Организация работы юридической службы
СОДЕРЖАНИЕ
1. АКТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И
КАЧЕСТВУ. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 8
3. ЗАДАЧА
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19
1.
АКТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И
УТВЕРЖДЕНИЯ
Приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с обязательными
требованиями нормативно-технической документации и другими обязательными правилами.
Приемка товара также осуществляется в соответствии с данными, указанными в
маркировке и сопроводительных, транспортных документах, удостоверяющих количество
и качество поставляемого товара, а также в соответствии с условиями договора. В
случае отсутствия указанных документов или некоторых из них приемка товара не приостанавливается,
если иное не предусмотрено договором, а при составлении акта в нем указываются недостающие
документы, влияющие на приемку товара по количеству и качеству.
Приемка товара по количеству и качеству, как правило, должна производиться
непрерывно. При получении больших партий товара и необходимости длительной его проверки
либо по иным уважительным причинам покупатель может допустить перерыв в приемке,
обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным
товаром. При этом приемка товара по количеству и качеству должна быть произведена
в установленные сроки.
Товар, поставляемый продавцом без тары, в открытой или поврежденной таре,
принимается покупателем по количеству в момент получения его от продавца или от
перевозчика либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных
транспортных средств и тарных мест, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки
действующими на транспорте правилами или договором перевозки. В таком же порядке
принимается товар по весу брутто и количеству мест в исправной закрытой таре.
Товар в исправной закрытой таре по весу нетто и количеству товарных единиц
в каждом тарном месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но
не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару - не позднее 24 часов с момента
доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.
Во всех остальных случаях товар принимается покупателем с соблюдением указанных
в настоящем пункте сроков, исчисляемых с момента выдачи груза перевозчиком.
Приемка товара по качеству на складе покупателя
производится в следующие сроки: - при поступлении товара из другого населенного
пункта - не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара - не позднее 24 часов после
его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя; -
при поступлении товара из данного населенного пункта - не позднее 10 дней, а скоропортящегося
товара - не позднее 24 часов после его получения от транспортной организации или
поступления на склад покупателя.
В случае обнаружения в ходе приемки товара по количеству и качеству недостачи,
ненадлежащего качества товара или его порчи срок приемки, прерывается для вызова
представителя продавца или незаинтересованного лица и продолжает исчисляться после
возобновления приемки.
Если при приемке товара по количеству
и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты
приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления.
В акте должно быть указано, если таковое имеется: - наименование составившего
акт покупателя в соответствии с его учредительными документами, юридический адрес
и адрес, по которому производится приемка товара; - дата составления и номер акта,
время начала и окончания приемки товара. Если приемка товара произведена с нарушением
установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности приемки, время
их возникновения и устранения; - фамилия, имя и отчество должностных лиц, участвовавших
в приемке товара и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности,
дата и номер документа, уполномочивающего представителя на участие в приемке товара;
- наименование и адрес продавца; - дата выдачи и номер документа о вызове представителя
продавца либо иного юридического лица; - номер и дата заключения договора; - номер
и дата выписки счета-фактуры и транспортной накладной; - номер и дата составления
документа, удостоверяющего качество товара; - дата отправки товара из пункта отправления
или со склада продавца; - дата прибытия товара в пункт назначения, время выдачи
груза перевозчиком, время вскрытия опломбированных транспортных средств и тарных
мест, время доставки товара на склад покупателя или иного лица согласно указанию
покупателя; - дата составления и номер акта, выданного транспортной организацией,
если такой акт составлялся при получении товара от перевозчика; - условия хранения
товара на складе покупателя до его приемки, а также сведения о том, что определение
количества товара производилось на исправных весах или другими измерительными приборами,
проверенными в установленном порядке; - состояние, недостатки тары и упаковки в
момент осмотра товара, содержание наружной маркировки тары и другие сведения, на
основании которых можно сделать вывод о принадлежности упаковки, в которой предъявлен
товар, а также дата вскрытия тары, количество товара, находящегося в данной таре
или упаковке; - при выборочной проверке товара - порядок отбора товара для выборочной
проверки с указанием основания такой проверки; - кто осуществил пломбирование и
взвешивание (продавец или перевозчик) отгруженного товара, исправность пломб и содержание
оттисков согласно действующим на транспорте правилам; - общий вес товара (фактический
и по документам), вес каждого тарного места, в котором обнаружена недостача (фактический
и по ярлыку на таре или упаковке); - транспортная и отправительская маркировки мест
(по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб
на отдельных тарных местах; - способ определения количества недостающего товара
(взвешивание, подсчет тарных мест, обмер и др.), возможности вмещения недостающего
товара в тарное место; - количество (вес), полное
наименование и перечисление предъявленного к осмотру и фактически проверенного товара
с выделением забракованного товара, подлежащего исправлению у изготовителя или на
месте, в том числе путем замены отдельных частей (деталей), а также товара, сорт
которого не соответствует указанному в документе, удостоверяющем его качество. Подробное
описание выявленных недостатков; - основания, по которым товар переводится в более
низкий сорт, со ссылкой на нормативно-техническую документацию, другие обязательные
правила; - количество некомплектного товара и перечень недостающих частей, узлов
и деталей, их стоимость; - нормативно-техническая документация, образцы (эталоны),
по которым производилась проверка качества товара; - номер работника службы контроля
качества предприятия -- изготовителя товара, если на товарах такой номер указан;
- сведения об отборе образцов (проб) и куда они
направлены; - точное количество недостающего товара и его стоимость; - заключение
о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков
и причинах их возникновения; - другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих
в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи или ненадлежащего
качества и некомплектности товара. Если при приемке товара будут выявлены не только
недостача, но и излишки его против данных, содержащихся в транспортных и сопроводительных
документах продавца, то в акте должны быть указаны точные сведения об этих излишках.
При выявлении излишков товара покупатель незамедлительно сообщает об этом продавцу,
а также высылает ему соответствующее письменное уведомление.
При достижении согласия между представителем продавца и покупателем о количестве
недостающих товаров, их стоимости, характере недостачи, характере выявленных дефектов
и причинах их возникновения факты недостачи товаров и их некачественности могут
быть зафиксированы совместным актом в произвольной форме, избранной представителем
продавца и покупателем.
Акт подписывается всеми должностными лицами,
участвовавшими в приемке товара. Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта,
обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте
делается соответствующая отметка.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, указывается, что эти лица
предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие
действительности. Если между продавцом (его представителем) и покупателем возникают
разногласия о характере выявленных дефектов по качеству и причинах их возникновения,
а также о причинах образования недостачи товара, то для их определения покупатель
обязан пригласить эксперта, представителя компетентной организации или представителя.
Акт утверждается руководителем юридического лица, покупающего товар (его заместителем),
либо предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического
лица, не позднее следующего дня после составления акта. Если приемка товара производилась
в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается указанными в настоящем
пункте лицами в первый рабочий день после выходного или праздничного дня. Акты организаций,
имеющих право на дачу экспертных заключений, утверждаются ими в установленном порядке.
К акту, составленному в соответствии с требованиями законодательства, прилагаются:
- копии сопроводительных документов или ведомости сверки фактического наличия товара
с данными, указанными в документах продавца; - упаковочные ярлыки, кипные карты
и другие документы, вложенные в каждое тарное место; - квитанции места назначения
о проверке веса товара, если такая проверка проводилась; - пломбы от тарных мест,
в которых обнаружена недостача; - транспортный документ в подлиннике, а также копия
претензии перевозчику, если такая претензия предъявлялась; - документ, удостоверяющий
полномочия представителя, направленного для участия в приемке; - акт о приостановлении
приемки товара, составляемый для вывоза представителя в случаях обнаружения недостачи
или ненадлежащего качества товара; - документ, содержащий данные об обвесе или обмере,
если количество товара определялось путем взвешивания или обмера; - ведомости подачи
и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, натурный лист; - акт отбора образцов (проб)
и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб); другие
сведения, подтверждающие причины возникновения недостачи и порчи (ухудшения) качества
товара (анализ на влажность товара, имеющего соответствующие допуски на влажность,
сведения о льдоснабжении, температурном режиме, коммерческие акты и другие документы).
Акты приемки товара по количеству и качеству регистрируются и
хранятся в порядке, установленном покупателем.
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ
ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Юридическая служба предприятия (объединения) в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством Республики Беларусь и уставом предприятия (объединения).
Основными задачами юридической службы являются: - обеспечение законности в
деятельности предприятия (объединения); - активное использование правовых средств
для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины,
выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия
(объединения); - защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);
- обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии
(объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих
действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.
В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения)
выполняет следующие основные функции: - организует правовое обеспечение работы предприятия
(объединения) в условиях рыночной экономики; - участвует в работе по подготовке
и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих
взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной
и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета; по согласованию
с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов
других подразделений предприятия (объединения); - контролирует соблюдение установленного
на предприятии (объединении) порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных
претензий; - совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями
проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия
(объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов,
состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений
договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных
средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные
органы; - проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю
предприятия (объединения) проектов приказов и других документов нормативного характера,
визирует их; - подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или
отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения);
- осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных
актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения),
а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене; - принимает
меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета
и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования
труда, повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их исполнение;
- оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения)
при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями
других стран; - участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера,
направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства
о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных
ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение
непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом
лиц; - ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение) и
издаваемых им нормативных актов; - участвует в работе по подготовке, заключению
и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует
проекты договоров (контрактов); - анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных
договоров и представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению
выявленных недостатков; - ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном
порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного управления
при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой
работой, если она ведется другими структурными подразделениями предприятия (объединения);
- анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимает меры по устранению
недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хозяйственных
споров; - дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание
материальных ценностей; - участвует в организации и проведении пропаганды правовых
знаний, информирует работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве,
разъясняет практику его применения; - дает заключения, консультации по правовым
вопросам, возникающим в деятельности предприятия (объединения); - при обнаружении
нарушений законности в деятельности предприятия докладывает об этом руководителю
предприятия (объединения) для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.
Страницы: 1, 2
|