При
осуществлении частной детективной и охранной деятельности до- пускается
использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, оперативной
радио- и телефонной связи. Могут использоваться иные технические средства при
условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей
среде.
В
случае необходимости оказания услуг, сопряженных с опасностью для жизни и
здоровья частных детективов и охранников, им разрешается использовать
специальные средства: жилет защитный, шлем защитный, спец- средство
“Черемуха-10” и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палку резиновую или
пластмассовую. Специальные средства они вправе применять и в случаях, когда
использованы и не дали желаемых результатов не- насильственные способы
предупредительного воздействия на правонарушителей.
Перечень
и виды специальных средств, которые разрешается использовать детективам и
охранникам, определены постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г №
587 (САППРФ 1992 №8 ст. 506, 1993 №39 ст. 3690)
Охранники,
кроме того, имеют право применять огнестрельное оружие. Охранные предприятия
вооружаются пистолетами ПМ и ружьями охотничьими гладкоствольными.
Специальные
средства могут применяться:
а)
для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самого
частного сыщика или охранника:
б)
для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в)
для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда
правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Огнестрельное
оружие охранники вправе применять:
а)
для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается
непосредственной опасности;
б)
для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую
собственность;
в)
для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г)
для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Законом
установлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применять
специальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок их
применения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо их
применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости
влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий
нарушения.
Деятельность
частных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонном
соблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной
жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет
вытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания,
политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиента
ин- формацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересам
клиента или в интересах третьих лиц.
Они
не должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан,
ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество иных лиц.
Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение
принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую,
административно-правовую, уголовно-правовую ответственность.
В
определенных случаях закон допускает возможность аннулирования органами
внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам
(охранникам, детективам).
Частные
охранники и сыщики являются гражданами Российской Феде- рации. Поэтому на них в
полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в
Конституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере право охраны,
работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем.
Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты
этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и
иных прав.
В
дельнейшем, по мере совершенствования правовых институтов в России,
соответственно получат дельнейшее развитие формы участия общественный
организаций, объединений, граждан в многообразной и сложной деятельности
правоохранительных органов РФ.
Заключение.
Итак,
подведем итог всему, о чем вы сегодня услышали.
В
ч.3 ст.13 и в ст.30 Конституции РФ закреплено право граждан на объединения. Это
право в соответствии с ФЗ РФ “Об общественных объединениях” 1995 г. может быть
реализовано путем создания различных общественных организаций, движений,
фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия в
их деятельности.
Вы
должны были уяснить, что общественные объединения – это добровольные,
самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе
граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
Создание
общественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав и
законных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в эти
объединения.
Традиционными формами участия
населения в правоохранительной деятельности в настоящее время являются ДНД,
товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления,
адвокатура и др.
Кроме того, граждане
могут участвовать в правоохранительной деятельности в качестве присяжных
заседателей (при отправлении правосудия), оказывать содействие органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (гласно или негласно,
безвозмездно или на контрактной основе). В любом случае, в какой бы форме это
содействие не осуществлялось, граждане обязаны добросовестно выполнять взятые
на себя обязательства, а правоохранительные органы, которым оказывается
содействие, обязаны обеспечить безопасность этих граждан.
Также
мы с вами рассмотрели и такой вид оказания содействия правоохранительным
органам как частная охранная и детективная деятельность. Ее сущность
заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и
юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию)
органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих
клиентов. Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных и
охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану
имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и
т. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемой
государственными правоохранительными органами.
Но
не смотря на такое сходство, частная детективная и охранная деятельность имеет
ряд признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности,
осуществляемой государственными органами.
Во-первых,
эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной
на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны.
Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение
прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
Во-вторых,
эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально
определенным клиентам - физическим и юридическим лицам. Обязательным условием
осуществления частной детективной и охранной деятельности является
предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и
клиентом письменного договора. В договоре указывается не только содержание
оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных
расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения.
Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является
представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.
В-третьих,
осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия,
которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел
и прошли государственную регистрацию.
В-четвертых,
на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой
статус работников государственных правоохранительных органов не
распространяется.
Частная
детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскная
деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею
клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление
следующих видов услуг:
а)
сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б) сбор информации в сфере
предпринимательской деятельности (бизнеса);
в)
сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г)
поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.
Охранная
деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны
разрешается предоставление следующих видов услуг:
1.
Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по
активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных
посягательств. Цель ее - не допустить причинения телесных повреждений
охраняемым лицам, лишения их жизни.
2.Охрана имущества собственников,
в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и
техническую охрану имущества.
3.
Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной
сигнализации.
4.
Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной
защиты от противоправных посягательств.
5. Обеспечение порядка в местах
проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов,
симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).
Приведенный
перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частной
детективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность
не должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов
клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на
выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов
третьих лиц.
В
настоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видов
детективных и охранных предприятий:
1.
Индивидуальные частные детективные предприятия.
2.
Объединения частных детективных предприятий.
3.
Филиалы объединений частных детективных предприятий.
4.
Частные охранные предприятия.
5.
Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных
детективов.
6.
Службы безопасности на предприятиях.
7.
Негосударственные образовательные учреждения и организации специальной
подготовки частных детективов и охранников.
Частный
детектив и частный охранник - это физические лица, отвечающие определенным
требованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги,
составляющие содержание частной сыскной или частной охранной деятельности.
Ими
могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и
пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью,
имеющие юридическое образование (стаж практической работы не менее 3 лет) либо
прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной
репутацией и законопослушным поведением.
Обязательным
условием для работы в качестве сыщика или охранника является получение на то
разрешения (лицензии) органа внутренних дел. Что для этого необходимо я вам
говорила в ходе лекции.
Для
осуществления своей профессиональной деятельности частные детективы либо сыщики
могут применять специальные средства или огнестрельное оружие.
Специальные
средства могут применяться:
а)
для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самого
частного сыщика или охранника:
б)
для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в)
для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда
правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Огнестрельное
оружие применяется:
а)
для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается
непосредственной опасности;
б)
для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
в)
для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г)
для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Законом
установлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применять
специальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок их
применения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо их
применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости
влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий
нарушения.
Деятельность
частных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонном
соблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной
жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет
вытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания,
политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Нарушение
естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на
себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую,
уголовно-правовую ответственность.
В
определенных случаях закон допускает возможность аннулирования органами
внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам
(охранникам, детективам).
Частные
охранники и сыщики являются гражданами Российской Феде- рации. Поэтому на них в
полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в
Конституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере право охраны,
работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем.
Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты
этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и
иных прав.
Литература основная:
1. *Гуценко К.Ф. Правоохранительные
органы: учебник для юридических вузов и факультетов / К.Ф. Гуценко, М.А.
Ковалев. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО – М., 2001.
2. *Правоохранительные органы
Российской Федерации: Учебник под ред. В.П. Божьева.М.: СПАРК, 2004.
3. *Правоохранительные органы:
учебник / под общ. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Дополнительная:
1. “Об
общественных объединениях”. Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995г. // СЗ. 2005.
№21.Ст.1930.
2. “О
частной детективной и охранной деятельности в РФ”. Закон РФ от 11 марта 1992 г.
// СЗ. 2004. №17. Ст.888.
3.“Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних”. Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 г.//СЗ. 2005. №26. Ст.
3177.
4.
*Судоустройство и правоохранительные органы в РФ: Учебник, под ред. В.И.
Швецова. – М., 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|