аналитический
учёт.
Пример:
журнал-ордер №6
3. По
форме построения:
А)
односторонние - все записи на одной стороне листа
Б)
двухсторонние - по Дебету на одной стороне листа, по Кредиту на другой.
В)
шахматные - по стокам счёта по Дебету, по столбцам по Кредиту.
4. По
внешнему виду
А)
бухгалтерские книги - скреплённые и сшитые в брошюру листы.
Б)
карточки - таблицы на бланках из картона и т.п.
В)
свободные листы - таблицы со специальным графлением для
синтетического
и аналитического учёта. (Ведомости, журналы ордера)
Г)
машинные носители информации - машинограммы.
В
последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких
документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций,
а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
При хранении регистров
бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных
исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть
обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты
исправления.
Содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является
коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, - государственной тайной.
Лица,
получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и
во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и
государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации.
Обработанные
документы систематизируются по видам операций и подшиваются в папки в
хронологическом порядке, затем производится нумерация документов. На обложке
указывается количество документов. После этого папка поступает на хранение. Оно
производится в архивах, которые бывают текущими и постоянными. В текущем
хранятся папки с документами за текущий год, в постоянном за прошедшие годы. За
сохранность архива отвечает руководитель предприятия и главный бухгалтер. По
прошествии нескольких лет документы передаются в государственный архив, если
они важны, другие уничтожаются. О выбытии документа делается отметка в архивной
книге.
Требования
главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и
представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех
работников организации.
Решением
Госналогслужбы Российской Федерации от 27 июня 1996 года минимальный срок
хранения целого ряда документов бухгалтерского учёта был увеличен до 5 лет.
Федеральным законом "О бухгалтерском учёте" минимальный срок хранения
первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и отчётности был
установлен не менее 5 лет.
При
изъятии первичных учётных документов налоговыми органами необходимо наличие
мотивирующего постановления должностного лица. Изъятие документов в
обязательном порядке производится в присутствии понятых лиц и оформляется
протоколом выемки, копия которого вручается под расписку руководителю или
главному бухгалтеру организации. Изъятые документы перечисляются и описываются
в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и
количества изымаемых документов.
При
использовании автоматизации в бухгалтерском учёте можно отказаться от ряда
первичных документов в виде бумажных носителей. Но документы, касающиеся
движения денежных средств, и документы, в которых нужна подпись, должны быть
бумажными.
Вывод:
Информация, которая находит отражение в учетных документах, должна быть
достоверной, качественной, эффективной, т.е. формироваться с наименьшими
затратами труда и времени.
1.3.
Особенности деятельности КГУ «Светлинский лесхоз» и его учетная политика
Лесхоз
Федерального агентства лесного хозяйства является федеральным государственным
учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, субъектов
Российской Федерации, средств бюджетов органов местного самоуправления и
внебюджетных источников.
В соответствии
с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете», а также нормами глав 21, 25 Налогового кодекса Российской Федерации
учетная политика является основным организационно-распорядительным документом,
регулирующим особенности организации бухгалтерского учета в каждом конкретном
случае и особенности формирования налоговой базы и налоговых регистров, а
также документом, который позволяет сформировать и выработать грамотные
управленческие решения, направленные на повышение экономической эффективности
деятельности лесхоза.
Во всех случаях учетная политика лесхоза должна
отвечать шести требованиям ведения бухгалтерского учета: полнота,
своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой,
непротиворечивость и рациональность.
При формировании учетной политики по конкретному
направлению или конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета лесхозом
выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством. Лесхоз
имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях
отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодологическими
подходами и действующим законодательством.
Общие положения, одинаковые для всех лесхозов, не следует включать в
учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение
которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от принятых
в других лесхозах. Наличие в нормативно-правовых актах формулировок “может”
или “имеет право” влечет за собой определение очередного элемента учетной
политики.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального
закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность
за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер.
Утверждение учетной политики входит в компетенцию
руководителя организации.
Учетная политика лесхоза оформляется организационно-распорядительным
документом. К таким документам относятся приказ или распоряжение
руководителя.
В названии приказа об учетной политике может и не
быть указания на год ее принятия, так как предполагается последовательность
применения однажды избранной учетной политики в последующие годы. При
необходимости в нее вносятся соответствующие изменения и дополнения.
В связи с этим требования налоговых органов о
ежегодном представлении каждой организацией нового приказа об учетной политике
на следующий финансовый год являются необоснованными.
Содержание приказа об учетной политике принято подразделять на две
группы вопросов:
1) организационно-технические (рабочий план счетов,
формы используемых первичных документов, график документооборота и т. п.);
2) методические (порядок организации
бухгалтерского и налогового учета основных средств, порядок планирования,
бухгалтерского и налогового учетов расходов на ведение лесного хозяйства и т.
п.).
Обязательность включения в приказ об учетной
политике организационно-технического раздела следует из содержания статьи 6
Закона о бухгалтерском учете. Однако этот раздел достаточно велик по объему,
при этом он представляет интерес в первую очередь для внутренних, а не для
внешних пользователей бухгалтерской информации.
Поскольку учетная политика представляет достаточно
объемный документ, то в полном виде его неудобно представлять в налоговую
инспекцию или другим заинтересованным пользователям и, прежде всего, из-за
организационно-технического раздела.
Однако исключить его нельзя, так как не включение его в приказ об учетной
политике нарушает нормы действующего законодательства
При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее отдельному
элементу рекомендуется указывать соответствующую норму, которая
предусматривает возможность применения того или иного способа ведения учета
или необходимость самостоятельного определения организацией конкретной методики
учета по данному вопросу.
Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, в
зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в лесхозе может
осуществляться: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;
бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате организации;
специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или
бухгалтером-специалистом на договорных началах; руководителем лично.
Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции
работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в
себя шесть разделов: общие положения; функции; права и обязанности;
ответственность; взаимоотношения (служебные связи) с другими подразделениями
лесхоза, государственными и иными органами, учреждениями банков, органов федерального
казначейства и так далее; организация работы.
Поскольку лесхозы в качестве основного структурного подразделения имеют
лесничества, то в учетной политике необходимо установить степень централизации
учетных работ: при централизованной форме вся учетная работа проводится в
центральной бухгалтерии, при децентрализованной форме на местах функционируют
свои учетные подразделения. Как правило, в каждом лесничестве имеется
уполномоченное лицо, отвечающее за формирование ежемесячного материального отчета
лесничества и своевременное представление его в лесхоз.
Вывод: Принятая
организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией
новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий
ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета
изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Глава
2. Действующая организация первичного учета в КГУ «Светлинский лесхоз».
2.1.
Виды документов по учету имущества организации.
В КГУ
«Светлинский лесхоз» применяются следующие документы по учету имущества:
Инвентарная
карточка учета основных средств применяется для индивидуального учета объектов
основных средств, непроизведенных и нематериальных активов.
Инвентарная
карточка открывается в бухгалтерии на каждый отдельный объект; заполняется на
основании акта приема-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030), акта
приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
(ф. 0306001), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной
документации на данный объект.
В соответствии с
прилагаемой к объекту основных средств документацией в инвентарной карточке
указываются признаки объекта: инвентарный номер объекта, чертеж, проект,
модель, тип, марка, заводской (или иной) номер, дата выпуска (изготовления)
(для животных, многолетних насаждений, земельных участков - соответственно дата
рождения, дата закладки, дата регистрации); дата и номер акта ввода основных
средств в эксплуатацию (для животных, многолетних насаждений, земельных
участков - дата и номер акта приемки); первоначальная (восстановительная),
кадастровая стоимость; сведения об амортизации по документам приобретения и
переоценки.
В случаях, когда
в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и
т.д. имеются драгоценные металлы, указывается перечень деталей, в составе
которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла,
указанные в паспорте.
В инвентарной
карточке отражается годовая сумма начисленной амортизации (в рублях, с двумя
десятичными знаками) на основании журналов операций по прочим операциям.
В инвентарной
карточке производятся записи о завершенных работах по реконструкции,
модернизации, достройке, дооборудованию, частичной ликвидации существующего
объекта (на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных,
реконструированных, модернизированных объектов основных средств
(ф. 0306002), результатом которых будет изменение первоначальной
(восстановительной, кадастровой) стоимости объекта (графа 6).
На оборотной
стороне инвентарной карточки приводятся сведения о поступлении (на основании
акта приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
(ф. 0306001), перемещении (на основании накладной на внутреннее
перемещение объекта основных средств (ф. 0306032), выбытии объектов учета
(при выбытии или списании объекта основных средств на основании акта о списании
объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
(ф. ф. 0306003, 0306033) или акта о списании автотранспортных средств
(ф. 0306004), краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень
составляющих его предметов и его основные качественные и количественные
показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности на
основании данных актов и прилагаемой технической документации (для животных и
многолетних насаждений указываются следующие признаки: порода (породность),
кличка, масть, приметы, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы),
площадь в квадратных метрах).
Инвентарная
карточка группового учета основных средств предназначена для учета группы
однородных объектов основных средств: мягкого инвентаря, библиотечных фондов,
сценическо-постановочных средств (декораций, мебели и реквизита, бутафории),
предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 10000
рублей.
Инвентарная
карточка открывается на основании акта о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), накладной на
внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032). Списание
объектов учета производится на основании акта о списании мягкого и
хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), акта о списании исключенной из
библиотеки литературы (ф. 0504144).
Для библиотечных
фондов открывается одна инвентарная карточка. Учет в ней ведется только в
денежном выражении общей суммой.
Учет объектов
мягкого инвентаря осуществляется без присвоения инвентарного номера.
Учет
производственного и хозяйственного инвентаря, приобретенного единовременно по
одной учетной стоимости, имеющего одно и то же производственное и хозяйственное
назначение, технические характеристики, осуществляется с присвоением
индивидуального инвентарного номера, в количественном и стоимостном выражении.
Опись инвентарных
карточек по учету основных средств применяется для регистрации открываемых
инвентарных карточек учета основных средств (ф. 0504031),
инвентарных карточек группового учета основных средств (ф. 0504032).
Опись ведется в одном экземпляре в бухгалтерии в целях контроля за сохранностью
инвентарных карточек. Опись сдается в архив, когда в ней имеются отметки о
списании объекта по последней инвентарной карточке. Регистрация производится по
соответствующим счетам бюджетного учета. При выбытии и перемещении основных
средств указываются дата (число, месяц, год) и номер журнала операций.
Инвентарный
список нефинансовых активов применяется для учета основных средств (кроме
библиотечных фондов, предметов мягкого инвентаря, посуды), а также
нематериальных и непроизведенных активов в местах их нахождения (хранения,
эксплуатации). Инвентарный список ведется материально ответственным лицом. В
инвентарный список записывается каждый объект с указанием номера инвентарной
карточки, заводского номера, инвентарного номера, наименования объекта. При
выбытии объектов указывается дата и номер документа и причина выбытия.
Оборотная
ведомость по нефинансовым активам применяется для обобщения данных по наличию и
стоимости нефинансовых активов (основных средств, нематериальных,
непроизведенных активов, продуктов питания) и проверки правильности записей,
произведенных по счетам аналитического учета с данными счетов основных средств,
непроизведенных и нематериальных активов, материалов главной книги (ф. 0504072).
Страницы: 1, 2, 3
|