Таким образом,
правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе
государственно-служебных отношений:
1)
формирование
системы государственной службы;
2)
создание
статуса государственного служащего, гарантий его осуществления;
3)
механизм
прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных
норм, работающих в самых разных подинститутах, входящих в структуру института
государственной службы).
Институт
государственной службы состоит из первичных, исходных единичных юридический
положений – правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по
характеру и значимости государственно-служебные отношения. Соединяясь между
собой, государственно-служебные нормы образуют институт государственной службы.
Одними из первых
шагов по созданию логически завершенной и структурно замкнутой правовой системы
в области государственной службы стали утверждение в декабре 1993г. Указом
Президента РФ Положения о федеральной государственной службе, а также принятие
Государственной Думой 5 июля 1995г. федерального Закона об основах
государственной службы РФ.
Процессы
проводимой кодификации правового материала в сфере государственной службы
выражены не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. В
конституциях республик, а также в уставах (основных законах) областей и краев
имеются главы, посвященные государственной и муниципальной службе субъекта РФ.
Все правовые средства, используемые в сфере государственной службы, образующие
комплексный административно-правовой режим, имеют единые регулятивные начала
(дозволения, запреты, обвязывание, подчиненность, подотчетность и
подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т.д.).
Институт
государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают:
формирование государственно-служебного правоотношения; государственные
должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а
также от имени органов местного самоуправления) его функции; принципы службы;
правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение
государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют
конкретные нормативные акты, например, федеральный Закон об основах
государственной службы РФ.
Материальные
нормы в институте государственной службы устанавливают статутные положения,
которые характеризуют принципиальные черты этого правового института. К
материальным нормам относятся: принципы государственной службы; понятие
государственного служащего» их права, обязанности, правоограничения, льготы
гарантии и компенсации; реестр государственных должностей; вопросы совместительства;
испытательный срок; аттестация; дисциплинарная ответственность и т.д.
Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному выполнению положений,
содержащихся в материальных правовых нормах.
Комплексность
правового института государственной службы. В настоящее время государственная
служба представляет собой комплексный правовой институт, который включает в
себя нормы различных отраслей права. Сложность данного института состоит в том,
что, во-первых, он включает в себя множество норм из других отраслей права
(конституционного, административного, трудового и др.), а во-вторых, состоит из
отдельных весьма обособленных подинститутов, например, принципов
государственной службы, правового статуса государственных служащих,
административно-правового статуса должностного лица, аттестация работников,
прохождение службы.
Законодательство
РФ о государственной службе состоит из Конституции РФ, федерального Закона об
основах государственной службы РФ, федеральных законов и иных нормативных актов
РФ, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов
субъектов РФ.
Институт
государственной службы в системе административного права. Государственная служба
является наиболее важным в административно-правовой науке понятием –
административно-правовой категорией, отражающей свойства и характерные черты
административно-правовой действительности. Эта категория отличается
глобальностью, длительным историческим существованием, огромной ролью, которую
она играет в действующем административном праве.
В публичном праве
юридический приоритет имеет воля органов государственной власти. Правовое
регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по
принципу «власть – подчинение», соблюдение дисциплины, ответственности
нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения
распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих субъектов.
Особый статус
государственной службы обусловлен его публично-правовой природой и определяется
главным образом имеющимися традиционными различиями между административным
(публичным) и частным правом, линия разграничения проводится в отношении
статуса должностного персонала. Во всех государствах, в которых
законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных
служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус
государственных служащих, чиновники имеют соответствующие права, обязанности и
ограничения, привилегии. Тем самым учреждена профессиональная бюрократия, действует
система законодательства, состоящая из двух частей: одна распространена на
работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере общих
трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных учреждениях
(государственные и муниципальные органы, общины, объединения и пр.). Между
этими двумя системами главное различие состоит в том, что лица, находящиеся на
государственной службе, в отличии от лиц, состоящих в обычных трудовых
отношениях, имеют особый публично-правовой статус и пользуются
преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и
т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в регулирование
государственной службы включаются несколько специфических обязанностей
(например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе,
последствия несоблюдения этих предписаний и т.д.).
В настоящее время
наряду с понятием «государственный служащий» используется понятие
«муниципальный служащий». Думается, были бы целесообразными формирование и
выделении в теории и установлении в законодательстве более общего и единого
понятия, объединяющего вышеупомянутые виды служащих, - «служащие публичных
учреждений», т.е. лица, находящиеся на публичной службе или на службе у
юридического лица в публичной сфере. Таким образом, публичная служба может
включать в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий
различных соответствующих субъектов публичного права: федеральных органов РФ,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и
образуемых ими органов, публичных объединений, фондов, учреждений и
организаций. Тогда в зависимости от природы и характера публично-правового
отношения в системе службы можно было бы выделять государственно-служебное
отношение (публичное и административное право) и частноправовое отношение
(частное и трудовое право).
Статус
муниципальных служащих определяется федеральным законодательством, а также
законодательством субъектов федерации. Думается, муниципальные служащие по
своему правовому статусу не должны отличаться от государственных служащих, так
как со статутно-функциональной точки зрения их права, обязанности,
ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и
прекращение служебных отношений и т.д. являются совершенно одинаковыми, т.е.
традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для
муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы,
аттестация и т.д.
В связи с
рассматриваемой темой уместно отметить, что в большинстве зарубежных стран
правовой статус служащего определен законами различного порядка – от
конституционных и органических до источников обычного права. В этих странах
существуют системы гражданской службы двух типов: «карьерная» система и система
«Места службы». Карьерная система – в ФРГ, Японии, Франции – заключается,
во-первых, в том, что для занятия общих вакансий, начиная с низших должностей,
осуществляется наем людей определенного возраста и образования. Должности
среднего и высшего уровней подлежат заполнению только в порядке дальнейшего
продвижения служащих; во-вторых, карьерная система является пожизненной:
госслужащий всю свою профессиональную жизнь проводит в системе госслужбы, и для
него гарантирована непрерывная служебная карьера: речь идет о праве постепенного
повышения в должности в рамках иерархических категорий в соответствии с
установленными правилами; в-третьих, для данной системы характерно
существование сильной иерархии (наличие четко определенных рангов – чинов,
званий, классов) на служебной лестнице. В странах, где существует карьерная
система службы, установлены две процедуры продвижения: в порядке выбора и в
порядке выслуги.
Систему «места
службы» наилучшим образом представляют США. Ее суть состоит в том, что это –
открытая система: к занятию должности допускается любой, кто сдаст экзамен на
определенную должность. Она основывается на принципе «системы заслуг», и нет
стремления к пожизненному найму, что не дает никаких правовых гарантий к
дальнейшему продвижению. Сами управленческие должности разграничены нечетко
из-за отсутствия жесткой иерархии. Продвижению по службе предшествуют
квалификационные экзамены как форма проверки профессиональных знаний, навыков,
умений.
Кроме
рассмотренных двух типов гражданской службы, в государственной практике США существует
также «система добычи», или патронажная служба. Формирование кадрового
потенциала (своей команды) здесь происходит на основе политического обычая и
«политической благонадежности», а также профессиональной ценности по усмотрению
соответствующего лица или органа.
4.1.
Организационное поведение государственных служащих
природоохранных органов.
Важную роль в
жизни любой организации имеет организационная культура, которая, являясь
всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на ее
внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная
культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований
относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние
воздействия, как следует вести себя в организации и т.п. Носителями
организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в
значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Внутренняя
жизнь организации состоит из большого количества различных действий,
подпроцессов и процессов.
Государственная
служба выявляет множество управленческих связей и отношений, которые возникают
и которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм
государственно-служебного характера:
- отношения,
возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;
- отношения,
возникающие между исполнительными органами системы местного самоуправления, а
также между ними и вышеназванными субъектами;
- отношения,
возникающие в процессе организации и функционирования органов законодательной
(представительной власти) и судебной власти, а также органов прокуратуры (так
называемые внутриорганизационные отношения);
- отношения
организационно-управленческого характера, возникающие в области внутренней
жизни общественных объединений.
Особенностью
является то, что, во-первых, государственные служащие сами реализуют
специфические административно-правовые средства, а во-вторых, они же и
устанавливают специфические методы и формы административно-правового режима.
Таким образом, функционирование государственной службы возможно при
использовании традиционных административно-правовых методов правового
регулирования:
1) установлении определенного порядка
действий – предписания к действию в соответствующих условиях и надлежащим
образом, предусмотренного различными правовыми нормами;
2) запрещении определенных действий.
Если государственные служащие не соблюдают это положение, то законодатель
устанавливает возможность применения к ним мер государственного принуждения:
дисциплинарного, административного, уголовного;
3) предоставлении субъекту
государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности
выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые
предусматриваются различными правовыми нормами;
4) предоставлении возможности
действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не
совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в
установленных ею условиях.
Вопрос о запретах
и правоограничениях государственных служащих является также одним из важнейших
признаков, определяющих правовой статус государственных служащих от служащих
организаций частного сектора.
В настоящее время
сложилась целая сеть различных и зачастую противоречащих друг другу нормативных
актов, регулирующих работу государственных органов управления. В качестве
короткого примера можно привести ситуацию с природоохранными органами. Согласно
отмененного Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1993г.) и ныне
действующего Закона «Об охране природной среды» государственное управление и
госконтроль за использованием природных ресурсов возложено на специально
уполномоченные государственные органы в области охраны природной среды,
определяемых Правительство России. На районном уровне к этим специально
уполномоченным органам отнесены районные инспекции рыбоохраны, службы
госохотнадзора, лесхоза и пр. Хотя в удостоверениях работников, перечисленных
органов, имеется запись «государственный инспектор» они не попадают в разряд
государственных служащих. Складывается парадоксальная ситуации: руководство
данных специально уполномоченных органов, например, начальник Управления
Комирыбвод является государственным служащим, а сотрудники на местах, выполняя
обязанности по государственному управления, имея целый ряд ограничений (запрет
работы по совместительству, участие в коммерческих предприятиях и пр.), имея
определенные властные полномочия (изъятие имущества, административное
задержание и пр.), служащие не имеют никаких компенсаций и привилегий
госслужащих.
Для координации
организационного поведения государственных служащих можно сформулировать два
типа процедур:
-
непосредственное
руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений;
-
координация
действий посредством создания системы норм и правил, касающихся деятельности
организации.
Вуктыльский
городской комитет по охране природы организован 1 августа 1989 года на
основании Указа Президиума Верховного Совета Коми АССР от 29 июня 1988 года.
Полномочия, функции и порядок организационного поведения были определены
«Временным Положением о Государственном комитете Коми АССР по охране природы»,
утвержденным Постановлением Совета Министров Коми АСРР №185 от 29 августа 1989
года. Основными функциями комитета было: осуществление государственного
контроля за охраной, использованием и воспроизводством животного и
растительного мира; контроль за охраной поверхностных и подземных вод от
загрязнения, засорения и истощения; контроль за использованием и охраной
земель, атмосферного воздуха; рассмотрение проектов развития производственных и
жилищно-коммунальных предприятий в районе; участие в госкомиссиях по приемке в
эксплуатацию промышленных объектов; работа по экологическому воспитанию
населения. Должностные инструкции работников комитетов не разрабатывались.
Работа работникам комитета делилась примерно поровну, отношения «руководитель –
подчиненный» определялись лишь правом подписи документов.
С введением в
действие Закона РСФСР (19 декабря 1991 года) «Об охране окружающей природной
среды» были введены понятия «старший государственный инспектор» и
«государственный инспектор экологического контроля». В связи с введением такого
деления внутренние полномочия работников комитета стали значительно
различаться, что обусловило разработку должностных инструкций. В должностных
инструкциях было оговорено конкретное разделение должностных обязанностей –
кроме общих задач по государственному контролю за выполнению
природоохранительного законодательства на председателя комитета (старший госинспектор)
были возложены функции по руководству работой комитета, планированию работы,
рассмотрению дел о нарушении административного законодательства; на ведущего
специалиста возложено ведение делопроизводства, контроль за выполнением
выданных предписаний и заключений. Несмотря на введение понятия
«государственный инспектор», работники комитетов не имеют полного статуса
государственных служащих, т.е. имеют некоторые ограничения, например, на
совместительство, но не имеют социальных гарантий госслужащих (пенсионное
обеспечение, санаторно-курортное лечение и пр.).
Страницы: 1, 2, 3
|