Таким
образом, частному лицу доверяется информация, составляющая как государственную,
так и служебную тайну, в связи с чем законодатель предусмотрел в Федеральном
законе об ОРД и иных правовых актах, образующих оперативно-розыскное
законодательство, данную норму.
Добросовестность
сотрудничества с органом, осуществляющим ОРД - обязанность, принимаемая на себя
лицом, конфиденциально содействующим органу, осуществляющему ОРД.
В
соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона об ОРД и аналогичными нормами
иных законодательных актов, образующими оперативно-розыскное законодательство,
в круг действий, возложенных на частных лиц и безусловных для выполнения ими,
входит и добросовестность сотрудничества с оперативно-розыскным ведомством. В
связи с этим они прямо предостерегаются насчет недопустимости передачи органам,
осуществляющим ОРД, заведомо ложной информации. В качестве последней следует
понимать, например, сведения, содержащие оговор и клевету на объект ОРД.
Безусловно,
что в подразделения оперативных служб поступает различная по качеству
информация. При этом не следует исключать и умышленные действия частных лиц по
дезинформации и дезориентированию органов, осуществляющих ОРД, тем более в
современных условиях, когда различного рода организованные преступные
сообщества стали интенсивно осуществлять контр оперативную работу. Традиционно
в классификации негласных сотрудников - частных лиц с учетом вероятности “преступной
контрразведки” выделяют и такие их категории, как двурушники, дезинформаторы,
двойники, т. е. ненадежные ренегаты, вульгарные осведомители, пригодные главным
образом для распространения ложных сведений противостоящей
оперативно-розыскному ведомству стороне.
В
связи с этим исключается альянс оперативных подразделений и
преступников-осведомителей, предполагающий оплату услуг последних молчаливым
разрешением совершать менее значительные преступления. Нередко это приводит к
получению правоохранительным ведомством ложной информации и росту преступности.
При этом опасность подобного рода компромиссов с преступниками в дискредитации
право применяющих органов, в формировании неправильного представления об
истинном состоянии преступности и эффективности борьбы с ней, возникновении
привилегированной группы мелких преступников и распространении практики
вынесения неправосудных приговоров.
Таким
образом, ложная информация от частных лиц может поступать в силу того, что они
стремятся завуалировать свое участие в преступлении. Кроме того, причиной
дезинформирования может быть и попытка скрыть факт использования противоправных
способов в процессе добывания информации.
Для
того чтобы исключить негативные последствия использования поступившей в органы,
осуществляющие ОРД, ложной информации, оперативно-розыскное законодательство,
прежде всего, предусматривает предварительное определение степени порядочности,
честности и объективности лица, привлекаемого к подготовке и проведению
оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД).
Кроме того, решению вопроса об использовании помощи частных лиц в процессе
осуществления оперативно-розыскных мероприятий должно предшествовать изучение
факторов, указывающих на наличие средств проверки конфиденциальной информации,
и возможности оперативного подразделения контролировать и направлять
деятельность частного лица по выполнению заданий, связанных с проверяемым
криминальным эпизодом. Здесь принципиально важно то, что ни одно сообщение
частного лица не должно приниматься на веру и тем более использоваться в
соответствующей правовой форме без тщательной проверки. В связи с этим высокие
требования предъявляются и к добросовестности, объективности и профессиональной
компетенции оперативных работников. Их роль весьма ответственна, так как любой
человек, сообщивший о каком-либо событии или происшествии, даже самый честный,
может добросовестно заблуждаться, неправильно оценить тот или иной факт или
поступок конкретного человека в силу своей недостаточной осведомленности,
неправильной оценки фактов и событий. Однако, в отличие от частных лиц
оперативный работник ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права. Он обязан
всесторонне проверить полученную информацию, используя для этого все имеющиеся
возможности, и только после принять решение об использовании результатов ОРД.
Вместе с тем, деятельность оперативных подразделений по составлению прогноза
последствий использования частного лица, контроля за его поведением при
выполнении заданий, осуществление мероприятий по профилактике предательства с
его стороны, оперативной проверке поступающей от него информации вовсе не
означает, что это лицо не должно соблюдать закон, а также условия заключенного
им договора с органом, осуществляющим ОРД. Речь идет о том, что положение конфидента
не является привилегированным и не исключает ответственности за совершенные
противоправные деяния.
Выполнение
поручений органов федеральной службы безопасности, направленных на
осуществление возложенных на них обязанностей, - обязанность лиц, оказывающих
содействие органам ФСБ, предусмотренная п. “б” ч. 3 Федерального закона об
органах ФСБ в РФ.
Следует
отметить, что обязанность выполнять поручения оперативных подразделений -
неотъемлемый элемент правового статуса частных лиц, содействующих не только
ФСБ, но и иным органам, осуществляющим ОРД.
Например,
внештатным сотрудникам уголовного розыска поручается:
-
выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет;
-
проведение совместно с работниками милиции или по их поручению индивидуальной
воспитательной работы с отдельными лица- ми, состоящими на профилактическом
учете;
-
проверка поведения по месту жительства и работы лиц, находящихся под надзором
милиции;
-
выявление очевидцев, свидетелей, потерпевших, участие в розыске скрывшихся
преступников и лиц, без вести пропавших;
-
установление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, занятие
попрошайничеством, проституцией, азартными играми, склоняющих их к употреблению
наркотических веществ либо подстрекающих к совершению правонарушений; выявление
групп, состоящих из подростков-правонарушителей;
-
установление родителей и лиц, их заменяющих, не умеющих или не желающих
воспитывать детей, а также отрицательно влияющих
на
них своим антиобщественным поведением, и оказание на таких родителей и лиц, их
заменяющих, воспитательного воздействия;
-
выявление несовершеннолетних, подлежащих взятию на профилактический учет;
-
работа с несовершеннолетними и их родителями в инспекциях по делам
несовершеннолетних,
В
свою очередь, внештатным сотрудникам аппарата БЭП может поручаться
осуществление:
-общей
и индивидуальной профилактики правонарушений в сфере экономики;
-
проверочных закупок товаров;
-
изучения бухгалтерских и иных документов, истребованных в связи с проверкой
заявлений или сообщений о преступлениях;
-
инвентаризаций товарно-материальных ценностей на различных объектах, проводимых
по предложениям органов внутренних дел (милиции).
Наряду
с этим внештатные сотрудники оперативных подразделений ФСИН могут выполнять
поручения, касающиеся:
-
осуществления мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений в
ИТУ;
-
участия в проверках сохранности государственного имущества
исправительно-трудового учреждения;
-
участия в осуществлении мероприятий по розыску и задержанию бежавших их
исправительно-трудового учреждения осужденных.
Часть
1 ст.17 Федерального закона об ОРД в РФ предоставляет возможность заключения
органами, осуществляющими ОРД, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовке
и проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимально
индивидуализированного соглашения о труде, обозначаемого термином “контракт”.
Подобного рода документ позволяет максимально оговорить условия
конфиденциального сотрудничества с учетом личностной специфики каждого
человека, а также особенностей той сферы правоохранительной деятельности, в
которой действует оперативно-розыскное ведомство. Этим законодатель также
выделил из числа частных лиц тех, которые, не будучи кадровыми сотрудниками
оперативных подразделений, в материальном отношении полностью или частично
находятся на обеспечении этих служб.
В
контракте могут предусматриваться такие реквизиты, как: основа сотрудничества
лица с государственным органом, осуществляющим оперативную деятельность;
задачи, для решения которых привлекается лицо; права и обязанности сторон в
процессе сотрудничества; срок сотрудничества; форма и размер материального
вознаграждения лица; обязанность для лица сохранения в тайне факта заключения
договора и его условий, а также ставших известными ему в процессе
сотрудничества сведений; форма и характер ответственности сторон за нарушение
условий договора Кроме того, в нем может быть указано, что заключение договора
между осуществляющим оперативную деятельность государственным органом и лицом
влечет для обеих сторон юридические последствия в соответствии с
законодательством .
В
контракте можно отразить и порядок разглашения сведений о конфиденциальном
сотрудничестве, продлении срока контракта, а также особые условия, связанные с
выполнением частным лицом отдельных обязанностей.
Особо
следует отметить, что контракт должен предусматривать обязанности контрактанта
прежде всего по сохранению тайны факта сотрудничества, его условий, а также
ставших ему известными в процессе сотрудничества сведений. Наряду с этим
контракт должен гарантировать социальную и правовую защиту конфидента, в
частности выплату ему пособий, связанных с возмещением ущерба, в том числе и
здоровью.
Письменная
форма заключения контракта является гарантией взаимных обязательств сторон при
соблюдении вышеуказанных реквизитов.
Основанием
для прекращения сотрудничества с частным лицом, работающим по контракту,
является нарушение его условий, окончание срока контракта, если стороны не
высказывают намерений продлить контракт, например, за 30 суток до его
истечения; уведомление одной из сторон о намерениях досрочно прекратить
контракт.
Контракт
может считаться прекращенным, например, через 30 суток после уведомления одной
из сторон другой о его прекращении. Данное трудовое соглашение теряет свою силу
и в случае смерти контрактанта.
Может
допускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев в
случае временной невозможности со стороны частного лица исполнить свои
обязанности .
Добровольность
сотрудничества частного лица с органом, осуществляющим ОРД, - охраняемая государством,
узаконенная возможность частных лиц по собственному желанию содействовать
оперативно-розыскной работе различных правоохранительных органов и спецслужб.
Законодатель
предусмотрел, что от частного лица, помощь которого требуется для подготовки или
проведения оперативно-розыскного мероприятия, орган, осуществляющий ОРД, должен
получить утвердительный ответ на просьбу оказать ему содействие в решении
задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД.
Из
этого следует, что упомянутый выше выбор указанный гражданин должен сделать по
собственному желанию. В данной норме сделан акцент, что при установлении
отношений сотрудничества с частными лицами исключается использование
противоправных способов склонения их к сотрудничеству. Здесь должны учитываться
закономерности оперативно-розыскной практики. Последние указывают, что важно
опираться на мотив, который сам по себе в естественной форме может побуждать
отдельных граждан в той или иной форме содействовать органам, осуществляющим
ОРД. Вместе с тем уловить этот мотив и опереться на него может только
профессионально пригодный для работы с частными лицами. В связи с этим в
органах, осуществляющих ОРД, устанавливается специальная процедура допуска
оперативного персонала к данной сфере ОРД. Кроме того, оперативно-розыскная
практика выработала ряд требований, которым должен соответствовать сотрудник,
работающий с внештатными сотрудниками и иными частными лицами.
Это
должны быть разносторонние и сдержанные люди, способные установить хорошие
взаимоотношения с окружающими. Одновременно они безусловно обязаны выполнять
обещания, данные частным лицам. Опыт разведывательной работы свидетельствует о
том, что оперативные работники, успешно устанавливающие отношения
сотрудничества с частными лицами, обычно обладают следующими качествами:
-
хорошая репутация благодаря этичному поведению при раскрытии различного рода
противоправных деяний, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по
оперативным делам;
-
умелое ведение беседы;
-
способность распознавать личную мотивацию и личные качества частного лица;
-
знание данных и особенности поведения лиц, живущих и работающих на
обслуживаемой территории и объектах в рамках определенной юрисдикции.
Мы
рассмотрели с Вами некоторые формы участия граждан в деятельности правоохранительных
органов по поддержанию правопорядка и деле борьбы с преступностью.
б)
Место и роль в системе правоохранительных органов предприятий частной
детективные и охранной службы. Понятие и общая характеристика частной
детективной и охранной деятельности.
Закон
Российской Федерации от 11 марта 1992 г. “О частной детектив- ной и охранной
деятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности в
сфере право охраны, получившей название “частная детективная и охранная
деятельность”. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной
договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности
являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на
защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение
порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетается
с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами.
Более того, в ряде случаев частная правоохранительная" деятельность
проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные
органы до сих пор не касались. Например, частные детективные и охранные
предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для ведения
деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление
функций телохранителя и т. д.
Частная
детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков,
позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемой
государственными органами.
Во-первых,
эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной
на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны.
Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение
прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
Во-вторых,
эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально
определенным клиентам- физическим и юридическим лицам. Клиентами частных
детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также
предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы
(государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным
условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является
предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и
клиентом письменного договора. В договоре не только указывается содержание
оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных
расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения.
Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является
представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.
В-третьих,
осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия,
которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел
и прошли государственную регистрацию.
В-четвертых,
на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой
статус работников государственных правоохранительных органов не
распространяется.
В
соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная
деятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскная
деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею
клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление
следующих видов услуг:
а)
сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б)
сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
Страницы: 1, 2, 3, 4
|