Следует учесть, что наличие
фактора 12 (отсутствие каких-либо документов, регламентирующих СОПУ на
предприятии) применительно к использованию в предлагаемой таблице предполагает
наличие или отсутствие на данном участке учёта перечня лиц, имеющих право
подписи первичных документов. Все остальные нарушения, относящиеся к фактору
12, аудитор отдельно будет отмечать (и давать рекомендации по исправлению их) в
своём отчёте.
Результаты предлагаемой
таблицы помогут также аудитору при определении объёма выборки, которая будет
присутствовать при аудите каждого конкретного участка (независимо от того,
будет ли на этом участке необходим предварительный аудит СОПУ или нет).
Определение объёма выборки по участкам учёта представляется возможным
вследствие того, что вся проверяемая совокупность данных разбивается в результате
на отдельные группы в зависимости от того, какой вывод сделает аудитор, оценив
комбинацию предлагаемых 12 факторов риска.
Критерии оценки размера
выборки могут быть разными. В силу того, что возможны более 4000 комбинаций
сочетания 12 факторов, конкретной методики определения размера выборки не
предлагается, т.к. отдельные сочетания факторов могут предполагать наличие
конкретных ошибок (а следовательно, выборка будет нерепрезентативной). Другие
сочетания (особенно если среди присутствующих факторов будет находиться фактор
3 – участки учёта с наиболее многочисленным объёмом первичной учётной документации)
предполагают обязательное использование представительной (репрезентативной)
выборки, которая на каждом конкретном участке в зависимости от количества
единиц отбора, их суммового выражения (существенности хозяйственных операций
данного участка учёта), предполагаемого аудиторского риска и ряда других причин
будет определяться одним из методов аудиторской выборки, предлагаемых
стандартом «Аудиторская выборка».
При этом, опираясь на свое
профессиональное суждение, аудитор может счесть целесообразным проведение
аудита на конкретном участке учёта методом сплошной проверки.
Далее идёт разработка:
· плана предстоящей проверки СОПУ;
· общей программы предварительного
аудита СОПУ по отдельным разделам учёта.
Примерный план аудита системы первичного учёта приведён в Приложении
9 [29,
с.105]
В развитие плана аудита первичного учёта составляется программа проведения
проверки СОПУ для тех разделов учёта, где необходим предварительный аудит
системы первичного учёта. Необходимо отметить, что организацию предварительной
проверки состояния первичного учёта по любому разделу необходимо строить по
одинаковой схеме. При этом аналитические процедуры разбиваются на три группы,
соответствующие трём элементам системы первичного учёта, а именно:
1.
проверка
организации сбора и регистрации оперативного факта, подлежащего первичному
учёту на конкретном участке учёта;
2.
проверка
массива первичной учётной документации на конкретном участке учёта;
3.
проверка
организации работы с документацией на конкретном участке учёта.
Результаты анализа четвертого
элемента – среды функционирования системы первичного учёта, проведённого во время
предплановой подготовке к проверке, также обязательно должны быть учтены при
проведении аудиторских процедур. Каждой аналитической процедуре присвоен номер,
состоящий их трёх чисел: первое – порядковый номер проверяемого участка учёта,
второе – принадлежность к одной из трёх подсистем СОПУ, третье – порядковый
номер процедуры.
Примерная программа предварительного аудита первичного учёта приведена в
Приложении 10 [29, с.111].
Составив план и программу проверки СОПУ на предприятии, а затем разработав
общий план и программу аудита всей системы учёта на предприятии, аудитор может
приступать к проведению аналитических процедур согласно разработанной
программе, в том числе к проведению аналитических процедур по проверке СОПУ.
Выбор именно этого раздела учёта обусловлен тем, что:
- высок риск возможных ошибок, нарушений и намеренных искажений в
организации СОПУ
- этому участку соответствуют два типа первичной учётной документации
(ПУД): создаваемые на предприятии – первый участок и получаемые со стороны –
второй участок
Одним из требований Российского правила (стандарта) «Цели и основные
принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» является соблюдение на
всех этапах проведения проверки принципа профессионального скептицизма с
учетом вероятности того, что получаемые аудиторские доказательства могут быть
неверными [21, с.147].
Поэтому основная цель предварительной проверки СОПУ на этом участке -
установить достоверность фактов списания ТМЦ в производство и гарантировать
качество оправдательной первичной документации. Это необходимо для того, чтобы
аудитор, проверяющий раздел и участок учёта, мог с уверенностью опираться на
данные первичного учёта (в частности, при проверке соответствия корреспонденций
счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах учёта, способов списания ТМЦ,
сумм, списанных на себестоимость производственной продукции, и т.д.).
Хозяйственные операции по списанию ТМЦ в производство относятся к
операциям с повышенным уровнем риска. Это объясняется такими причинами, как:
1. вероятность хищения ТМЦ;
2. огромный объём совершаемых операций и соответственно большой массив
ПУД, следствием чего могут стать:
- отсутствие оправдательных документов;
- несанкционированное списание ТМЦ (отсутствие реквизитов, придающих
документам юридическую силу);
- утеря документов;
3. искажение фактов списания ТМЦ.
Процедура 1.1 Проверка достоверности (полноты и точности) фатов списания
ТМЦ в производство.
На данном этапе необходимо убедиться в том, что при списании ТМЦ в
производство подсчёт количественных показателей проводится с достаточной
степенью точности и подсчёту подвергаются все без исключения ТМЦ, списываемые в
производство. Процедура проводится с помощью методов наблюдения и пересчёта.
Необходимо выяснить, какие способы, приёмы и технические средства
используются на предприятии при измерении ТМЦ, оценить состояние весового
хозяйства и измерительных приборов, в том числе проверить, как часто должны
проверяться приборы и когда проверка проводилась в последний раз.
На складе Тверского управления инкассации в весовом хозяйстве нет
необходимости. Подсчёт количественных показателей производится с достаточной
степенью точности.
Процедура 1.2 Проверка оперативности регистрации фактов списания ТМЦ на
носителях информации. При проведении этой процедуры следует выяснить, всегда ли
данные о совершении хозяйственной операции фиксируются либо на носителе в
момент совершения операции, либо сразу после её окончания. Получить такую информацию
возможно, только используя устный опрос получателей товарно-материальных
ценностей.
Задавая такой вопрос о том, каким образом (заполнение бланков вручную,
создание документа с помощью вычислительной техники и проч.) и когда происходит
фиксация факта отпуска материалов в производство можно составить определённое
мнение об уровне оперативности фиксации факта и о том, какова вероятность того,
что такой уровень оперативности на данной стадии учётного процесса присутствует
всегда.
При опросе было выявлено, что регистрация фактов списания происходит не
своевременно, т.е. бывают случаи регистрации фактов списания через день, после
списания, поэтому существует возможность упущения регистрации какого-либо
факта.
Процедура 1.3. Проверка законности первичной учетной документации
(ПУД), оформляющей списание ТМЦ в производство.
Проведение этой процедуры обязательно, цель её – получение достаточных
доказательств того, что весь массив ПУД по списанию ТМЦ в производство имеет
юридическую силу. В ходе проведения процедуры используются следующие источники
информации:
- требования-накладные (№М-11)
- карточки учёта материалов
- приказы об утверждении лиц,
имеющих право подписи первичных документов.
К проверке документации, оформляющей операции, по которым обнаружены
расхождения, следует подойти с особой тщательностью. Выявленные ошибки и
нарушения в оформлении первичной документации по этим операциям следует свести
в табл. 3.1.
Табл. 3.1 Проверка законности ПУД по списанию ТМЦ в производство
|