Глава
2.
Гармоничная
личность атлета в произведениях скульпторов высокой классики.
В произведениях
искусства древней Греции жизненные, затрагивающие человеческие чувства проблемы
отражались так полно, что и спустя тысячелетия создания древнегреческих
мастеров продолжают оставаться глубоко волнующими памятниками.
«Пафос греческой
скульптуры состоял в раскрытии всей красоты образа прекрасного человека, воплощенного
в благородном мраморе или бронзе»[[38]]. Наслаждение творческой силой
мастера, созданного им поэтического образа неразрывно связаны с «наслаждением
мастерством самого творческого труда человека»[[39]].
И, конечно, мастерами, добившимися наибольших достижений в искусстве, стали
Мирон и Поликлет.
Мирон и Поликлет
— великие древнегреческие скульпторы классической эпохи V века до н. э. —
времени расцвета всех творческих способностей греческого народа. Они почти
современники, но искусство Поликлета — следующая ступень развития после Мирона.
Искусство V века
неоднородно. В нем ясно заметна эволюция от памятников начала века, в которых
еще не до конца преодолена архаическая скованность к совершенным произведениям
середины столетия.
Первую половину V
века до н. э. обычно называют эпохой ранней классики, вторую — высокой. В
произведениях ранней классики больше движения, энергии, чем в памятниках
высокой классики, хотя они в целом менее совершенны, чем спокойные образы
второй половины века. Ранняя классика — период поисков и экспериментов.
Художников привлекают сложные композиции, с которыми они не всегда справляются,
но за изображение которых смело берутся.
В греческом
искусстве высокой классики человек имеет идеальный образ бога или героя;
«мифологическая поэтическая форма показывала человека в отвлеченной от
действительности среде»[[40]].
Скульпторы
высокой классики уже познали простоту и естественность в изображении фигур.
Перед ними стояла новая задача — обобщить все, что узнали их предшественники,
для выражения в искусстве возвышенных идей народа, находившегося в расцвете
сил. Мирон завершил раннюю классику. Поликлет выразил идеи высокой классики[[41]].
Глава
2.1
Мирон.
В скульптуре этой
эпохи сохраняется классический облик, однако в нем нет места чему-то, с нашей
точки зрения, очень важному: обаянию неповторимо индивидуального, красоте
неправильного, торжеству духовного начала над телесным несовершенством. Но
греческое искусство постепенно, начиная с V в. до н. э., эволюционировало в
сторону индивидуализации и открытой эмоциональности, конкретности переживаний и
характерности, что станет очевидным в эпоху поздней классики, в IV веке до н.
э.
Схематичность и
застылость преодолевались в скульптуре медленнее, чем в вазописи, где мастера
решительнее брались за новые сюжеты. Над ваятелями в большей степени тяготели
законы традиций. Первоначально их преодолел Мирон, показавший образы реального
мира подвижными, изменяющимися. « Он открыл тайну пластической концентрации
движения»[[42]]. Как аттический скульптор Мирон
любил изображать энергичное действие. Если в архаике красота для скульптора во
многом определялась орнаментальностью контура и деталей фигуры, то теперь это,
прежде всего, благородство выразительных движений.
Мирон был старшим
современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов
своего времени. Мирон – греческий скульптор V в. до н.э., «представитель переходного периода в скульптуре от ранней
классики к искусству перикловского времени»[[43]]. Его деятельность определяется
приблизительно серединой V в. – «временем побед трех
атлетов, чьи статуи он изваял в 456, 448 и 444 гг. до н.э.»[[44]]
Художественное
развитие Мирона вырисовывается довольно ясно. То громадное богатство новых
художественных впечатлений, которое могло развиться в Греции в период
последнего десятилетия Персидских войн и непосредственно после битвы при
Саламине не могло не отразиться на молодом художнике, поселившемся в Афинах.
«Смелые опыты ионийских мастеров, новые проблемы, всплывавшие и решавшиеся,
бесконечное количество новых мотивов, обогативших художественный горизонт,
реализм, подчас грубый, как реакция против условностей прошлого - все это
создало атмосферу, насыщенную творческой энергией»[[45]].
С другой стороны продолжалась упорная работа мастеров над решением проблемы
изображения человеческой фигуры, работа над созданием нового идеала, выражающего
спокойное бытие, погруженность в самого себя, над изображением человека в
смысле совершенства, уравновешенности его красоты, которая не требует
объяснений, не действует под давлением сил извне и не распространяет своей
активности вне себя, человека, как он есть. И то, и другое оказало влияние на
молодого мастера[[46]].
В своих зрелых
произведениях Мирон выступает мастером, свободно владеющим формой, окончательно
преодолевшим связанность строгого стиля. Сохранившиеся копии показывают Мирона
как «новатора, дерзновенно разрушившего остатки традиций архаического
искусства»[[47]]. Славу Мирона создали его
статуи – «совершенные, развитые, прекрасные атлеты в момент наивысшего
напряжения сил»[[48]]. Мирон изображал атлетов в
характерный момент действия и тем создал более действенные образы. Жизненность
этих памятников поражала современников. О статуе бегуна Лада, знаменитого
атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал:
«Полон надежды
бегун, на кончиках губ лишь дыханье
Видно; втянувшись
во внутрь, полыми стали бока.
Бронза стремится
вперед за венком; не сдержать ее камню;
Ветра быстрейший
бегун, — чудо ты Мирона рук»[[49]].
Атлет был
изображен «в момент высшего напряжения сил почти уже у самой цели: бронзовая
фигура хватается за победный венок»[[50]].
Но все же «всякое
исследование о Мироне должно опираться на статую «Дискобола»[[51]],
которая дошла до нас только в римских копиях и описаниях античных писателей. В
подлиннике «Дискобол» был бронзовым. Мирону не нужно было вводить «уничтожающие
впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между
пальцами рук»[[52]], которые использовали римские
скульпторы для придания прочности мраморным копиям. К сожалению, большая часть
дошедших до нас римских копий — мраморные, а не бронзовые, и поэтому не
представляется возможным говорить о первоначальной моделировке тела, так как в
дошедшие реплики многое привнесено римскими копиистами.
Если говорить о
сюжете этой статуи, то он был довольно известен. Метание диска издавна было
очень распространенным в Греции видом состязаний[[53]].
Еще скульпторы архаического периода иногда изображали дискоболов, но созданные
ими в статуях или рельефах образы были скованными и застывшими. Спокойные юноши
со слегка выдвинутой вперед левой ногой стояли в традиционной позе
героя-победителя. «Без соответствующей подписи или предмета (диска),
указывающего вид состязаний, нельзя было узнать, бегун ли изображен, борец,
дискобол или метатель копья»[[54]].
Попытки создать
статуи атлетов, мечущих диск, можно встретить и у раннеклассических
скульпторов, но главной особенностью таких изваяний обычно была напряженность.
Большого труда стоило скульпторам добиться в них подвижности и естественности.
Мирон, впервые показавший дискобола прямо на состязании — в момент замаха,
оставил далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих
учителей — в свободном, артистически легком изображении напряженной фигуры.
Трудно назвать
более подходящий сюжет для раскрытия темы движения и энергии, чем напряженный
атлет перед броском диска[[55]]. Изображение спокойной или
очень подвижной фигуры не дало бы возможности скульптору показать
согласованность сконцентрированной энергии и движения, как это сделано в
«Дискоболе». Сила Дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого
лука. В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в
стремительный полет диска. Динамика образа получает разрядку, успокаивается
круговыми плавными контурами рук. Огромное физическое напряжение сдержано и
уравновешено гармонической композицией. Ход диска напоминает ход тяжелого
маятника, исчерпавшего один вид энергии и накопившего другой, но сохраняющего
на мгновение состояние покоя, предшествующее еще более энергичному обратному
движению. Так в одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и
разрядка. В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и
получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя.
Какой заманчивой
казалась мастеру, воспитанному на скованных фигурах начала V века, возможность
раскрыть красоту человека в сильном свободном движении. «Дискобол» — «прекрасный
пример органического единства динамической, пронизанной движением композиции с
содержанием этого поэтического полного энергии образа»[[56]].
Глубокий
обобщенный смысл статуи заключает в себе не только подтверждение победы
определенного атлета на определенном состязании. Статуя воспринимается, как
бронзовая поэма о совершенном, гармонично развитом, деятельном человеке.
«Дискобол», как и другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем.
Каким бы энергичным и деятельным не был показан Мироном атлет, в нем должен был
выражаться величавый покой классики. В «Дискоболе» это достигается средствами
композиции. Спокойным и будто неподвижным показано лицо юноши. Ни Мирон, ни его
современники не ставили перед собой задач создания скульптурного портрета в
таких статуях. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город,
пославший его на состязания. Напрасно пытались бы мы найти в лице Дискобола
индивидуальные портретные черты. Это идеально правильное лицо совмещает
«олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил.
Метатель
представлен в тот момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска.
Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, скульптура производит
впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной
точки. Согнувшись, юноша отбросил назад руку с диском, и упругое тело, как
пружина, стремительно распрямится, рука с силой, как пружина, стремительно
распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя примет
монументальную устойчивость образу. Несмотря на сложность движения, в
скульптуре «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу
увидеть все образное ее богатство.
Правая рука с
диском далеко откинута назад, и назад повернута голова, так как задача атлета «состояла
не в том, чтобы попасть в цель, а в том, чтобы бросить диск как можно дальше»[[57]].
Ноги слегка уходят
вглубь пространства, но «энергичным поворотом левого плеча вперед
восстанавливается равновесие»[[58]]. Левая рука, проведенная почти
по прямой линии вперед и опирающаяся на правое колено, связывает ушедшую вглубь
грудь с передним планом фигуры. Такое обратное движение по направлению к
переднему плану усиливается поворотом в наклоном головы. Это сочетание линий
приводит к тому, что достигается впечатление полной устойчивости. Рисунок
выдержан преимущественно в плоскости, а не в пространстве. Данный «квадрат
одним своим углом упирается в треугольник»[[59]] , образуемый ногами ниже колен.
Такая же
схематизация наблюдается в трактовке туловища, как такового. Крутой поворот
мало отражается на поверхности тела: главнейшие линии проведены прямо, резко
обрываясь и образуя правильный геометрический рисунок[[60]].
Моделировка тела
Дискобола представляет собой значительный шаг вперед в развитии искусства
пластики. Четко выделены группы мышц, участвующие в движении великолепно развитого
тренированного тела: они расположены в точном соответствии с позой атлета, их
плавные переходы воздействуют на зрителя органическим единством форм. Рельефно выделены
вены в напряженной правой руке, держащей диск, что говорит о совершенном знании
анатомии. Пластическое изображение фигуры Дискобола может быть сопоставлено с
той ступенью развития искусства, которую мы застаем в метопах Парфенона.
В статуе
Дискобола воплощено не только физическое напряжение атлета, но и волевая
сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное
властной энергии, в то же время спокойно[[61]]. Движение скрыто в совершенном
равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости
мгновенной остановки. Если бы скульптор показал атлета в момент, когда диск
срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи.
Вместе с тем
Дискоболу присущи некоторая сухость и схематизм, обусловленный линеарностью и
геометризацией композиционного решения. Древние авторы, высоко ценя искусство
Мирона и отмечая правдивость его искусства и мастерство в соблюдении пропорций,
одновременно указывали, что «хотя он и интересовался движениями тела, он не
выражал чувств души, а в отделке волос не пошел дальше примитивного искусства»[[62]].
Голова Дискобола
промоделирована в складывающихся традициях высокой классики. «В ней
выразительно переданы уверенность и спокойствие при внутренней напряженности»[[63]].
Идеально правильные черты лица, выражающие безмятежное спокойствие, чуть
полноватые губы и закругленный подбородок свойственны скорее юноше, чем зрелому
мужчине. Голова Дискобола приближается к тому типу мужской красоты, который
найдет свое окончательное выражение в стиле Парфенона.
Голова промоделирована
с большим пониманием ее конструкции. Основные формы черепа весьма определенно
вырисовываются, даже скрытое в натуре под мышцами нижнее ограничение черепа на
затылке указано посредством глубокого вреза. Волосы не играют самостоятельной
роли, как элемент характеристики. Они плотно прилегают к очертаниям головы,
образуя плоские короткие завитки. Художник стремился к наибольшей гармоничности
и определенности частей. Голова имеет длинную форму с выступающей задней частью
ее, но, избегая одностороннего движения вглубь, художник придал некоторую
выпуклость и верхней ее части, которая постепенно понижается по направлению ко
лбу. Линия профиля круто обрывает плавность верхнего контура головы, ухо
занимает точно середину расстояния от линии профиля к краю заднего выступа
головы. Выдвинутые вперед скулы, плоская форма лба и выступающий подбородок
образуют плоскость, стоящую под прямым углом к плоскости профиля; переход от
профиля к фасу крутой, более мягкая моделировка при этом допущена лишь около
рта; особенно характерно, как плоскости висков резко отделены ото лба[[64]].
Наметив, таким образом, главнейшие, с точки зрения конструкции лица, части
остова, художник связал все формы вместе в почти правильный овал, сохраняя при
этом среднюю вертикаль лица, как главную линию. Выступающий подбородок внизу
закруглен и не выдается на общей формы овала, точно также и скулы. Выпуклость
скул находит себе прямое продолжение в выступающих мышцах около носа,
связывающих их со средней линией лица. Весьма характерно, что надбровные дуги
слегка врезываются в переносицу, а полные формы губ обрываются в углах рта.
Таким образом, формы и линии не расплываются, а сохраняют удивительную сплоченность[[65]].
Если смотреть на
Дискобола, как «на опыт формальной конструкции»[[66]],
покажется совершенно естественным, что в лице нет выражения, соответствующего
изображенному действию. «Идеально правильные черты, выражающие безмятежное
спокойствие»[[67]]. Весьма показательно, что
гипсовый слепок с головы Lancelotti до его отожествления с этим типом,
принимался за голову спокойно стоящей фигуры[[68]]. Нельзя утверждать, что
отвлеченный характер головы выдержан художником преднамеренно, так как в эпоху
Мирона, и Мирон сам, были в состоянии передать в чертах лица душевное волнение.
В данном случае, «индивидуализация выражения головы не соответствует общему
тону отвлеченности композиции»[[69]]. Мирон не сделал даже попытки
передать сильное нервное напряжение метателя диска в момент броска. Он создал «идеальный
образ мужской красоты, канон «атлета в движении», подобный тому, какой мы
встретим в «Дорифоре» Поликлета (канон «атлета в покое»), и в этом каноне
привходящее и личное должно быть отброшено»[[70]]. Помимо этого, в представлении
греков той поры эмоциональное напряжение, душевные переживания, находящие
выражение в искаженных чертах лица, свойственны только варварам, тогда как
признаком цивилизованного грека является умение сохранять спокойствие и
невозмутимость во всех жизненных ситуациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|