4. Технология работы пассажирских, пассажирских технических станций и
вокзалов 
 
4.1 Разработка технологических графиков обработки пассажирских поездов 
 
Операции с
транзитными поездами 
Порядок
выполнения операций по обработке составов и технологические нормы на их
производство во многом определяют использование пропускной способности станции,
потребность в подвижном составе, числом работников, обслуживающих поезда и т.д.
Технология должна предусматривать исключение межоперационных простоев, правильную
организацию рабочих мест и расстановку исполнителей, выявление и использование
передовых приемов труда при выполнении каждой операции. Максимальное совмещение
производственных процессов во времени и сокращение до минимума затрат времени
на наиболее трудоемкие операции дают возможность установить наименьшую
продолжительность обработки состава. 
Общим условием
при обработке всех прибывающих поездов является выполнение вспомогательных и
подготовительных операций до прибытия поезда на станцию Для этого должна быть
организована предварительная информация станции о наличии в поездах свободных
мест, количестве отгружаемого багажа и почты, необходимости ремонта вагонов или
производства других операций с прибывающими поездами. В информации указываются
номера вагонов и место расположения их в составе поезда, характер и объем
ремонта. Информацию передает начальник поезда с одной из станций, где поезд
имеет остановку. 
Обработка
транзитных поездов без смены локомотива производится на тех технических станциях, где поезд
имеет остановки. Лимитирующей операцией в этих случаях является высадка и
посадка пассажиров. Для сокращения этого времени необходимо организовать
информацию пассажиров о порядке расположения вагонов в составе с тем, чтобы они
могли соответственно разместиться на платформе. Технический осмотр  поезда на
таких станциях, как правило, не предусматривается. Выгрузка и погрузка багажа и
почты производятся за время посадки пассажиров. В некоторых случаях эти
операции определяют продолжительность стоянки поезда. 
При обработке
транзитного поезда со сменой локомотива, помимо операций по посадке-высадке пассажиров и
погрузке-выгрузке багажа и почты, производятся также отцепка и прицепка
локомотива, технический осмотр состава и опробование автотормозов. Для сокращения
затрат времени, прицепляемый локомотив должен находиться на одном из соседних с
путем приема путей станции или в тупике с выходом на путь приема. За время
смены локомотива параллельно выполняются другие операции. График операций по
обработке транзитных поездов на станциях смены локомотивов приведен в таблице
4.1. 
Таблица 4.1 
График операций по обработке транзитных поездов на
станциях смены локомотивов 
 
  | 
   № 
  п/п 
   | 
  
   Наименование 
  операций 
   | 
  
   Время, мин 
   | 
  
   Исполнители 
   | 
  
 
  | 
               0    
  5     10    15 
   | 
  
 
  
   
  1 
   | 
  
   Выход на платформу
  и путь приема осмотрщиков, грузчиков, подготовка локомотива 
   | 
  
   
  5 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики,
  приемосдатчики, грузчики 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   Отцепка и уборка
  прибывшего локомотива 
   | 
  
   3 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Локомотивная
  бригада, ДСП 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   Технический осмотр
  и ремонт 
   | 
  
   7 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики, слесари 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   Прием состава
  бригадой проводников 
   | 
  
   11 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Бригада проводников 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   Выгрузка и погрузка
  багажа и почты 
   | 
  
   
  11 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Приемосдатчик,
  багажный раздатчик, агент связи  
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   Высадка и посадка
  пассажиров 
   | 
  
   
   
  11 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Проводники вагонов,
  носильщики, работники посадочной бригады 
   | 
  
 
  
   
  7 
   | 
  
   Подача поездного
  локомотива и проба автотормозов 
   | 
  
   
  8 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Локомотивная
  бригада, автоматчики 
   | 
  
 
  | 
   8 
   | 
  
   ВСЕГО 
   | 
  
   11 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
 
Обработка
транзитного поезда со сменой локомотива и частичной экипировкой вагонов включает те же операции, что
и при смене локомотива, и, кроме того, снабжение вагонов водой и топливом.
Налив воды производят бригады водоливов, состоящие из двух человек при верхнем
наливе и из одного, при нижнем. Для ускорения процесса могут одновременно
работать две-три бригады. Отопление вагонов производится при наружной
температуре не более +10° С. Для ускорения снабжения состава топливо до
прибытия поезда подвозится на тележках или автотранспортом в калиброванных
ящиках к пути его приема, но со стороны, противоположной посадке пассажиров.
При наличии электрического или калориферного отопления эта операция отпадает.
На ряде станций эти операции выполняются за 10-12 минут. График операций по
обработке транзитных поездов со сменой локомотива и частичной экипировкой приведен
в таблице 4.2. 
Таблица 4.2 
График операций по обработке транзитных поездов со
сменой локомотивов и частичной экипировкой вагонов 
 
  | 
   № 
  п/п 
   | 
  
   Наименование
  операций 
   | 
  
   Время, мин 
   | 
  
   Исполнители 
   | 
  
 
  | 
               0    
  5    10   15  
   | 
  
 
  
   
   
  1 
   | 
  
   Выход на платформу
  и путь приема осмотрщиков, грузчиков, водоливов, подносчиков топлива,
  подготовка локомотива 
   | 
  
   
   
  5 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики,
  приемосдатчики, грузчики, водоливы, подносчики топлива 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   Отцепка и уборка
  прибывшего локомотива 
   | 
  
   3 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Локомотивная
  бригада, ДСП 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   Технический осмотр
  и ремонт 
   | 
  
   7 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики слесари 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
    Снабжение вагонов
  водой 
   | 
  
   15 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
    Бригада водоливов 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   Снабжение вагонов
  топливом 
   | 
  
   15 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Подносчики топлива 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   Прием состава
  бригадой проводников 
   | 
  
   12 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Бригада проводников 
   | 
  
 
  
   
  7 
   | 
  
   Выгрузка и погрузка
  багажа и почты 
   | 
  
   
  15 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Приемосдатчик,
  багажный раздатчик, агент связи 
   | 
  
 
  
   
   
  8 
   | 
  
   
  Высадка и посадка
  пассажиров 
   | 
  
   
   
  15 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Проводники вагонов,
  носильщики, работники посадочной бригады 
   | 
  
 
  
   
  9 
   | 
  
   Подача поездного
  локомотива и проба автотормозов 
   | 
  
   
  8 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Локомотивная
  бригада, автоматчики 
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   ВСЕГО 
   | 
  
   15 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
 
 
Обработка
транзитного поезда с отцепкой  групп вагонов беспересадочного сообщения занимает от прибытия до
отправления до 20 минут. Работа при этом организуется следующим образом.
Прицепляемая группа вагонов должна быть заранее подготовлена к отправлению и
поставлена на один из путей, смежных с путем приема поезда. Технический осмотр
этих вагонов и проба автотормозов от воздухопроводной сети осуществляются до
прибытия поезда. Если вагоны, подлежащие отцепке, находятся в хвостовой части
состава, то поезд обрабатывается полностью маневровым локомотивом. При этом
выполняются следующие операции: заезд локомотива за отцепляемой группой,
отцепка вагонов и отстановка их на один из соседних путей, заезд локомотива за
подготовленной заранее прицепляемой группой и ее прицепка. Если же отцепляемые
вагоны находятся в голове поезда, то они обычно отставляются на соседний путь
прибывшим поездным локомотивом.  Подстановка к составу прицепляемой группы
вагонов может быть сделана маневровым или отправляющимся поездным локомотивом.
В таком же порядке выполняются операции при перецепке вагонов от одного
группового поезда к другому. 
Операции по
прибытию и отправлению на станциях приписки и оборота составов 
Рациональная технология обработки по прибытию поездов
дальнего и местного следования на станциях приписки и оборота основывается на
предварительной информации и заблаговременном извещении о подходе поезда
осмотрщиков вагонов, оператора, работников саннадзора, дежурного по вокзалу,
носильщиков и в необходимых случаях медицинских работников. При наличии в
составе багажных и почтовых вагонов поезда должны также встречать приемосдатчик
багажного отделения и работники отделения связи. Наибольшее время занимает
высадка пассажиров, параллельно с которой производятся другие операции. У пути
прибытия обычно выгружается только часть багажа и почты, а остальная часть – на
путях багажного и почтового складов. В зависимости от места расположения
багажный и почтовый вагоны подаются на соответствующие пути в процессе высадки
пассажиров или же после уборки состава на техническую станцию. Уборка состава
на техническую станцию после окончания всех операций может быть  выполнена
прибывшим поездным или маневровым локомотивом. Маневровый локомотив в этом
случае подается к составу к моменту окончания всех операций с поездом на путях
приема. 
Общая
продолжительность обработки по отправлению поездов дальнего и местного
следования определяется затратой времени на посадку пассажиров в вагоны.
Продолжительность посадки зависит от ширины платформы, вместимости состава и
категорий вагонов, имеющихся в нем. Посадка пассажиров в общие вагоны обычно
продолжается дольше, чем в мягкие и плацкартные. Посадка должна прекращаться за
2 минуты до отправления поезда, что следует учесть при составлении нормы
времени на обработку.  
В таблице 4.3
приведен примерный график операций с дальними и местными поездами на путях
отправления станций оборота составов. 
 
Таблица 4.3 
График операций с дальними и местными поездами на
путях отправления станций оборота составов 
 
  | 
   № 
  п/п 
   | 
  
   Наименование 
  операций 
   | 
  
   Время, мин 
   | 
  
   Исполнители 
   | 
  
 
  | 
        0       5   
  10    15 
   | 
  
 
  
   
  1 
   | 
  
   Выход
  на перронный путь работников, встречающих поезд 
   | 
  
   
  3 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики вагонов,
  смазчик, дежурный по перрону 
   | 
  
 
  
   
  2 
   | 
  
   Подача
  состава под посадку 
   | 
  
   5 
   | 
  
   
   
  5 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   ДСП, составительская
  бригада 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   Списывание состава 
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Оператор 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   Технический осмотр 
   | 
  
  
   | 
  
   5 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Осмотрщики вагонов 
   | 
  
 
  
   
  5 
   | 
  
   Подача и прицепка
  почтового и багажного вагонов 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Составительская
  бригада 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   Догрузка багажа и
  почты 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   10 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Почтово-багажные
  работники 
   | 
  
 
  
   
  7 
   | 
  
   Прицепка поездного
  локомотива и проба автотормозов 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   10 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   Локомотивная
  бригада, осмотрщики вагонов 
   | 
  
 
  
   
  8 
   | 
  
   
  Посадка пассажиров 
   | 
  
   
   | 
  
  
   | 
  
   
   | 
  
   
  20 
   | 
  
   
   
   
  20 
   | 
  
   Проводники,
  носильщики, дежурный по перрону 
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   ВСЕГО 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 
   
 |