Меню
Поиск



рефераты скачать Оптовые структуры в сфере рыбной промышленности

Оптовые структуры в сфере рыбной промышленности

Общее понятие об оптовой структуре рыбного рынка

Ценность рыбы как пищевого продукта определяется в первую очередь наличием в ее мясе значительного количества полноценных белков, содержащих все жизненно необходимые аминокислоты. Важное значение имеют также другие питательные вещества: жиры, витамины, минеральные вещества.

В настоящее более половины всех участников оптовой рыбной торговли имеют в своем ассортименте рыбные консервы, около трети (35%)— соленую и копченую рыбу, а также морепродукты, и около 15% — икру. Мороженая рыба занимает вторую позицию, несколько уступая консервам, — она представлена в ассортименте примерно 45% торговых фирм. Необходимо отметить, что, несмотря на принадлежность всех этих видов продукции к одной отрасли, в маркетинговом отношении каждый из них формирует свой собственный рынок, характеризуясь значительными отличиями: в объемах продаж, сезонности, по каналам поставок и сбыта и т.п. Каждый из этих рынков имеет свою историю, сложившуюся инфраструктуру, на каждом уже оформились свои лидеры, зачастую специализирующиеся исключительно на этом секторе рынка. Данное исследование было нацелено на сектор мороженой рыбы, так как этот рынок более обширен и значим, чем, например, рынок икры, и, с другой стороны, более интересен с точки зрения маркетолога, чем, например, менее подверженный сезонным колебаниям рынок рыбных консервов.

На основании полученных данных была составлена классификация оптовых компаний города, которая отражает их сравнительный уровень и показывает инструменты, используемые ими для достижения успеха.

1. Оптовая продажа с нескольких холодильников. Сюда относятся крупные компании, не имеющие своего холодильника и арендующие значительные площади холодильных мощностей по низким ценам. Для этих предприятий характерен достаточно широкий ассортимент (от 10 до 20 наименований). Компаниям требуются значительный оборот, большие финансовые вливания для поддержания своего уровня. Они осуществляют закупку дешевой рыбы рефрижераторными секциями, даже заключают договоры на объемные поставки с зарубежными фирмами. Для увеличения ассортимента ими перекупается рыба в других фирмах по низким ценам. Эти предприятия обеспечивают рыбой до 30% всех потребностей розничных магазинов, однако основными их покупателями являются оптовики среднего и мелкого звена (вплоть до лоточников). Имеют существенные денежные резервы, солидные офисы, осуществляют большую рекламную поддержку в прессе. Так работают фирмы «Три Кита», «Санта», «Агроимпорт», «Главрыба», «Талекс» и некоторые др.

2. Рыба закупается на личные или заемные средства фирмы за наличный расчет по низким ценам — преимущественно для увеличения ассортимента. Продажа ведется оптом все уровней. Большое значение придается работе с розничными магазинами, и широко применяется личный развоз. Реклама среднего уровня, для привлечения оптовиков и рыночников. Существует ряд фирм, которые заняли определенную рыночную нишу: системы столовых и кафе, системы питания в школах, обеспечения каких-либо организаций (домов престарелых и т.п.)

3. Оптовая торговля большими объемами по регионам. Благодаря старым сложившимся связям или представителям в регионах осуществляется продажа рефсекциями и большими объемами двух-трех видов рыбы.

Как правило, вывозится чаще благородная рыба (семга, форель), основные поставки которой ведутся через столицу. Компании пользуются дешевыми областными и региональными холодильниками. Рекламы практически не дается, работа происходит с использованием старых связей

4. Мелкооптовая продажа небольшого ассортимента (10 наименований) по низким ценам для оптовиков-рыночников. Благодаря покупке рыбы за наличные и продаже за наличные же по низким ценам эти фирмы имеют стабильный оборот и свою постоянную клиентуру. По магазинам рыбу не развозят, рекламные издержки минимальны

5. Оптовая продажа специфической рыбы или рыбопродукции. осуществляют специализированные фирмы-одиночки, часто имеющие в своей основе иностранный капитал. Ассортимент, предлагаемый такими фирмами, может варьироваться от 3—5 до нескольких десятков наименований. Главное для таких фирм — занять особую рыночную нишу, в которой они были бы единственны и, тем самым, сильными.

 

 

Обзор российского рыбного рынка

В 2005 г удельный вес пищевой рыбной продукции, без учета консервации, составил 93,14%. При этом в общей структуре выпуска пищевой рыбопродукции в России доля филе и рыбы (копченной, сушенной, маринованной, соленой) в 2005 г составила не более 6%. Существенно снизилось производство непищевой продукции - более чем в 3 раза, в том числе кормовой рыбной муки, что привело к значительному уменьшению объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.

Выручка от продаж промышленной рыбопродукции (работ, услуг) без НДС в среднем по году составляет порядка 90-100 млрд. руб. Среднегодовой темп прироста - всего 5-6%, т.е. в 2 раза ниже, чем коэффициент инфляции. При этом финансовый результат EBIT около 2,5-3 млрд. руб.

Вылов рыбы 1998-2005 год млн. тонн (включая РОСРЫБХОЗ)


1998 год

2000

2005

Вылов общий

5,48

4,48

4,24

Территориальные воды 200-мильная зона

3,2

2,3

2,4

в том числе:

морекультура

0,02

0,03

0,03

внутренние водоемы

0,36

0,38

О,34

зона иностранных государств

1,3

0,8

0,75

Открытый океан

0,6

0,7

0,72


Среднемесячный темп прироста производства товарно-пищевой рыбопродукции в 2005 г составил 10% или 8,3 тыс. т ежемесячного прироста. В сравнении с 2004 г темп среднемесячного прироста в 2005 г снизился на 9% или 19,7 тыс. т Основной удельный вес в общем объеме выпуска и переработки рыбопродукции составили живая и свежемороженая рыбопродукция и сельдь. В общем объеме они занимают в 2005 г - 2 484 тыс. т, или 87%.

Производство: рыба свежемороженая (без сельди) 1 817 тыс. т или 62%; сельдь 402 тыс. т или 14%; рыба живая (без сельди) 265 тыс. т или 9%. По сравнению с 2004 г в 2005 г среднегодовой темп прироста по данным группам рыбопродукции составил 7,43 %, наибольший прирост в данной группе составила рыба мороженная (без сельди) - 12,1% или 218 т.

В марте 2006 г министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на заседании коллегии Минсельхоза России "Об итогах работы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в 2006 году" сказал, что рост импорта существенно опережает рост собственного производства - примерно в 5-7 раз. В 2006 году рост производства в АПК составил 2,8%, что вдвое выше прогнозируемых показателей. Между тем, по данным Росстата РФ, объем производства товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, составил 3 289 тыс. тонн. В сравнении с 2005 г прирост выпуска рыбопродукции произошел на 10% или 300 тыс. т с 2989 тыс. тонн в 2005 г до 3289 тыс. тонн в 2006 г. Отметим, что Министерство экономического развития РФ прогнозировало среднегодовой прирост производства рыбопродукции за период 2006-2009 гг. на уровне 1,5-2%. Если фактический среднегодовой прирост по данным 2005-2006 гг. составит 10%, то можно спрогнозировать, что к 2010 г выпуск рыбопродукции составит 4,8-5 млн. тонн, а прирост 2006 г к прогнозу 2010 г составит 46,4-50%.

В структуре розничного товарооборота доля переработанной и готовой рыбопродукции составила 30% или 120 млрд. руб. 30% реализации рыбопродукции приходится на рынки и киоски, 45% - на небольшие магазины "у дома". На долю сетевого ритейла сегодня приходится 25% российского розничного рынка.

В структуре оптовых компаний России наибольшим спросом при реализации розничным магазинам пользуются такие виды свежемороженой рыбы как: сельдь (27%), минтай (26%), морепродукты (20%), скумбрия (18%), лосось и форель (10%).

В структуре рыбного отдела магазина России в разрезе групп: 20% - доля неразделанной рыбы, 20% - разделанной рыбы, 15% - филе, 20% - полуфабрикаты и готовая рыбопродукция, 20% - консервы и пресервы и 5% - прочая рыбопродукция.

Сопоставляя данные состояния рыбоперерабатывающего комплекса и тенденций роста потребления качественной и переработанной рыбопродукции, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время действующие мощности не смогут обеспечить в достаточной степени увеличивающийся спрос населения. К таким сегментам относятся наиболее популярные у потребителя маринованная, копченая, слабосоленая рыбопродукция и рыбное филе. Следует добавить, что в данном сегменте уже отмечается высокий уровень зависимости от импорта.

Структура потребления и предпочтений населения находятся в прямой зависимости от уровня доходов семей. Мороженая рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения с низкими доходами до 10 тыс. руб. в месяц популярны дешевые виды рыб типа треска, хек, минтай, с доходами 15-20 тыс. рублей среднеценовой сегмент - сельдь, горбуша, скумбрия. С ростом доходов до уровня 30-40 тыс. руб. расширяется ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов и переход на потребление продуктов высокоценового сегмента - лосось, форель, осетровые породы, филе, копченая и маринованная рыбопродукция

Вылов водных биоресурсов за четыре месяца 2007 года


По информации пресс-службы Федерального агентства по рыболовству, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях вылов составил 842,4 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (811,3 тыс. т) вылов увеличился на 31,1 тыс. т (3,8%), в том числе:

Дальневосточный бассейн. Вылов составил 727,2 тыс. т, что на 35,3 тыс. т (5,1%) больше, чем за аналогичный период 2006 года (691,9 тыс. т), в том числе:

- вылов минтая составил 575,2 тыс. т (531,3 тыс. т в 2006 году), что на 43,9 тыс. т (8,3%) больше, чем за аналогичный период 2006 года;

- вылов сельди составил 67,6 тыс. т (90,3 тыс. т в 2006 году), что на 22,7 тыс. т (25,1%) меньше, чем за аналогичный период 2006 года.

Северный бассейн (Баренцево и Белое моря).

Вылов водных биоресурсов составил 78,6 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (66,3 тыс. т) добыча увеличилась на 12,3 тыс. т (18,5%) за счет вылова пикши (+3,3 тыс. т), сайды (+9,8 тыс. т) и гребешка (+1,3 тыс. т).

Балтийское море.

 Вылов водных биоресурсов составил 14,7 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (18,3 тыс. т) показатель уменьшился на 3,6 тыс. т (19,4%) за счет недолова кильки (-4,0 тыс. т) и трески (-0,6 тыс. т) из-за неудовлетворительной метеорологической и промысловой обстановок.

Азовское и Черное моря.

Вылов составил 6,4 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (10,1 тыс. т) уменьшился на 3,7 тыс. т (36,8%) за счет недолова хамсы (-0,6 тыс. т), тюльки (- 1,0 тыс. т) и шпрота (-2,0 тыс. т) из-за неудовлетворительной метеорологической и промысловой обстановок.

Каспийское море.

Вылов кильки составил 9,2 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (9,0 тыс. т) добыча увеличилась на 0,3 тыс. т (3,0%).

В зонах иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана вылов составил 225,5 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (251,2 тыс. т) данный показатель уменьшился на 25,7 тыс. т (10,2%) в основном за счет недолова сельди (-14,0 тыс. т) в зоне Норвегии и недолова в зоне Мавритании (- 15,0 тыс. т) из-за ужесточения мавританскими властями условий ведения промысла.


Потребление рыбы в России

 

Около 30% всей рыбы продается через аукционы оптом, 45% продается в небольших магазинах и 25% -супермаркетах.

Среди наиболее продаваемых сортов рыбы - сельдь 27% от общего объема продаж рыбы, минтай - 26%, скумбрия - 18% ,лосось - 10% и 19% приходится на все остальные виды.



На долю неразделанной рыбы, переработанной рыбы, рыбные полуфабрикаты и рыбные консервы, и пресервы - приходится по 20% от объема продаж рыбной продукции. 15% - на филе и на другие виды разделки рыбы - 5%.

Русские любят свежую рыбу, но это отрасль пока слабо развита в России, и такую рыбу можно найти только в хороших супермаркетах, в основном, это будет карп и осётр.

Охлажденная рыба тоже популярна в России. Данный вид продукции представлен рыбой не только местного происхождения, но и норвежской, датской, финской, французской рыбой. Большой спрос на охлажденную рыбу у ресторанов и суши-баров. По данным исследовательских групп, спрос на охлажденную рыбу в России будет только расти, так как россияне стали уделять больше внимания здоровому питанию. Главным образом, увеличатся продажи охлажденных окуня, щуки, судака, трески, лосося, форели.

На данный момент в России доминирует потребление свежемороженной рыбы, которая поступает в магазины страны из Мурманска, Д.Востока, с Камчатки и Сахалина. По покупательскому спросу лидируют: сельдь -25%, минтай -15%, треска 10%, горбуша - 6%, путассу -7%, хек - 5%, зубатка - 4%, лосось/форель - 3%.

Также российский потребитель активно покупает датские креветки, кальмара из Юго-Восточной Азии, чилийские мидии, мясо каракатиц из Вьетнама, американские лобстеры.

Также широко представлена рыба горячего копчения - 42% из общей массы занимает копченый осётр, 9% - горбуша, 8% - зубатка. Среди новинок данного рынка - стейки горячего копчения из норвежского лосося и роллы из горбуши.

Особой популярностью у россиян пользуется соленая и слабосоленая рыба. 45% доли данного рынка занимает лосось слабой соли, далее - 42% - форель слабой соли и 12% приходится на селедку.

Что касается подгруппы холодного копчения - то здесь скумбрия занимает 28%, форель - 23%, лосось - 13%, палтус -11%. Среди новинок - салака холодного копчения.

Лидером среди сушеной продукции считается сушеный кальмар - он занимает 41% рынка. Среди новинок - сушеная ламинария и очищенные засушенные креветки.

Очень мало российских рыбоперерабатывающих предприятий могут производить продукция такого же высокого уровня, как в Европе. Поэтому большинство крупных перерабатывающих заводов занимается производством рыбных консервов, которые сохранили свою популярность со времен СССР.

Россия также импортирует рыбные консервы, например, латвийские шпроты в масле, исландскую сельдь в винном соусе, чилийскую скумбрию в слабой соли. В подгруппе пресервов лидером является сельдь (58%), лосось (15%), и осетр (10%).Пик продаж рыбы и морепродуктов в России приходится на период с ноября по январь.

Предпочтения в покупке и потреблении рыбы напрямую зависят от уровня доходов. Россияне с доходом, не превышающим 380$, покупают дешевую сорта рыбы - треску, хек, минтай. Те, чей доход составляет до 765$  - приобретают горбушу, скумбрию. Если доход переваливает за тысячу долларов, то покупается осётр, семга, устрицы.

6% россиян не ест рыбу вообще, 38% предпочитает свежую и охлажденную рыбу, 56% покупают свежемороженую.

Как показывают статистические данные, в центральном районе России 40% от всей продаваемой рыбы приходится на мороженую, тогда как на Сахалине и Камчатке 68% приходится на продажи свежей.

В регионах Урала и Сибири люди предпочитают рыбе мясо и птицу. Из рыбы они, в основном, употребляют соленую, которую сами готовят дома.

С ростом доходов населения России растет потребление рыбы, сейчас в среднем оно составляет 16 кг в год. Но это лишь половина от уровня потребления мяса.

Основные проблемы оптовой торговли рыбного рынка

1.     Импорт/экспорт

Рынок рыбы и морепродуктов в РФ показывает в последние годы завидный рост в 15-20% – впрочем, по сравнению с советскими временами все показатели отрасли сокращены, как минимум в 3 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.