-
материальная
помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на
медикаменты, погребение и т.п.;
-
расходы
на платное обучение работников, не связанное с производственной необходимостью;
-
единовременное
пособие при выходе на пенсию.
Организация
заработной платы в России за годы экономических реформ сформировала несколько
тенденций, общая оценка пока негативна. Так, специалистами отмечается, что в
стране происходит [9. C.192]:
·
снижение
стимулирующей функции заработной платы, что связано с дезорганизацией всей ее
системы;
·
возникновение
перекосов в заработной плате различных работников. Необоснованное различие в
заработной плате, не зависящее от отрасли, квалификации и опыта работника, а
также от конечных результатов работы предприятия, нивелирует многие функции
заработной платы;
·
возрастание
значения воспроизводственной функции заработной платы. Заработок порой
выплачивается работнику без всякой связи с количеством и качеством его труда,
становясь средством поддержания его жизнеспособности на минимально допустимом
уровне;
·
возникновение
«белой» и «черной» форм заработной платы, различающихся отношением к
налогообложению;
·
снижение
значимости заработной платы в денежных доходах населения. Кроме заработной
платы по месту человек может иметь побочные источники доходов, приближающие ее
к величине потребительского бюджета. Эта тенденция связана с таким российским
явлением, как уменьшение доли заработной платы в издержках предприятия;
·
отсутствие
должного контроля со стороны государственных и общественных организаций за
соблюдением законности в сфере трудовых отношений, в частности по срокам
выплаты заработной платы.
Еще
несколько лет назад в стране лидерами по размеру оплаты труда в стране были
представительства и филиалы иностранных компаний, предлагая ставки в 2-3 раза
выше средних по региону. Но сейчас отдельные российские компании
трудоустраивают высококвалифицированные персонал не только с высокой зарплатой,
но и с возможностью профессионального и карьерного роста.
В
следующем параграфе курсовой работы рассмотрим основные направления повышения
эффективности использования оплаты труда работников.
В российских научных кругах и современных отечественных хозяйствующих
организациях давно сформирован богатый банк форм, систем и моделей оплаты
труда, мотивационные механизмы которых обеспечат полную реализацию способностей
и возможностей персонала в процессе своей трудовой деятельности. Им надо только
своевременно и правильно воспользоваться руководителям крупного, среднего и
малого бизнеса.
Таким образом, руководителю необходимо заинтересовать каждого работника в
высокопроизводительном труде, обеспечив тесную взаимосвязь его вознаграждения и
фактического трудового вклада.
При
этом нужно применять какие-то новые формы и методы, которые позволяют
обеспечить мотивацию и стимулирование персонала, особенно молодежи. Когда
предприятие растет – набирается молодежь, а для молодежи иногда важна не
столько оплата труда, сколько возможность профессионального роста [22. C.50].
Чтобы удержать людей на своих
предприятиях необходимо развить социальную сферу, т.е. предоставлять путевки на
отдых в свои пансионаты, организовывать службу общественного питания,
медицинского обслуживания; производить материальное стимулирование; не забывать
о моральном стимулировании в различных формах признания заслуг, опыта,
авторитета.
Эффективность системы стимулирования
может оцениваться с одной стороны, как экономическая отдача средств,
стимулирование и внедрение самой системы, а с другой – как степень ее
мотивирующего воздействия на трудовое поведение работников.
При окончательном определении размера заработка надо учитывать условия и
интенсивность труда, стаж работы, продолжительность отработанного времени,
выполнение установленных заданий [18. C.78-88].
Среди экономистов нет единой точки зрения на определение понятия
«стимулирование труда». М.А. Сорокина определяет стимулирование как воздействие
не непосредственно на личность, а внешние обстоятельства с помощью благ –
стимулов, побуждающих работника к определенному поведению [26. C.252].
Стимулирование- это вид управленческой деятельности, направленный на
управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей
посредством влияния на условия жизнедеятельности работника [28. C.244].
Сегодня предприятия вполне законно могут использовать любые формы и
системы оплаты труда, в наибольшей степени учитывающие специфику организации,
их кадровый состав, в том числе в отношении установления зависимости размеров
вознаграждений от квалификации и фактической результативности труда работников.
Можно использовать, например, традиционные тарифные системы оплаты труда; можно
– бестарифные модели стимулирования; можно творчески перенимать зарубежный и
отечественный опыт, а можно самим разрабатывать и применять для мотивации
работников собственные алгоритмы распределения фондов оплаты труда. Лучший
вариант, на наш взгляд, как раз последний. Специалисты предприятия лучше знают
его специфику, сильные и слабые стороны, которые и нужно учитывать при
организации систем материального стимулирования работников.
Совершенствование сдельной оплаты труда состоит в том, чтобы при применении
этой формы оплаты труда обеспечивалась максимально возможная зависимость
размеров сдельных заработков работников от конечных результатов их труда.
Система стимулирования труда должна заинтересовать персонал работать
больше и лучше в интересах каждого и на благо предприятия в целом.
Для повышения эффективности
организации труда на предприятии рекомендуется составлять описание рабочего
места. Обычно такое описание включает название рабочего места, его назначение,
функции работника, занимающего это рабочее место, его место в структуре
предприятия, а также соотношение подчиненности.
Создание благоприятных условий труда,
его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья
трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой – повышению
работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и
улучшению дисциплины на предприятии.
Совершенствование организации труда
на предприятиях предполагает оптимизацию всех ее элементов, обеспечение их
соответствия целям деятельности, критериям ее эффективности.
Эффективность труда работников
розничной торговли нельзя оценивать однозначно, поскольку на предприятиях
торговли применяется различный по своему содержанию труд.
Большое внимание следует уделять
организации постоянно действующей системы подготовки и повышения квалификации
кадров.
Важным фактором, способствующим
уплотнению рабочего дня является дальнейшее развитие организации труда по
совмещенным профессиям. Необходимо устанавливать обоснованный режим работы для
каждого отдельного предприятия с учетом интенсивности потоков покупателей.
Повышение эффективности труда в
торговле предполагает также дальнейшее всемерное развитие и расширение
прогрессивных форм продажи товаров, и особенно метода самообслуживания.
Одним из условий повышения
эффективности труда является дальнейшее совершенствование управления торговлей:
сокращение многозвенности управления предприятиями розничной торговли,
упрощение их организационной структуры, слияние небольших предприятий в более
крупные.
Совершенствование системы премирования будет способствовать росту
стимулирующей роли премий в повышении эффективности трудовой деятельности. С
помощью премий достигается сочетание индивидуальной и коллективной
заинтересованности в результатах труда. Премии за выполнение и перевыполнение
планов по товарообороту должны занимать доминирующее значение. Необходимо в
большей мере выплачивать денежные вознаграждения по итогам работы за год [23. C.82].
Экономически вполне обоснованным и логичным является введение гибких
специальных надбавок работникам за стаж работы, которые могут стать мощным
стимулом высокоэффективного и качественного труда, минимизации текучести кадров
и стабилизации трудового коллектива.
Как свидетельствует зарубежный опыт (прежде всего Японский) и
отечественный опыт стимулирования труда, дополнительным вознаграждением
целесообразно считать стаж работы (не более пяти лет). Вводить специальные
надбавки за продолжительность работы персонала в течение более длительного
срока (шесть лет и более) нет необходимости. С одной стороны, этого периода
(пяти лет) вполне достаточно для того, чтобы человек полностью раскрылся в
интеллектуальном плане, показал свой потенциал, работоспособность и перспективы
роста, с другой – эти надбавки с увеличением стажа могут трансформироваться из
мотивов производительного труда в антистимулы и отрицательно повлиять на
результаты работы.
Можно ввести индивидуализацию заработной платы, которая основана на
оценке заслуг. Ее смысл сводится к следующему: работники, имеющие одинаковую
квалификацию и занимающие должности, благодаря своим природным возможностям,
стажу, целевым установкам, мотивам и стремлениям могут добиться различных
результатов в работе. Эти различия должны найти отражение в заработной плате,
что достигается с помощью дифференциации.
Успешное осуществление индивидуализации оплаты труда требует
совершенствования методов оценки труда для достаточной мотивации работника и
установления определенного соотношения между постоянной и переменной частями
заработной платы с учетом «психологического порога», ниже которого заработная
плата утрачивает свою стимулирующую роль и не воспринимается как адекватное
вознаграждение за труд.
Необходимо провести более четкую
грань между требованиями, предъявляемыми к продавцам и старшим продавцам с
точки зрения скорости обслуживания покупателей (умение дать квалифицированную
информацию покупателям и число ответов в единицу времени, скорость нарезки,
показа, упаковки товаров и т.д.).
Немаловажным решением может быть увеличение заработной платы работникам.
Получая заработную плату большую, чем на других предприятиях, работники станут
опасаться потерять ее при увольнении. Кроме того, сократятся издержки,
связанные с текучестью, предприятия смогут отбирать лучших работников при
найме. Таким образом, повышение заработной платы снижает издержки контроля и в
итоге увеличивает прибыль. Но руководитель должен при этом учитывать следующие
три зависимости:
·
Двух - и трехкратное
увеличение заработной платы работникам не приводит к каким – либо существенным
изменениям в их отношении к работе, поскольку такое увеличение рассматривается
ими как необходимое;
·
Значительное увеличение
заработной платы лишь на какое- то время вызывает эффект улучшения выполнения
трудовых функций. А затем наступает привыкание к более высокой зарплате;
·
Работник, получающий
низкую зарплату, постепенно опускается по качеству своего труда и, оказавшись в
условиях более высокой зарплаты, как правило, не поднимается до своего прежнего
уровня.
Предложим рекомендации по организации
мотивации труда торговых работников.
Как известно на многих предприятиях
работники не удовлетворены своим трудом и заработной платой. Наиболее важным
мотивом труда у работников является средство заработка. Многие из них
неудовлетворенны применяющимися на их предприятиях системами мотивации труда. В
связи с этим руководителям необходимо ознакомится с существующими системами
мотивации труда и предложенные нами рекомендации применить на своих
предприятиях.
Мотивация – это процесс побуждения
себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации
[29. C.44].
Изучение, обзор и критическое
переосмысление экономической литературы позволяют выделить три основных подхода
к выбору мотивационной стратегии: стимул и наказание, мотивирование через саму
работу, систематическая связь с менеджером [12. C.175].
Разработка
и внедрение системы мотивации становится необходимой, если у многих сотрудников
проявляются симптомы профессионального «выгорания»: снижение энтузиазма и
потеря интереса к работе, а также замещение профессиональных интересов другими
интересами, не связанными с работой. Если в компании резко повышается текучесть
персонала, то в первую очередь нужно задуматься о его мотивации.
Мотив
напрямую связан с нашими эмоциями. Человек работает более эффективно, если у
него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции,
если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и
побуждениями. Такие эмоции, как раздражение, грусть, гнев, то есть все те, которые
мы обычно называем негативными, явно говорят о том, что человек идет не туда,
куда бы он хотел. Именно поэтому в организации, где все опирается только на
контроль и принуждение, есть напряжение и раздражение. Там же, где человека
мотивирует позитивный эмоциональный настрой, это становится частью
корпоративной культуры. Почему подчас даже солидное денежное вознаграждение не
решает задачи? Нужно что-то еще. Что? Важно учитывать три фактора:
-
что хочет
сам человек;
-
какие
действия от него требуются;
-
как
связать это воедино.
Как
известно, людьми движут их потребности. Потребность – это испытываемая
личностью нужда в чем-то (воде и еде, признании, известности, власти и т.п.).
Потребности невозможно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить
лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию, к достижению
цели.
Потребности
вызывают у человека стремление к их удовлетворению. Следовательно, руководители
должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям понимать, что у них
есть возможность удовлетворить свои потребности при помощи поведения,
приводящего к развитию и процветанию организации, в которой они работают.
Очень
большим мотивирующим эффектом является чувство собственного достоинства. Его
ущемление дестабилизирует личность и ведет к разного рода самозащитам. Поэтому
для поддержания чувства собственного достоинства сотрудников руководителю
необходимо формировать не только систему мотивации к труду, но и высокие
самооценки сотрудников, поскольку именно они являются мощным мотиватором их
поведения.
Любая
теория мотивации вероятностна. То, что эффективно для одних, может быть
совершенно не важно для других [31. C.102]. Только понимание того, что именно хочет каждый отдельно взятый
человек, поможет руководителю грамотно его мотивировать. Поэтому-то так важно
понимать интересы отдельно взятого человека.
Существует
ряд моментов, которые необходимо учитывать:
-
Любые
действия должны быть осмысленными (нужно постараться сделать так, чтобы ваши
сотрудники понимали, что они делают и зачем они это делают).
-
Каждый
сотрудник стремится показать то, на что он способен. Если руководитель будет
предлагать сотруднику требования, которые значительно ниже его возможностей,
это снизит мотивацию его труда. Нельзя первоклассного специалиста-компьютерщика
посылать таскать мебель или забивать гвозди: ему это быстро наскучит, потому
что он понимает, что способен на большее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|