к покупателю, естественно, должен
располагаться товар, у которого срок реализации близок концу. Зависший товар с
истекающим сроком годности можно реализовать во время дегустации, презентации и
т.д. Отбор продуктов нужно контролировать, а не отдавать на усмотрение грузчику
дяде Васе, который наверняка возьмет со склада не тот ящик.
Принцип двух пальцев. Полка по высоте должна соответствовать продаваемому
товару. Известен принцип: если между верхним краем товара и следующей полкой
можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На
сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
Удлинители полок. Удлинители полок позволяют
повысить эффективность стеллажных выкладок. Они могут быть фанерными,
проволочными, металлическими и расширять зону выкладки традиционных стеллажей.
Проволочные корзины, в которых навалом складывается уцененный товар, также
могут найти применение.
Идеология основной выкладки
Если учесть, что всего лишь около 5 процентов всех
магазинных продаж падает на специальные выкладки, значение основной выкладки на
полках становится очевидным. Главными идеологическими принципами основной
выкладки являются:
-
обзор;
-
доступность;
-
опрятность;
-
соответствующий вид товаров
переднего ряда;
-
заполненность полок;
-
привлекательность упаковки;
-
маркировка цены;
-
определенное место на полке;
-
постоянное восполнение запасов.
Обзор.
Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. На уровне глаз
покупателя располагаются товары импульсивного спроса, раскупаемые в большом
количестве и дающие хорошую прибыль. Место на стеллажах распределяется так,
чтобы привлечь внимание посетителей магазина и обеспечить быструю раскупаемость
товара и повысить эффективность каждой полки. При уменьшении прибыли обзор
товара на полке становится крайне важной характеристикой, повышающей продажи с
квадратного метра и валовую прибыль при снижении расходов.
Доступность. На верхней полке товары должны размещаться с учетом их
доступности для покупателей. Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог
без затруднения снять товар оттуда. Это облегчает покупки, улучшает внутренний
вид магазина, обеспечивает лучший обзор для персонала и затрудняет хищения.
Полки могут располагаться довольно высоко для максимального расширения
стеллажной площади и повышения продаж на 1 кв. метр, и товар на верхней полке
должен выкладываться в разумных количествах.
Опрятность. Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть
или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен
удаляться с полки и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на
продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток должны
быть идентифицированы, уценены и выставлены в другом месте (где товар
выкладывается навалом).
Соответствующий вид товаров переднего ряда. Количество товаров переднего ряда зависит от
объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения
стеллажного запаса. Установленное для переднего ряда количество должно
поддерживаться для контроля этого запаса и ускорения товарооборота. Хотя
считается, что выгоднее всего отдавать больше места ходовым товарам, другие
варианты тоже могут оказаться эффективными. Эта эффективность выявляется в
крупных магазинах с большим товарооборотом, а вариации должны применяться с
осторожностью, поскольку их могут принять за манипуляции, что может привести к
утрате ожидаемого эффекта, а также к потере лица магазина. Вариации следует
применять сменой одной-двух этикеток на ходовом товаре в пользу более
прибыльного товара с фирменным знаком - как правило, маркой торгового дома.
Надо следить, чтобы запас не истощался. Исследования показали, что такие
изменения сказываются на распродажах ассортимента продуктов.
Заполненность полок. Базовый принцип торговли по системе самообслуживания
состоит в следующем - максимальные обороты можно делать только при полностью
заполненных полках. Если товар основного ассортимента распродан, можно временно
заполнить опустевшие полки товаром импульсивного спроса. В утешение покупателю
на освободившемся месте можно оставить написанную от руки записку покупателю,
например, такого содержания: Извините, наш запас плавленого сыра марки в упаковках
по 200 граммов временно закончился. Мы надеемся получить их со склада в
достаточном количестве такого-то числа.
Привлекательность упаковки. В магазинах самообслуживания упаковка - это
больше, чем пакет или коробка, предназначенная для сохранения содержащегося в
ней продукта. В каком-то смысле она служит инструментом продаж. Посетители
тратят на покупку в среднем 25 минут. Это значит, что выбор нескольких
продуктов из тысяч выставленных на стеллажах товаров происходит в быстром
темпе. Поэтому необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее
зрительное впечатление от товара. Супермаркет заинтересован в продаже
фасованных товаров, привлекательность знакомой обертки которых и привычное
место на полке требуют внимания к себе при пополнении полочного запаса. Также
важно, чтобы упаковка затрудняла хищение содержащегося в ней продукта. К
примеру, крышки не должны быть взаимозаменяемыми, чтобы воры не могли закрыть
дешевой крышкой более дорогостоящую бутылку или банку.
Маркировка цен. Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно уходит
в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен
определителями цены. Однако там, где все еще используется маркировка, цены
должны проставляться правильно, чтобы сохранить доверие покупателя. При изменении
данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом товаре.
Определенное место на полке. Покупатели привыкают к тому, что нужный им товар
всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться
в рамках отдела и производиться по веским причинам. Местоположение продуктов
должно соответствовать указателям и вывескам в проходах.
Постоянное восполнение запасов. Передвижение продукта с заднего ряда на передний
план при восполнении запасов на полках должно происходить по испытанному и
оправдавшему себя принципу: пришедший первым уходит первым. Ротация товара при
заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.
3.4.1. Организация размещения и выкладки товаров
как составная часть управления торговым предприятием
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными
средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые
предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным
аспектам своей деятельности.
Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать
потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели
знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его
находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в
процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей
движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с
расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом
оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке
выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин,
приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Для разработки рекомендаций по размещению и выкладке товаров в торговых
предприятиях был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы и
практики размещения товаров в торговом зале. Полученные рекомендации можно
разделить по нескольким направлениям:
-
определение места расположения секции (комплекса) в
торговом зале;
-
определение площади торгового зала под секцию
(комплекс);
-
определение способа и места выкладки товара на
оборудовании;
-
оформление полок.
Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале
Товары в магазине группируются по секциям (комплексам). Специализация
последних может строиться по товарно-отраслевому принципу (секции «Одежда»,
«Обувь») или по принципу комплексности спроса (комплекс «Товары для женщин»).
Определение места расположения секций — это прежде всего продуманная
последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии
покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского
спроса.
Закрепление за секциями зон размещения в торговом зале проводится с
учетом следующих основных требований:
зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине,
должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к
продаже;
-
зона товарных групп, требующих длительного
ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала;
-
зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые
товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
-
затраты труда торгового персонала, связанные с
пополнением и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;
-
к товарам должен быть обеспечен свободный доступ
покупателей;
-
соблюдение принципа товарного соседства с учетом
специфических особенностей каждой товарной группы;
-
последовательность расположения секций
целесообразно сохранять неизменной. Так как покупатели привыкают к местам
расположения товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной
секции.
В отечественной и зарубежной практике существуют противоречивые мнения
и решения по поводу размещения товаров в торговом зале. Некоторые менеджеры
предлагают размещать товары наиболее частого спроса (хлеб, молоко, овощи,
галантерея, парфюмерия, моющие средства и т.п.) вблизи от входа в торговый зал,
объясняя это тем, что не следует заставлять покупателей, пришедших за этими
товарами, проходить через весь торговый зал. Другие, наоборот, размещают эти
товары в глубине торгового зала, чтобы покупатель, проходя к ним, делал так
называемые импульсивные, т.е. заранее не предусмотренные, покупки. Факторами,
влияющими на размещение секций в зале, являются традиции, характер и
привлекательность внешнего вида товара, удобство работы для торгового
персонала, рентабельность, удобство для покупателей и личные предпочтения
менеджера.
Для определения мест расположения секций следует проанализировать,
какие из них наиболее предпочтительны для тех или иных ассортиментных групп,
какие зоны в магазине являются ценообразующими, какие — приносят наибольшую
прибыль. Так, недорогие товары «работают» на то, чтобы создать у покупателя
благоприятное впечатление об уровне цен магазина. Если разместить их в начале
торгового зала, покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товары
уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания. Известен принцип
«чересполосицы», при котором товары с низкими ценами, приносящие магазину
наибольшую прибыль, чередуются по ходу покупателей в торговом зале. Принцип
«чересполосицы» используется и тогда, когда отдельные группы товаров
повседневного спроса выкладывают на некотором расстоянии друг от друга. В этом
случае покупатели попутно осматривают другие товары.
При расположении секций в больших магазинах следует учитывать, что
покупатели начинают обход торгового зала с правого угла фасада и движутся по
залу против часовой стрелки. Кроме того, покупатели обычно проходят первую
треть магазина быстрее, чем остальную его часть. Эти особенности необходимо учитывать
при определении мест размещения товаров, нуждающихся в активизации продажи, а
также модных и новых товаров. Их следует располагать в местах, наилучшим
образом обозреваемых покупателями. С правой стороны движения покупательского
потока следует размещать товары, реализацию которых желательно увеличить, а с
левой, в направлении к выходу, — товары повседневного спроса.
В супермаркетах, универсамах и других универсальных продовольственных
магазинах правая (от входа) стена торгового зала считается наиболее выигрышным
участком в зале. Это начало маршрута почти всех покупателей, которые входят в
магазин; именно правая стена создает первое и самое яркое впечатление о
магазине. Правая стена — идеальное место для выкладки товаров, которые
приобретаются импульсивно. Многие специалисты считают, что мясо, мясопродукты,
фрукты и овощи выглядят привлекательнее других товаров и поэтому создают более
благоприятное первое впечатление. Прежде у правой стены выкладывали только
овощи и фрукты, а позже стали выкладывать и другие вышеуказанные товары.
На втором месте по значимости находится участок, примыкающий к задней
(длинной) стене торгового зала. Если у правой стены выложены овощи и фрукты, у
задней размещают мясо и наоборот. Специалисты считают, что мясной отдел используется
как стимул, заставляющий покупателей пройти через весь торговый зал и по пути
сделать дополнительные покупки, в том числе и импульсивные.
Отдел бакалейно-гастрономических товаров следует размещать в центре
зала, где покупательские потоки не отличаются интенсивностью. Считается, что
это происходит из-за расположения мясного отдела (овощей-фруктов) около задней
стены. Дело в том, что покупатели сначала осматривают и покупают товар,
расположенный у правой торцевой стены, затем проходят по торговым проходам
бакалейно-гастрономического отдела к мясному (овощам-фруктам), расположенному у
задней стены, и в этом отделе осуществляют покупки. Пройдя весь мясной отдел,
они возвращаются в бакалейно-гастрономический, но не в его центр, а осматривают
лишь несколько крайних его прилавков.
Третьим по выгодности и значимости участком торгового зала крупного
магазина обычно является левая торцевая стена. Здесь покупатели оказываются
почти в конце пути своего следования по торговому залу, и здесь же
заканчивается та примерная сумма, которую покупатель предполагал истратить на
покупки. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо тщательно
продумать размещение отделов у левой стены. Здесь целесообразно размещать
товары повседневного или импульсивного спроса (молоко и молочные продукты,
выпечку, замороженные полуфабрикаты).
Наиболее сложной задачей для мерчандайзеров является привлечь
покупателей в углы торгового зала. Покупатели всегда стремятся спрямить углы и
не заходить в них, если там не продаются особо притягательные товары. Замечено,
что покупатели обычно огибают углы быстрым шагом. Одним из решений проблемы
эффективного использования угловой площади является размещение там мелких
отделов, которые покупатель сразу видит и узнает; винного отдела, отдела деликатесных
товаров. Эффективно размещать в углах отделы, где приготовляются продукты
питания (куры-гриль, шашлыки, выпечка и др.), аппетитные запахи которых
завлекают покупателей. Кроме того, когда мелкие отделы размещаются в углах
торгового зала, достигается и некоторая защита от хищений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|