Меню
Поиск



рефераты скачать Негосударственные организации в системе правоохранительной деятельности

Таким образом, частному лицу доверяется информация, составляющая как государственную, так и служебную тайну, в связи с чем законодатель предусмотрел в Федеральном законе об ОРД и иных правовых актах, образующих оперативно-розыскное законодательство, данную норму.

Добросовестность сотрудничества с органом, осуществляющим ОРД - обязанность, принимаемая на себя лицом, конфиденциально содействующим органу, осуществляющему ОРД.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона об ОРД и аналогичными нормами иных законодательных актов, образующими оперативно-розыскное законодательство, в круг действий, возложенных на частных лиц и безусловных для выполнения ими, входит и добросовестность сотрудничества с оперативно-розыскным ведомством. В связи с этим они прямо предостерегаются насчет недопустимости передачи органам, осуществляющим ОРД, заведомо ложной информации. В качестве последней следует понимать, например, сведения, содержащие оговор и клевету на объект ОРД.

Безусловно, что в подразделения оперативных служб поступает различная по качеству информация. При этом не следует исключать и умышленные действия частных лиц по дезинформации и дезориентированию органов, осуществляющих ОРД, тем более в современных условиях, когда различного рода организованные преступные сообщества стали интенсивно осуществлять контр оперативную работу. Традиционно в классификации негласных сотрудников - частных лиц с учетом вероятности “преступной контрразведки” выделяют и такие их категории, как двурушники, дезинформаторы, двойники, т. е. ненадежные ренегаты, вульгарные осведомители, пригодные главным образом для распространения ложных сведений противостоящей оперативно-розыскному ведомству стороне.

В связи с этим исключается альянс оперативных подразделений и преступников-осведомителей, предполагающий оплату услуг последних молчаливым разрешением совершать менее значительные преступления. Нередко это приводит к получению правоохранительным ведомством ложной информации и росту преступности. При этом опасность подобного рода компромиссов с преступниками в дискредитации право применяющих органов, в формировании неправильного представления об истинном состоянии преступности и эффективности борьбы с ней, возникновении привилегированной группы мелких преступников и распространении практики вынесения неправосудных приговоров.

Таким образом, ложная информация от частных лиц может поступать в силу того, что они стремятся завуалировать свое участие в преступлении. Кроме того, причиной дезинформирования может быть и попытка скрыть факт использования противоправных способов в процессе добывания информации.

Для того чтобы исключить негативные последствия использования поступившей в органы, осуществляющие ОРД, ложной информации, оперативно-розыскное законодательство, прежде всего, предусматривает предварительное определение степени порядочности, честности и объективности лица, привлекаемого к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД). Кроме того, решению вопроса об использовании помощи частных лиц в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий должно предшествовать изучение факторов, указывающих на наличие средств проверки конфиденциальной информации, и возможности оперативного подразделения контролировать и направлять деятельность частного лица по выполнению заданий, связанных с проверяемым криминальным эпизодом. Здесь принципиально важно то, что ни одно сообщение частного лица не должно приниматься на веру и тем более использоваться в соответствующей правовой форме без тщательной проверки. В связи с этим высокие требования предъявляются и к добросовестности, объективности и профессиональной компетенции оперативных работников. Их роль весьма ответственна, так как любой человек, сообщивший о каком-либо событии или происшествии, даже самый честный, может добросовестно заблуждаться, неправильно оценить тот или иной факт или поступок конкретного человека в силу своей недостаточной осведомленности, неправильной оценки фактов и событий. Однако, в отличие от частных лиц оперативный работник ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права. Он обязан всесторонне проверить полученную информацию, используя для этого все имеющиеся возможности, и только после принять решение об использовании результатов ОРД. Вместе с тем, деятельность оперативных подразделений по составлению прогноза последствий использования частного лица, контроля за его поведением при выполнении заданий, осуществление мероприятий по профилактике предательства с его стороны, оперативной проверке поступающей от него информации вовсе не означает, что это лицо не должно соблюдать закон, а также условия заключенного им договора с органом, осуществляющим ОРД. Речь идет о том, что положение конфидента не является привилегированным и не исключает ответственности за совершенные противоправные деяния.

 Выполнение поручений органов федеральной службы безопасности, направленных на осуществление возложенных на них обязанностей, - обязанность лиц, оказывающих содействие органам ФСБ, предусмотренная п. “б” ч. 3 Федерального закона об органах ФСБ в РФ.

Следует отметить, что обязанность выполнять поручения оперативных подразделений - неотъемлемый элемент правового статуса частных лиц, содействующих не только ФСБ, но и иным органам, осуществляющим ОРД.

Например, внештатным сотрудникам уголовного розыска поручается:

- выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет;

- проведение совместно с работниками милиции или по их поручению индивидуальной воспитательной работы с отдельными лица- ми, состоящими на профилактическом учете;

- проверка поведения по месту жительства и работы лиц, находящихся под надзором милиции;

- выявление очевидцев, свидетелей, потерпевших, участие в розыске скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

- установление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, склоняющих их к употреблению наркотических веществ либо подстрекающих к совершению правонарушений; выявление групп, состоящих из подростков-правонарушителей;

- установление родителей и лиц, их заменяющих, не умеющих или не желающих воспитывать детей, а также отрицательно влияющих

на них своим антиобщественным поведением, и оказание на таких родителей и лиц, их заменяющих, воспитательного воздействия;

- выявление несовершеннолетних, подлежащих взятию на профилактический учет;

- работа с несовершеннолетними и их родителями в инспекциях по делам несовершеннолетних,

В свою очередь, внештатным сотрудникам аппарата БЭП может поручаться осуществление:

-общей и индивидуальной профилактики правонарушений в сфере экономики;

- проверочных закупок товаров;

- изучения бухгалтерских и иных документов, истребованных в связи с проверкой заявлений или сообщений о преступлениях;

- инвентаризаций товарно-материальных ценностей на различных объектах, проводимых по предложениям органов внутренних дел (милиции).

Наряду с этим внештатные сотрудники оперативных подразделений ФСИН могут выполнять поручения, касающиеся:

- осуществления мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений в ИТУ;

- участия в проверках сохранности государственного имущества исправительно-трудового учреждения;

- участия в осуществлении мероприятий по розыску и задержанию бежавших их исправительно-трудового учреждения осужденных.

Часть 1 ст.17 Федерального закона об ОРД в РФ предоставляет возможность заключения органами, осуществляющими ОРД, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимально индивидуализированного соглашения о труде, обозначаемого термином “контракт”. Подобного рода документ позволяет максимально оговорить условия конфиденциального сотрудничества с учетом личностной специфики каждого человека, а также особенностей той сферы правоохранительной деятельности, в которой действует оперативно-розыскное ведомство. Этим законодатель также выделил из числа частных лиц тех, которые, не будучи кадровыми сотрудниками оперативных подразделений, в материальном отношении полностью или частично находятся на обеспечении этих служб.

В контракте могут предусматриваться такие реквизиты, как: основа сотрудничества лица с государственным органом, осуществляющим оперативную деятельность; задачи, для решения которых привлекается лицо; права и обязанности сторон в процессе сотрудничества; срок сотрудничества; форма и размер материального вознаграждения лица; обязанность для лица сохранения в тайне факта заключения договора и его условий, а также ставших известными ему в процессе сотрудничества сведений; форма и характер ответственности сторон за нарушение условий договора Кроме того, в нем может быть указано, что заключение договора между осуществляющим оперативную деятельность государственным органом и лицом влечет для обеих сторон юридические последствия в соответствии с законодательством .

В контракте можно отразить и порядок разглашения сведений о конфиденциальном сотрудничестве, продлении срока контракта, а также особые условия, связанные с выполнением частным лицом отдельных обязанностей.

Особо следует отметить, что контракт должен предусматривать обязанности контрактанта прежде всего по сохранению тайны факта сотрудничества, его условий, а также ставших ему известными в процессе сотрудничества сведений. Наряду с этим контракт должен гарантировать социальную и правовую защиту конфидента, в частности выплату ему пособий, связанных с возмещением ущерба, в том числе и здоровью.

Письменная форма заключения контракта является гарантией взаимных обязательств сторон при соблюдении вышеуказанных реквизитов.

Основанием для прекращения сотрудничества с частным лицом, работающим по контракту, является нарушение его условий, окончание срока контракта, если стороны не высказывают намерений продлить контракт, например, за 30 суток до его истечения; уведомление одной из сторон о намерениях досрочно прекратить контракт.

Контракт может считаться прекращенным, например, через 30 суток после уведомления одной из сторон другой о его прекращении. Данное трудовое соглашение теряет свою силу и в случае смерти контрактанта.

Может допускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев в случае временной невозможности со стороны частного лица исполнить свои обязанности .

Добровольность сотрудничества частного лица с органом, осуществляющим ОРД, - охраняемая государством, узаконенная возможность частных лиц по собственному желанию содействовать оперативно-розыскной работе различных правоохранительных органов и спецслужб.

Законодатель предусмотрел, что от частного лица, помощь которого требуется для подготовки или проведения оперативно-розыскного мероприятия, орган, осуществляющий ОРД, должен получить утвердительный ответ на просьбу оказать ему содействие в решении задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД.

Из этого следует, что упомянутый выше выбор указанный гражданин должен сделать по собственному желанию. В данной норме сделан акцент, что при установлении отношений сотрудничества с частными лицами исключается использование противоправных способов склонения их к сотрудничеству. Здесь должны учитываться закономерности оперативно-розыскной практики. Последние указывают, что важно опираться на мотив, который сам по себе в естественной форме может побуждать отдельных граждан в той или иной форме содействовать органам, осуществляющим ОРД. Вместе с тем уловить этот мотив и опереться на него может только профессионально пригодный для работы с частными лицами. В связи с этим в органах, осуществляющих ОРД, устанавливается специальная процедура допуска оперативного персонала к данной сфере ОРД. Кроме того, оперативно-розыскная практика выработала ряд требований, которым должен соответствовать сотрудник, работающий с внештатными сотрудниками и иными частными лицами.

Это должны быть разносторонние и сдержанные люди, способные установить хорошие взаимоотношения с окружающими. Одновременно они безусловно обязаны выполнять обещания, данные частным лицам. Опыт разведывательной работы свидетельствует о том, что оперативные работники, успешно устанавливающие отношения сотрудничества с частными лицами, обычно обладают следующими качествами:

- хорошая репутация благодаря этичному поведению при раскрытии различного рода противоправных деяний, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по оперативным делам;

- умелое ведение беседы;

- способность распознавать личную мотивацию и личные качества частного лица;

- знание данных и особенности поведения лиц, живущих и работающих на обслуживаемой территории и объектах в рамках определенной юрисдикции.

Мы рассмотрели с Вами некоторые формы участия граждан в деятельности правоохранительных органов по поддержанию правопорядка и деле борьбы с преступностью. 

б) Место и роль в системе правоохранительных органов предприятий частной детективные и охранной службы. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. “О частной детектив- ной и охранной деятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности в сфере право охраны, получившей название “частная детективная и охранная деятельность”. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами. Более того, в ряде случаев частная правоохранительная" деятельность проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались. Например, частные детективные и охранные предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам- физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы (государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре не только указывается содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.