Оборудование буровой установки
ТАЛЕВАЯ СИСТЕМА
НАЗНАЧЕНИЕ, СХЕМЫ И УСТРОЙСТВО
В
процессе проводки скважины подъемная система выполняет различные
операции. В одном случае она служит для проведения СПО с целью
замены изношенного долота, спуска, подъема и удержания на весу бурильных колонн
при отборе керна, ловильных или других работах в скважине, а также для спуска
обсадных труб. В других случаях обеспечивает создание на крюке
необходимого усилия для извлечения из скважины прихваченной бурильной
колонны или при авариях с ней. Для обеспечения высокой
эффективности при этих разнообразных работах подъемная система имеет
два вида скоростей
подъемного крюка: техническую для СПО и технологические
для остальных операций.
В связи с изменением веса бурильной
колонны при подъеме для обеспечения минимума затрат времени подъемная
система должна обладать способностью изменять скорости подъема в соответствии с нагрузкой. Она также служит для удержания бурильной колонны, спущенной в скважину, в
процессе бурения.
Подъемная система установки (рис. III.1) представляет собой полиспастный механизм, состоящий из кронблока 4, талевого
(подвижного) блока 2, стального каната 3, являющегося гибкой связью между буровой лебедкой 6
и механизмом 7 крепления
неподвижного конца каната. Кронблок 4 устанавливается на верхней площадке буровой вышки 5. Подвижный конец А каната 3 крепится к
барабану лебедки 6, а неподвижный
конец Б — через приспособление 7 к основанию вышки. К талевому блоку присоединяется крюк 1,
на котором подвешивается на штропах
элеватор для труб или вертлюг. В настоящее
время талевый блок и подъемный крюк во многих случаях объединяют в один механизм — крюкоблок.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТАЛЕВЫХ СИСТЕМ
Подготовка талевого каната к оснастке:
Диаметр
каната и число струн в оснастке выбирают с учетом максимально возможной нагрузки на крюке, при которой был бы двойной запас прочности, а при СПО — тройной,
наивыгоднейшим является четырех-пятикратный запас.
Канат необходимой прочности должен иметь диаметр, соответствующий
диаметру желоба шкивов талевого блока и кронблока.
Применять в талевых системах канаты с диаметром больше расчетного нельзя ввиду возможности
его защемления в желобах шкивов и быстрого
износа. Допускается применение канатов диаметром меньше расчетного на 10%. Необходимый для оснастки канат
подбирают по паспорту и проверяют соответствие маркировки на бочке барабана паспортным данным, осматривают канат в
соответствии с инструкцией и составляют акт приемки, о чем делают
соответствующие записи в буровом журнале.
Фактический коэффициент запаса прочности каната проверяют путем сравнения агрегатной
прочности каната, указанной в паспорте, с
вероятной наибольшей нагрузкой на канат.
Для осмотра бочку с канатом устанавливают на козлы и вращают барабан
по стрелке, указанной на бочке. При перемотке каната недопустимо
образование петель и перекруток. Отрезают канат специальной канаторезкой.
Перед тем, как отрезать канат, оба будущие его конца должны быть заделаны так,
чтобы избежать их
раскручивания. Концы заделывают плотной намоткой вязальной проволоки.
Новый канат следует хранить на барабане в помещении или под навесом,
исключающим попадание влаги в барабан. Ржавые канаты или канаты, имеющие неплотности
свивки прядей, порванные
проволоки и другие дефекты к эксплуатации не допускаются.
Оснастка талевой
системы:
По мере увеличения глубины скважин вес бурильных колонн, которые приходится спускать и поднимать,
увеличивается, а максимальная скорость намотки ведущей струны талевого каната
на барабан лебедки остается практически неизменной (около 20 м/с) для буровых установок разных классов. Поэтому для
каждой установки применяют талевую
систему со своей кратностью полиспаста от 4-х до 14. Это достигается
применением различных оснасток 2X3;
3X4; ...; 7X8 (здесь первая цифра — число шкивов талевого блока, а вторая — кронблока).
Под оснасткой талевой системы понимается навеска каната
на шкивы кронблока и талевого блока в определенной последовательности, исключающей перекрещивание
каната и трение его струн друг о друга. В настоящее время создано несколько типов
оснастки. Перед тем как приступить к оснастке системы необходимо определить
число шкивов в талевом блоке, тип каната, диаметр
и разрывное усилие каната. Диаметр каната должен соответствовать размеру канавок шкивов талевого блока
и кронблока. При бурении глубоких скважин,
когда глубина еще небольшая и
бурильная колонна легкая, для ускорения СПО канатом оснащают не все
шкивы системы, а только часть. В дальнейшем проводят
переоснастку до полного использования всех шкивов. Однако переоснастка трудоемка и не всегда
целесообразна.
Оснастку
стремятся выполнить так, чтобы ведущая струна набегала на один из средних шкивов. В системах АСП струны каната не должны мешать спуску талевого блока с
находящейся в нем свечой. Неправильно выполненная оснастка может вызвать
трение канатов или закручивание талевого блока, что может привести к аварии.
Существует два типа оснасток: параллельная, когда ось талевого блока параллельна оси
кронблока, и крестовая, когда оси талевого блока и кронблока перпендикулярны.
Наиболее распространена крестовая оснастка
(рис. III.14). Она имеет то преимущество, что исключает закручивание талевого
блока и трение струн каната друг о друга.
Оснастку
осуществляют следующим образом. Бухту каната устанавливают на металлическую ось
приспособления, расположенного под полом
буровой, и соединяют конец талевого каната с концом пенькового вспомогательного каната. Затем раскрепляют барабан механизма крепления и наматывают на него
четыре-пять витков пенькового
каната, после чего этот канат последовательно
пропускают через шкивы 6 кронблока и V талевого блока, 1 кронблока и / талевого блока,
затем 5—IV—2—//—4, как показано на рис. III.14.
Когда конец талевого каната со шкива 4 достигнет пола буровой,
отсоединяют пеньковый канат, а конец ведущей струны талевого каната
укрепляют в зажимном приспособлении реборды барабана лебедки и наматывают
на барабан лебедки восемь — десять витков. Перед этим неподвижный конец
талевого каната должен быть зажат в механизме крепления, после чего скрепляют его
барабан с консольным рычагом и тарируют датчик и индикатор веса
инструмента.
БУРОВЫЕ ЛЕБЕДКИ
НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И
КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ
Лебедка
— основной механизм подъемной системы буровой установки. Она
предназначена для проведения следующих операций:
спуска и подъема
бурильных и обсадных труб;
Удержания колонны
труб на весу в процессе бурения или промывки
скважины; приподъема
бурильной колонны и труб при наращивании; передачи вращения
ротору; свинчивания и развинчивания труб; вспомогательных работ по
подтаскиванию в буровую инструмента, оборудования, труб и др.; подъема
собранной вышки в вертикальное положение.
Буровая лебедка состоит из сварной рамы, на которой установлены подъемный и
трансмиссионный валы, коробка перемены передач
(КПП), тормозная система, включающая основной (ленточный) и
вспомогательный (регулирующий) тормоза, пульт управления. Все механизмы закрыты предохранительными щитами. Подъемный вал лебедки, получая вращение от КПП,
преобразовывает вращательное
движение силового привода в поступательное
движение талевого каната, подвижный конец которого закреплен на барабане
подъемного вала. Нагруженный крюк поднимается с затратой мощности, зависящей
от веса поднимаемых труб, а спускается под действием собственного веса
труб или талевого блока, крюка и элеватора,
когда элеватор опускается вниз за
очередной свечой.
Лебедки снабжаются устройствами для
подвода мощности при
подъеме колонны и тормозными устройствами поглощения освобождающейся энергии при ее спуске. Для повышения к. п. д. во время подъема крюка с ненагруженным элеватором
или колонной переменного веса
лебедки или их приводы выполняют многоскоростными.
Переключение с высшей скорости на низшую и обратно осуществляется фрикционными оперативными муфтами, обеспечивающими плавное включение и минимальную
затрату времени на эти операции. Во
время подъема колонн различного веса
скорости в коробках передач переключают периодически. Оперативного управления скоростями коробки не требуется.
В зависимости от скорости спуска или
подъема крюка и числа струн в талевой оснастке канат на барабан лебедки
навивается и свивается с различными скоростями. Скорость крюка при подъеме колонн большого веса во время
технологических операций (расхаживание,
ликвидация осложнения и аварий в скважине) составляет 0,15—0,25 м/с, а иногда и меньше. Эти скорости называются технологическими, а скорости подъема
бурильных колонн и ненагруженного
элеватора при СПО изменяются от 0,5 до 1,8 м/с и называются
техническими. Более высокие скорости подъема
ухудшают условия намотки каната на барабан и не дают существенного выигрыша во времени.
Скорости спуска колонн определяются их весом, длиной и
технологическими условиями скважины. Наибольшая скорость спуска бурильных
колонн обычно не превышает 3 м/с, наименьшая при спуске обсадных
колонн 0,2 м/с. В процессе бурения с по- мощью лебедки подается бурильная
колонна со скоростью до 1,5 м/мин.
При подъеме колонны канат навивается на
барабан лебедки под действием силы тяжести всей колонны, а свивается при
спуске ненагруженного элеватора с небольшим натяжением. В процессе спуска
колонн канат навивается при небольшом натяжении и большой скорости, а
свивается под действием веса всей колонны. Это создает тяжелые условия работы
каната, и он быстро изнашивается, особенно при многослойной навивке на
барабан.
Мощность, передаваемая на лебедку,
характеризует основные эксплуатационно-технические ее свойства и является
классификационным параметром.
Присоединительные размеры буровой лебедки:
диаметр талевого каната; расстояние от середины барабана до центра
звездочки, установленной на валу ротора. Диаметр каната должен
соответствовать размерам канавок на наружной поверхности барабана
лебедки и размерам канавок шкивов талевой системы. В случае
несоответствия канат будет быстро изнашиваться. Нарушение базового расстояния
от середины барабана до центра роторной звездочки вызовет быстрый выход из
строя цепи привода ротора и практически сделает невозможным нормальное
бурение скважины роторным способом.
Современные отечественные буровые лебедки в основном выполняются по двум компоновочным схемам:
лебедка со всеми компонующими сборками
монтируется на одной
общей раме; эти лебедки имеют один главный вал, приводимый в движение цепными
трансмиссиями от коробки передач (ЛБ-750,
ЛБУ-1100, ЛБУ-1700 и др.);
двух- и трехвальные лебедки, в которых собственно лебедка совмещена с КПП и представляет собой один агрегат
(У2-2-11, У2-5-5идр.).
На рис. IV.1 показана
одновальная лебедка ЛБ-750, смонтированная на общей раме / с вспомогательным
тормозом 7 и станцией управления 8. Эта лебедка имеет главный вал с
барабаном 5, цепные трансмиссии Зяб, главный
тормоз 4 и тормозную рукоятку 2, которая служит для
управления лебедкой с поста бурильщика.
На рис. IV.2 приведен подъемный агрегат, состоящий из двух
блоков — одновальной буровой лебедки ЛБУ-1100 4 и КПП 6,— которые
транспортируются отдельно, а при монтаже соединяются в один агрегат. Цепные
трансмиссии передач привода барабанного вала лебедки от КПП «тихой» 5 и
«быстрой» 7 скоростей закрыты кожухами. Они включаются оперативными пневматическими
фрикционными муфтами с пульта управления 1, Расположенного на полу 2 буровой.
Главным тормозом лебедки управляют удлиненной тягой 3 также с поста бурильщика.
Двух- и трехвальные
лебедки в настоящее время почти не изготовляются, но на нефтепромыслах они еще
применяются.
РОТОРЫ
НАЗНАЧЕНИЕ И
УСТРОЙСТВО
Роторы предназначены для вращения вертикально подвешенной бурильной
колонны с частотой 30—300 об/мин при роторном бурении или восприятия
реактивного крутящего момента при бурении забойными двигателями. Они служат
также для поддержания на весу колонн бурильных или обсадных труб,
устанавливаемых на его столе на элеваторе или клиньях. Роторы также используются
при отвинчивании и свинчивании труб в процессе СПО, ловильных и аварийных
работ. Ротор представляет собой как бы конический зубчатый редуктор, ведомое
коническое колесо
которого насажено на втулку, соединенную со столом. Вертикальная ось стола расположена по оси скважины.
На рис. V.1 показана схема ротора. Стол 5 имеет отверстие диаметром 250—1260 мм
в зависимости от типоразмера ротора. В отверстие стола устанавливают
вкладыши 7 и зажимы ведущей трубы 6, через которые передается
крутящий момент. Большое коническое колесо 4 передает вращение столу
ротора, укрепленному на основной 3 и вспомогательной 2 опорах,
смонтированных в корпусе 1, образующем одновременно масляную
ванну для смазки передачи и подшипников.
Сверху стол защищен оградой 8. Быстроходный ведущий вал 10 расположен
горизонтально на подшипниках 11, воспринимающих радиальные и
горизонтальные нагрузки. Вал 10 приводится: во вращение от цепной звездочки 12 или
с помощью вилки карданного вала,
расположенной на конце вала. Ротор снабжен стопором 9, при
включении которого вращение стола становится невозможным. Фиксация стола ротора необходима при СПО и бурении забойными двигателями для
восприятия реактивного
момента.
Привод ротора в буровых установках с расположением лебедки на полу буровой
осуществляется цепной трансмиссией от лебедки
или от КПП карданной передачей, при установке лебедки ниже пола буровой — дополнительной трансмиссией
от лебедки или индивидуальным приводом от электродвигателя постоянного тока
(рис. V.2), располагаемой под полом буровой. Такая конструкция
обеспечивает свободное пространство для работы персонала буровой
бригады.
КОНСТРУКЦИИ РОТОРОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Ротор Р-560 (рис. V.3) состоит из следующих основных сборок и
элементов. Станина 7— основной элемент ротора. Обычно она представляет собой
стальную отливку коробчатой формы, внутри которой смонтированы основные сборки и детали. Внутренняя полая часть станины — масляная ванна для
смазки конической зубчатой пары и
подшипников опор стола ротора и приводного
вала.
Стол ротора 2 — основная вращающаяся часть,
приводящая во вращение через разъемные вкладыши 4 и зажимы 5 ведущую трубу и
соединенную с ней спущенную в скважину бурильную колонну. Стол ротора
монтируется на двух шаровых опорах — главной 3 и вспомогательной 8. Главная
опора 3 воспринимает динамические циклически действующие нагрузки —
радиальную от передаваемого крутящего момента и осевые от трения ведущей трубы о зажимы
5 ротора при подаче колонны и от веса стола ротора, а также статическую
нагрузку от веса колонн труб и других элементов при установке их на стол
ротора.
Вспомогательная опора 8 стола служит для
восприятия радиальных нагрузок от зубчатой передачи и осевых ударов при
бурении или подъеме колонны. Периферийный зазор между станиной 7 и столом 2 ротора
выполнен в виде лабиринта, предупреждающего
проникновение бурового раствора и грязи внутрь станины и выбрасывание смазки из ротора при вращении
стола. Сверху стол ротора закрыт
ограждением /, служащим для установки
на нем элеваторов и другого оборудования при СПО и защиты операторов.
Горизонтальный приводной вал 6 выполняется обычно в виде отдельной сборки,
в которой вал с ведущей конической шестерней, насаженной на нем, монтируется на
роликоподшипниках во втулке. Сдвоенный радиально-упорный подшипник, воспринимающий радиальные и осевые нагрузки от зубчатой
передачи, устанавливается рядом с конической шестерней. Вторая опора вала —
цилиндрический роликоподшипник. На внешнем конце вала монтируется либо цепная звездочка 9 при приводе
ротора цепной передачей от лебедки,
либо шарнир карданного вала.
Разъемные вкладыши 4, состоящие из двух половин,
устанавливают в проходное отверстие ротора, верхняя часть которого снабжена
квадратной выемкой. Верхняя часть вкладышей также имеет квадратную форму,
в которую входят выступы верхней части зажимов 5 ведущей трубы или роликового
зажима при бурении. При СПО в отверстие вкладышей вставляют конусную втулку для
клинового захвата. При бурении зажимы 5 или роликовые зажимы закрепляют
болтами, оставляют на ведущей трубе и вместе с ней отпускают в отверстие
вкладышей 4.
Страницы: 1, 2, 3
|