|
Среднемесячный темп прироста производства товарно-пищевой рыбопродукции в 2005 г составил 10% или 8,3 тыс. т ежемесячного прироста. В сравнении с 2004 г темп среднемесячного прироста в 2005 г снизился на 9% или 19,7 тыс. т Основной удельный вес в общем объеме выпуска и переработки рыбопродукции составили живая и свежемороженая рыбопродукция и сельдь. В общем объеме они занимают в 2005 г - 2 484 тыс. т, или 87%. Производство: рыба свежемороженая (без сельди) 1 817 тыс. т или 62%; сельдь 402 тыс. т или 14%; рыба живая (без сельди) 265 тыс. т или 9%. По сравнению с 2004 г в 2005 г среднегодовой темп прироста по данным группам рыбопродукции составил 7,43 %, наибольший прирост в данной группе составила рыба мороженная (без сельди) - 12,1% или 218 т. В марте 2006 г министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на заседании коллегии Минсельхоза России "Об итогах работы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в 2006 году" сказал, что рост импорта существенно опережает рост собственного производства - примерно в 5-7 раз. В 2006 году рост производства в АПК составил 2,8%, что вдвое выше прогнозируемых показателей. Между тем, по данным Росстата РФ, объем производства товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, составил 3 289 тыс. тонн. В сравнении с 2005 г прирост выпуска рыбопродукции произошел на 10% или 300 тыс. т с 2989 тыс. тонн в 2005 г до 3289 тыс. тонн в 2006 г. Отметим, что Министерство экономического развития РФ прогнозировало среднегодовой прирост производства рыбопродукции за период 2006-2009 гг. на уровне 1,5-2%. Если фактический среднегодовой прирост по данным 2005-2006 гг. составит 10%, то можно спрогнозировать, что к 2010 г выпуск рыбопродукции составит 4,8-5 млн. тонн, а прирост 2006 г к прогнозу 2010 г составит 46,4-50%. В структуре розничного товарооборота доля переработанной и готовой рыбопродукции составила 30% или 120 млрд. руб. 30% реализации рыбопродукции приходится на рынки и киоски, 45% - на небольшие магазины "у дома". На долю сетевого ритейла сегодня приходится 25% российского розничного рынка. В структуре оптовых компаний России наибольшим спросом при реализации розничным магазинам пользуются такие виды свежемороженой рыбы как: сельдь (27%), минтай (26%), морепродукты (20%), скумбрия (18%), лосось и форель (10%). В структуре рыбного отдела магазина России в разрезе групп: 20% - доля неразделанной рыбы, 20% - разделанной рыбы, 15% - филе, 20% - полуфабрикаты и готовая рыбопродукция, 20% - консервы и пресервы и 5% - прочая рыбопродукция. Сопоставляя данные состояния рыбоперерабатывающего комплекса и тенденций роста потребления качественной и переработанной рыбопродукции, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время действующие мощности не смогут обеспечить в достаточной степени увеличивающийся спрос населения. К таким сегментам относятся наиболее популярные у потребителя маринованная, копченая, слабосоленая рыбопродукция и рыбное филе. Следует добавить, что в данном сегменте уже отмечается высокий уровень зависимости от импорта. Структура потребления и предпочтений населения находятся в прямой зависимости от уровня доходов семей. Мороженая рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения с низкими доходами до 10 тыс. руб. в месяц популярны дешевые виды рыб типа треска, хек, минтай, с доходами 15-20 тыс. рублей среднеценовой сегмент - сельдь, горбуша, скумбрия. С ростом доходов до уровня 30-40 тыс. руб. расширяется ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов и переход на потребление продуктов высокоценового сегмента - лосось, форель, осетровые породы, филе, копченая и маринованная рыбопродукция Вылов водных биоресурсов за четыре месяца 2007 года По информации пресс-службы Федерального агентства по рыболовству, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях вылов составил 842,4 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (811,3 тыс. т) вылов увеличился на 31,1 тыс. т (3,8%), в том числе: Дальневосточный бассейн. Вылов составил 727,2 тыс. т, что на 35,3 тыс. т (5,1%) больше, чем за аналогичный период 2006 года (691,9 тыс. т), в том числе: - вылов минтая составил 575,2 тыс. т (531,3 тыс. т в 2006 году), что на 43,9 тыс. т (8,3%) больше, чем за аналогичный период 2006 года; - вылов сельди составил 67,6 тыс. т (90,3 тыс. т в 2006 году), что на 22,7 тыс. т (25,1%) меньше, чем за аналогичный период 2006 года. Северный бассейн (Баренцево и Белое моря). Вылов водных биоресурсов составил 78,6 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (66,3 тыс. т) добыча увеличилась на 12,3 тыс. т (18,5%) за счет вылова пикши (+3,3 тыс. т), сайды (+9,8 тыс. т) и гребешка (+1,3 тыс. т). Балтийское море. Вылов водных биоресурсов составил 14,7 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (18,3 тыс. т) показатель уменьшился на 3,6 тыс. т (19,4%) за счет недолова кильки (-4,0 тыс. т) и трески (-0,6 тыс. т) из-за неудовлетворительной метеорологической и промысловой обстановок. Азовское и Черное моря. Вылов составил 6,4 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (10,1 тыс. т) уменьшился на 3,7 тыс. т (36,8%) за счет недолова хамсы (-0,6 тыс. т), тюльки (- 1,0 тыс. т) и шпрота (-2,0 тыс. т) из-за неудовлетворительной метеорологической и промысловой обстановок. Каспийское море. Вылов кильки составил 9,2 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (9,0 тыс. т) добыча увеличилась на 0,3 тыс. т (3,0%). В зонах иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана вылов составил 225,5 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года (251,2 тыс. т) данный показатель уменьшился на 25,7 тыс. т (10,2%) в основном за счет недолова сельди (-14,0 тыс. т) в зоне Норвегии и недолова в зоне Мавритании (- 15,0 тыс. т) из-за ужесточения мавританскими властями условий ведения промысла. Потребление рыбы в РоссииОколо 30% всей рыбы продается через аукционы оптом, 45% продается в небольших магазинах и 25% -супермаркетах. Среди наиболее продаваемых сортов рыбы - сельдь 27% от общего объема продаж рыбы, минтай - 26%, скумбрия - 18% ,лосось - 10% и 19% приходится на все остальные виды.
На долю неразделанной рыбы, переработанной рыбы, рыбные полуфабрикаты и рыбные консервы, и пресервы - приходится по 20% от объема продаж рыбной продукции. 15% - на филе и на другие виды разделки рыбы - 5%. Русские любят свежую рыбу, но это отрасль пока слабо развита в России, и такую рыбу можно найти только в хороших супермаркетах, в основном, это будет карп и осётр. Охлажденная рыба тоже популярна в России. Данный вид продукции представлен рыбой не только местного происхождения, но и норвежской, датской, финской, французской рыбой. Большой спрос на охлажденную рыбу у ресторанов и суши-баров. По данным исследовательских групп, спрос на охлажденную рыбу в России будет только расти, так как россияне стали уделять больше внимания здоровому питанию. Главным образом, увеличатся продажи охлажденных окуня, щуки, судака, трески, лосося, форели. На данный момент в России доминирует потребление свежемороженной рыбы, которая поступает в магазины страны из Мурманска, Д.Востока, с Камчатки и Сахалина. По покупательскому спросу лидируют: сельдь -25%, минтай -15%, треска 10%, горбуша - 6%, путассу -7%, хек - 5%, зубатка - 4%, лосось/форель - 3%. Также российский потребитель активно покупает датские креветки, кальмара из Юго-Восточной Азии, чилийские мидии, мясо каракатиц из Вьетнама, американские лобстеры. Также широко представлена рыба горячего копчения - 42% из общей массы занимает копченый осётр, 9% - горбуша, 8% - зубатка. Среди новинок данного рынка - стейки горячего копчения из норвежского лосося и роллы из горбуши. Особой популярностью у россиян пользуется соленая и слабосоленая рыба. 45% доли данного рынка занимает лосось слабой соли, далее - 42% - форель слабой соли и 12% приходится на селедку. Что касается подгруппы холодного копчения - то здесь скумбрия занимает 28%, форель - 23%, лосось - 13%, палтус -11%. Среди новинок - салака холодного копчения. Лидером среди сушеной продукции считается сушеный кальмар - он занимает 41% рынка. Среди новинок - сушеная ламинария и очищенные засушенные креветки. Очень мало российских рыбоперерабатывающих предприятий могут производить продукция такого же высокого уровня, как в Европе. Поэтому большинство крупных перерабатывающих заводов занимается производством рыбных консервов, которые сохранили свою популярность со времен СССР. Россия также импортирует рыбные консервы, например, латвийские шпроты в масле, исландскую сельдь в винном соусе, чилийскую скумбрию в слабой соли. В подгруппе пресервов лидером является сельдь (58%), лосось (15%), и осетр (10%).Пик продаж рыбы и морепродуктов в России приходится на период с ноября по январь. Предпочтения в покупке и потреблении рыбы напрямую зависят от уровня доходов. Россияне с доходом, не превышающим 380$, покупают дешевую сорта рыбы - треску, хек, минтай. Те, чей доход составляет до 765$ - приобретают горбушу, скумбрию. Если доход переваливает за тысячу долларов, то покупается осётр, семга, устрицы. 6% россиян не ест рыбу вообще, 38% предпочитает свежую и охлажденную рыбу, 56% покупают свежемороженую. Как показывают статистические данные, в центральном районе России 40% от всей продаваемой рыбы приходится на мороженую, тогда как на Сахалине и Камчатке 68% приходится на продажи свежей. В регионах Урала и Сибири люди предпочитают рыбе мясо и птицу. Из рыбы они, в основном, употребляют соленую, которую сами готовят дома. С ростом доходов населения России растет потребление рыбы, сейчас в среднем оно составляет 16 кг в год. Но это лишь половина от уровня потребления мяса. Основные проблемы оптовой торговли рыбного рынка 1. Импорт/экспорт Рынок рыбы и морепродуктов в РФ показывает в последние годы завидный рост в 15-20% – впрочем, по сравнению с советскими временами все показатели отрасли сокращены, как минимум в 3 раза. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.