Области и направления изучения религий
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
Реферат
на тему :
«Области и направления изучения религий»
Подготовил:
Студент 455 группы
Пятеркин Н.Н.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стойкин Н.Ю.
Белгород
– 2008
Области и направления
изучения религий
Обучающиеся в государственных, ведомственных,
муниципальных и иных учебных заведениях Российской Федерации специалисты
знакомятся с религиями и их проявлениями в обществе в разных дисциплинах,
например, в философии, праве, этике, истории, социологии, культурологии. Однако
преимущественно и целенаправленно их изучают на курсах религиоведения и
теологии. Эти два направления, при некотором внешнем сходстве, заметно
различаются по существу.
Термин «религиоведение»
предполагает некое знание (ведение) обо всех религиях. Однако сотрудникам
правоохранительных органов необходимо помнить о том, что в силу исторических
причин в религиоведении подчас это знание имеет не научные, а эзотерические,
оккультно-мистические или атеистические основы.
В свою очередь, термин «теология»
происходит от соединения двух слов: «Теос» – Бог, и «логос» – понятие, мысль,
разум. Таким образом, теологию можно определить как науку о Боге или
божественном.
Кроме того, как в
религиоведении, так и в теологии имеются две области: первая – светская,
внерелигиозная, секулярная или профанная (называемая иногда
внеконфессиональной), а также вторая – сакральная или религиозная (зачастую
именуемая конфессиональной).
Так как светское религиоведение
делает преимущественно упор на сугубо материалистическое или
оккультно-мистическое понимание всех религий и их источников, то внутренние
противоправные духовные особенности деструктивных культов остаются не
выявленными. Материалистическое религиоведение исследует религии как бы извне,
в некоей эволюции ее внешних форм, попутно считая ученого – религиоведа якобы
нейтральным относительно любых вероучений, что не соответствует
действительности. В свою очередь, оккультно-мистическое религиоведение
концентрирует свое внимание на эзотерических средствах и методах религий,
потоке некоего универсального и многообразного духовного опыта, игнорируя
несовместимые между собой сущностные (духовные, онтологические,
гносеологические, антропологические, аксиологические, правовые и этические)
различия вероучений.
Светская теология, в связи с меньшими по сравнению с исторически
сложившимся религиоведением негативными внутренними установками к сакральности
и святости как таковым, подходит к этой проблеме шире и глубже. Она открыто
привлекает непосредственные религиозные источники, учитывает духовные знания, взгляды
и опыт самих религий. Светская теология активно использует методологию изучения
религий изнутри их, принимая как объективный факт принадлежность к той
или иной вере любого человека, в том числе каждого религиоведа и теолога. Это
облегчает выявление той деструктивности в соответствующих культах, которая
вытекает из сущности их вероучений.
Кроме того, имеются религиозные теологии, свои во всякой конкретной
религии, признающей или существование единого Бога (монотеистические религии),
или многих богов (политеистические религии). Необходимо отметить, что по
отношению к религиям, отрицающим существование божественности и божественной
святости, термин «теология», вообще говоря, не корректен.
Теология, как и религиоведение, и наука в целом, начала свое существование
с глубокой древности. Однако подлинное самоосознание, глубокое развитие и
оформление она приобрела в так называемые «средние века». Это время характерно
возникновением принципиально нового взгляда на личность, сделавшего, в
частности, невозможным рабство. Появившееся в конце рабовладельческих веков
христианство рассматривало человека как созданного по образу Божьему, то есть
имеющего ценность, превышающую весь внеличностный мир (подобное отношение к
человеку невозможно в иных древних языческих религиях). Средневековая теология
использовала крупнейшие астрономические и иные открытия ученых того времени.
Современная теология также активно совершенствуется, опираясь на достижения
всех наук, независимо от их отношения к религии. Светская область и религиозные
области теологии критически исследуют и обогащают друг друга.
Так как настоящее пособие, как следует из его названия, посвящено
религиоведению (причем изложенному с ориентацией на профессиональные интересы
сотрудников государственных и муниципальных правоохранительных структур), то, в
учебно-ознакомительных целях, кратко познакомим читателя с Государственным
Стандартом (специальность 020500 Теология). В соответствии с ним, светская
теология – это комплекс наук, изучающих историю вероучений и институционных
форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство,
памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую
деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники
истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между
многообразными религиозными учениями, а также всевозможными религиозными
объединениями. Предметом светской теологии являются накопленные в ходе
исторического развития религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а
также интеллектуальное и духовное богатство.
Очевидно, что изучение теологии в системе профессионального
государственного образования носит светский характер, даже если на
преподавание конкретных предметов приглашаются священнослужители (как
специалисты и ученые). Важно то, что в соответствии с действующим
законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного
знания не предусмотрено совершение культовых обрядов и иных сакральных
действий. Образование будущих специалистов по светской теологии не преследует
цели подготовки священнослужителей.
Для ознакомления с особенностями
светской теологии приведем названия некоторых ее учебных программ по
специальным дисциплинам (для подготовки бакалавров, специалистов по
христианским религиям): введение в специальность, история архаических и
нехристианских религий, религиозная философия, этика и аксиология в религиях,
наука и религия, история древней христианской церкви, новые религиозные
движения, государственное законодательство о религии, конфессиональное
вероучение, сакральные тексты, вероучительная литература, история конфессий,
конфессиональное право, культ конфессий, древние языки.
Из Государственного Стандарта (специальность 020500 Теология) следует,
что широта и профессиональный уровень преподавания теологии весьма высок.
Поэтому на него можно ориентироваться и при разработке программ по преподаванию
религиоведения. Возможные варианты тематического плана преподавания
религиоведения в учебных заведениях органов внутренних дел целесообразно
составлять на основе учебно-методических рекомендаций Главного управления
кадров МВД России и своей конкретной специфики.
Итак, в этом разделе завершено краткое и выборочное ознакомление с
некоторыми общими особенностями и различиями религиоведения и теологии.
Перейдем к основным характеристикам религиоведения.
Религиоведение делится на две заметно
различающиеся области, потому что им занимаются не только те светские ученые,
которые декларируют свою нейтральность к религиям, но и специалисты внутри
самих религий (теологи, богословы, священнослужители и открыто верующие
светские исследователи). Напомним, что первую область иногда называют
неконфессиональной или внерелигиозной, а вторую – конфессиональной или
религиозной.
В случае если религиоведы (даже
светские) предпринимают попытки рассмотрения религий «изнутри», их изучение,
как правило, преследует религиозные интересы. Светская область религиоведения
обычно основывается на иных исходных мировоззренческих принципах, стремится,
как бы, отстранить себя от какой бы то ни было религии или иной раз утаить свою
религиозную принадлежность. Светское религиоведение в целом является
надстройкой (стоящей на позициях конкретных идеологий или, зачастую,
эзотеризма) над специализированными научными исследованиями религии как одной
из объективно существующих форм общественного сознания. В нем предполагается
также исследование свойств личности и групп, социального и психологического
феномена религий.
По религиозным вопросам написано
множество литературы. Она исключительно разнообразна, но внешне, подобно самому
религиоведению, разделяется на две разновидности: светскую (внерелигиозную или,
чаще, скрытно-религиозную), а также сочиненную открыто верующими, в том числе
официальными представителями религиозных объединений. Однако внерелигиозного и
одновременно в строгом смысле научного подхода к этим вопросам не существует и
не может существовать по нескольким причинам.
Во-первых, – коренные основы любой
веры (даже если в качестве объекта поклонения выбраны материя, информация или
наука) относятся к сугубо ненаучной иррациональной (более того, зачастую
сверх-иррациональной) сфере человеческого бытия, хотя и существует
безукоризненно научное богословие.
Во-вторых, – наука есть, по
определению, строго нейтральное относительно всех идеологий обнаружение и
изучение объективно существующих закономерностей (законов). Однако любой
человек, включая научных сотрудников, обязательно является духовным, а,
следовательно, в кого-то или во что-то верующим (даже если он верит в
отсутствие Бога или убежден в своем неверии).
В-третьих, – даже если предположить
возможность существования ни во что не верующего человека, то необходимо
учитывать еще одно значимое обстоятельство. Нельзя написать содержательную
книгу, скажем, по физике или эстетике, не будучи в этой науке специалистом, не
изучив ее изнутри, не постигнув на практике ее принципов. То же относится и к
духовности. Если светский ученый искренне заявляет, что в своих исследованиях
он нейтрален к разным типам духовности (то есть, якобы полностью бездуховен и
внерелигиозен), то грош цена его книгам о причине, существе и источниках
духовности, вероучений, религий. Ибо тогда он в этой сфере беспомощен, также
как слепой в картинной галерее.
Если же религиовед духовен (то есть,
на самом деле, он – верующий), то закономерен вопрос – какова его духовность и
вера. И почему он их или не осознает, или, зачастую, скрывает? Знание
подлинной духовности и веры религиоведа весьма помогает понять цели, мотивации,
методы и результаты деятельности лично его или школы, к которой он принадлежит.
Хотя очевидно, что по многим специализированным направлениям истории,
этнографии, языкознания, культуры, философии, феноменологии, социологии,
психологии и иным аспектам религий накоплены весьма интересные, ценные и
глубокие научные результаты. Поэтому объективной общей внерелигиозной
науки по религиям, вероучениям и сектам нет, и не может быть. Заметное
количество работ светского религиоведения является на самом деле реализацией
заказов тех или иных религиозных объединений. Делается это или без утайки, или
по каким-либо причинам замаскировано.
В содержательной литературе по
вопросам вероучений можно выделить несколько групп, в зависимости от
религиозной принадлежности авторов:
- вероучение, критика иных
вероучений и сектоведение традиционных созидательных религий;
- вероучение, критика иных
вероучений и сект представителями протестантских и неопротестантских конфессий;
- обличительная литература
людей, порвавших с сектами, или пострадавших от них;
- сектантская миссионерская,
критическая, оправдательная, пропагандистская и иная литература;
-
светские научные
издания по специализированным направлениям.
Отдельную группу составляет заказная
спекулятивная псевдонаучная скрытно-религиозная литература, авторы которой
стремятся, например, дискредитировать традиционные созидательные религии.
В ходе борьбы с сектантской
противоправной деятельностью, а также при раскрытии и расследовании
преступлений, совершенных по религиозным мотивам, иногда у сотрудников
внутренних дел возникает необходимость изучения подлинной сектантской
литературы, в том числе предназначенной для внутреннего пользования в культе.
Это тяжелое и опасное занятие, допустимое только при наличии защитных
духовно-психологических мер, заниматься которым допустимо лишь в режиме
интенсивной позитивной духовной жизни. Иначе возможно заражение чуждой,
враждебной духовностью. Известны печальные случаи, когда ознакомление с учениями
деструктивных культов постепенно приводило любопытствующего исследователя к
многократному его посвящению в адепта наиболее одиозных из них, и, в итоге,
превращало в приверженца не только внешне благообразного эзотеризма, но и
демонизма.
Светское религиоведение, стоящее ныне
в силу духовно-исторических причин преимущественно на материалистической и
атеистической позиции, изучает религии, прежде всего, в их предполагаемом
историческом изменении в первобытном обществе, Древнем мире, Средневековье, в Новое
и Новейшее время. При этом самостоятельное внутреннее духовное развитие
религий и нелинейный генезис (развитие, рост) религиозности накладываются, как
на прокрустово ложе, на историю тех или иных социальных процессов и как бы
подчиняются им.
Религиоведение сделалось одним из
важнейших разделов и инструментов материализма и атеизма именно в Новое
время (так называемый воинствующий материализм). Поэтому можно сказать, что
светское религиоведение формируется с XIX века. Хотя те или иные сведения о
вероучениях – теологические, эзотерические, оккультно-мистические, философские,
исторические, психологические, правовые, социологические и др. – собирались с
древнейших времен.
Предметом современного религиоведения,
как уже отмечалось ранее, стали преимущественно внешние закономерности
возникновения, развития и деятельности религий, их формирования в истории
общества, взаимозависимости религий и культур. Ставя
себя как бы вне религий, веры и духовности, светское религиоведение исследует
их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходя на метауровень
сверхбытия.
Религиоведение,
в силу специфики предмета своего исследования, изучает закономерности,
относящиеся к миру, обществу и человеку, и, поэтому, является комплексной
дисциплиной. Это вытекает из коренных свойств религий. Дело в том, что
конкретный выбор той или иной религии определяет стратегическую позицию,
мотивацию и поведение людей в широком спектре права, закона, власти, свободы,
обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра,
совести, красоты и т.п.
Оттого, для оправдания тех или иных
своих установок, а также исходя из объективных потребностей научного поиска,
религиоведение вбирает в себя знания многих теоретических и прикладных наук. В
ней можно обнаружить элементы философии, социологии и истории, культурологии,
этики, эстетики, психологии, лингвистики, политологии, права, этнологии,
медицины, археологии и т.п. Отсюда, религиоведение имеет сложное содержание,
строение и структуру.
Все научные школы
религиоведения и теологии в качестве одних из ключевых своих категорий по
необходимости рассматривают «трансцендентность» (все, выходящее,
перешагивающее за пределы), а также «имманентность» (пребывающее внутри,
свойство, внутренне присущее предмету). Кроме того, они различают понятия «трансцендентное»
(все, выходящее за пределы возможного опыта) и «трансцендентальное»
(априорные формы познания и сознания). Даже откровенно материалистические
течения в светском религиоведении не могут обойтись без рассмотрения этих
применяемых всеми религиями понятий.
И в светском, и в конфессиональном
религиоведении существуют разные направления. К главным из них светские
религиоведы относят: философию, феноменологию, социологию, психологию, историю
и культурологию религий.
Философия религии служит, наряду
с феноменологией, единственной методологической основой светского
материалистического религиоведения, так как пытается разрабатывать его наиболее
общие взгляды и позиции, тем не менее, пренебрегая объективностью духовных
явлений и духовности как таковых. Философия всегда интересовалась религией.
В свою очередь, развитые религии активно используют достижения философии для
более точного описания своей веры. Созревание философии религии, как
указывают отечественные религиоведы, происходит с XVII–XIX вв. усилиями
нидерландского философа Б. Спинозы (†1677), английского философа Д. Юма
(†1776), французского философа П.А. Гольбаха (†1789), немецкого философа И.
Канта (†1804), немецкого протестанского теолога и философа Ф. Шлейермахера
(†1834), немецких философов И.Г. Фихте (†1814), Ф.В.И. Шеллинга (†1854), Г.В.Ф.
Гегеля (†1831), Л.А. Фейербаха (†1872), К. Маркса (†1883), Ф. Энгельса
(†1895), Э. Гартмана (†1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле
(†1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (†1855), русского философа
В.С. Соловьева (†1900) и др.
Страницы: 1, 2
|