В Минюсте России
образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положения о них
утверждаются министром юстиции РФ.
При Минюсте
России создаются как образовательные учреждения (Российская правовая академия
Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Федеральную
систему экспертных учреждений Минюста России составляют:
·
российский
Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
·
региональные
центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
·
центральные
лаборатории и лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ);
Российский
Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы
Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теоретическими
и методическими разработками выполняют все роды криминалистических,
биологических, автотехнических экспертиз; бухгалтерские, планово-экономические
и инженерно-технические экспертизы, в том числе повторные и сложные, которые
не могут выполниться в других учреждениях по каким-либо причинам. РФЦСЭ
являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный,
счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и
со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для
осуществления своей деятельности.
Региональные
центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Центральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории
судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими
экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою
деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17
января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и
центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ».
Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в
учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим
наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для
осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, назначаемый
на должность министром юстиции РФ. Кроме этого, в лабораториях создаются
отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения
лаборатории), действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми
начальником лаборатории.
Современный
судебный процесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно
проведенная экспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и
значительно повышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой
системы правосудия. Назрела необходимость формирования в России (из
разрозненных государственных судебно-экспертных учреждений) Федерального
агентства государственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России1.
Кроме того,
в Минюст России входят:
·
Федеральная
служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1;
·
Федеральная
регистрационная служба (Росрегистрация);
·
Федеральная
служба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная
служба исполнения наказаний
Федеральная служба
исполнения наказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной
власти, которая осуществляет функции:
1.
правоприменительные,
а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в
отношении осужденных;
2.
по содержанию
лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых,
находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
3.
по
контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН РФ
подведомственна Минюсту России.
ФСИН РФ
возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от
должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на
ФСИН РФ полномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного
первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Президентом РФ. Кроме того, назначение на должности высшего начальствующего
состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных
должностей осуществляется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ
входят: центральный аппарат; его территориальные органы; учреждения,
исполняющие наказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специально
созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В
систему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный
аппарат ФСИН РФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности
Службы. В свою очередь управления состоят из отделов. Возглавляют управления
начальники управлений, которые имеют своих заместителей.
В каждом из
субъектов РФ создаются территориальные органы, которые представляют собой
управления ФСИН РФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные органы
начальники, которые имеют своих заместителей.
Исправительными
учреждениями ФСИН РФ являются исправительные колонии, воспитательные колонии,
тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказание
осужденные. Возглавляют исправительные учреждения ФСИН РФ начальники. Кроме
того, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника по
оперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные
изоляторы ФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых
(подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в
качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для
исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных,
оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении
осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных
изоляторах с их письменного согласия. Все следственные изоляторы создается,
реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Следственный изолятор
возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от
должности начальником территориального органа управления исполнения наказания.
Правоохранительная
деятельность подразделений ФСИН РФ заключается в производстве
оперативно-розыскных действий, а также в возбуждении уголовного дела и
выполнении неотложных следственных действий.
В системе ФСИН РФ
граждане проходят правоохранительную и государственно-гражданскую службу,
которые являются разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральная
регистрационная служба (далее — Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входит
в Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
регистрации общественных объединений и политических партий, а также
правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры
и нотариата.
На
Росрегистрацию возложены задачи:
1.
по
обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
2.
организации
деятельности государственной регистрации общественных объединений и
политических партий;
3.
осуществлению
контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4.
осуществлению
контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5.
управлению
территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрацию
возглавляет директор — главный государственный регистратор РФ, который
назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную
ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий.
Директор имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему
Росрегистрации составляет ее центральный аппарат, а также и территориальные
органы.
В центральном
аппарате Росрегистрации созданы семь управлений по основным направлениям
деятельности Службы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные
органы Росрегистрации возглавляют руководители, которые являются главными
государственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначаются и
освобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должность
главного государственного регистратора субъекта РФ представляет в Минюст
России директор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегистрации
выполняют те же задачи, что и органы Росрегистрации, но только на территории
соответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации
предусмотрена государственно-гражданская служба как одна из разновидностей
государственной службы.
Вывод: Следует
подчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не
"с чистого листа". Системы исполнения наказаний, регистрации,
исполнения постановлений судебных органов существовали раньше, и на этих
направлениях были получены определенные результаты. Наша задача - сохранить
накопленный положительный опыт и развить те начинания, основа которых была
заложена в предшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему
конструктивных взаимоотношений с высокой степенью координации деятельности,
которая позволит эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и
подведомственными службами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация
государственного и
частного нотариата в РФ
Одним
из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав
граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержание
нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление
субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей,
завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи
свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальная
деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически
закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного
нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До
1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность
которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном
нотариате".
Следствием
проводимых в России социально - экономических реформ, развития рыночных
отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа
российского нотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1
(далее - Основы).
Основами
наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная
форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных
структур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальных
действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности
независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или
занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют
одинаковую юридическую силу.
Ввиду
различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях
субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции
совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути
поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе -
положения о необходимости четкого определения публично - правового статуса
нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты;
разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата;
обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по
государственному контролю в сфере нотариата1.
В
отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного
определения собственной системы.
Большинство
авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично -
правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и
законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы
нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных
лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)2.
При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности,
рассматриваются как публично - властные, а функции нотариата, обеспечивающие
законность и правомерность юридических действий участников гражданского
оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями
государственных органов.
Нотариат
представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на
которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование
документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и
выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и
законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные
действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных
нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные
лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их
компетенцией.
Нотариат в
Российской Федерации имеет определенную систему. Возглавляет ее Федеральная
нотариальная палата. Она, представляет собой некоммерческую организацию,
наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в
Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические
лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной
палате является обязательным.
Федеральная
нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной
финансово-хозяйственной самостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные
счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные
реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности.
Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд,
оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного
назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество,
необходимое для осуществления уставной деятельности.
При возникновении
необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет
право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные
предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не
облагается налогом на имущество предприятий.
Предприятия и
учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица,
имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на
закрепленное за ними имущество.
Федеральная
нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую
деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом
целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и
имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры,
получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в
том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а
также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству
РФ и ее уставу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|