·
2005г. –
27 %,
·
2006г. –
53 %
Второе место занимают
административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2006
год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением
отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания»,
которая занимает 10 %. Наименьший процент
среди всех неналоговых доходов
занимают: в 2002 - 2004 гг. – «Дивиденды», 2005году – «Отчисления за геологоразведочные
работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2006 году –
«Доходы от оказания платных услуг».
Большой скачок
можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2006г. Также в бюджете на 2006
год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной
детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были
включены в графу «Прочие неналоговые доходы».
Среди них выделяются такие как:
·
Доходы от
оказания платных услуг;
·
Компенсации
затрат государства;
·
Доходы от
реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной
собственности;
·
Доходы от
реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства
имущества;
·
Административные
штрафы и экономические санкции, удержания;
·
Доходы от
сдачи в аренду иного имущества;
·
Доходы от
сдачи в аренду земельных участков.
Наиболее
значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006г. (в разрезе
групп бюджетной классификации) по отношению к 2005г. предусматриваются именно
за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов
— 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности
— 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной
собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов
в республиканском бюджете 2006 года, что видно из Приложения 4, хотя основное
увеличение неналоговых доходов произошло в 2005 году: они выросли на 207 %, где
почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в
три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности.
Следует также
отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к
увеличению числа статей неналоговых доходов.
Ниже приведены
неналоговые доходы республиканских бюджетов 2002–2006г. по статьям:
(тыс.руб.)
2002 год
|
|
|
2003 год
|
|
Текущие
неналоговые доходы и обязательные платежи
|
215 239 655,00
|
|
Текущие
неналоговые доходы и обязательные платежи
|
283 844 652,00
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности
|
78 631 900,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности
|
72 039 255,00
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
15 500 000,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
10 000 000,00
|
3.Проценты
|
11 896 390,00
|
|
3.Проценты
|
18 218 080,00
|
|
4.Дивиденды
|
3 800 000,00
|
|
4.Дивиденды
|
3 500 000,00
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
47 435 510,00
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
40 321 175,00
|
6.Административные сборы и платежи
|
60 380 640,00
|
|
6. Административные сборы и платежи
|
116 709 203,00
|
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
76 227 115,00
|
|
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
95 096 194,00
|
2004 год
|
|
|
2005 год
|
|
Текущие
неналоговые доходы и обязательные платежи
|
443 017 091,00
|
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
917 521 158,00
|
1. Доходы от
государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
129 654 300,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности
|
338 933 649,00
|
2.Прибыль
Национального банка Республики Беларусь
|
20 000 000,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
15 000 000,00
|
3.Проценты
|
27 802 970,00
|
|
3.Проценты
|
51 599 039,00
|
|
4.Дивиденды
|
8 028 380,00
|
|
4.Дивиденды
|
11 640 000,00
|
|
5.Платежи от
государственных организаций
|
59 322 950,00
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
253 649 610,00
|
6.Отчисления за
геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского
бюджета
|
14 500 000,00
|
|
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет
средств республиканского бюджета
|
7 045 000,00
|
7.Административные
сборы и платежи
|
162 469 557,00
|
|
7.Административные сборы и платежи
|
263 187 329,00
|
8.Прочие текущие
неналоговые доходы и обязательные платежи
|
150 893 234,00
|
|
8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
315 400 180,00
|
2006 год
|
|
|
Неналоговые
доходы
|
1 044 080 434,0
|
1. Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной собственности
|
556 862 490,0
|
2.Проценты за
пользование денежными средствами бюджетов
|
89 813 850,0
|
3.Дивиденды по
акциям и доходы от других форм участия в капитале
|
467 048 640,0
|
4. Доходы от
предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности
|
245 864 636,0
|
5.Доходы от сдачи в
аренду земельных участков
|
699 000,0
|
6.Доходы от сдачи в
аренду иного имущества
|
37 510 036,0
|
7.Административные
сборы и платежи
|
69 528 705,0
|
8.Доходы от
оказания платных услуг
|
95 630,0
|
9.Компенсации
затрат государства
|
22 620 960,0
|
10.Доходы от
реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной
собственности
|
32 512 400,0
|
11.Доходы от
реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства
имущества
|
82 897 905,0
|
12.
Административные штрафы и экономические санкции, удержания
|
102 984 438,0
|
13. Прочие
неналоговые доходы
|
138 368 870,0
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работе было попытаться проанализировать
неналоговые доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной
экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось
формирование неналоговых доходов на современном этапе?
Структура неналоговых доходов
государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими
годами. Основными источниками неналоговых доходов
являются доходы
от государственной собственности и предпринимательской деятельности,
административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре
неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27%
соответственно. Однако, в республиканском бюджете на 2006 год статья «Административные
сборы и платежи» стала намного ниже – 6,6%, что видимо, связано с выделением
отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания»,
которая занимает 10 %.
На протяжении исследуемых пяти лет в
доходных статьях республиканского бюджета предусмотрены доходы от прибыли
Национального банка. Правда, этот показатель весьма трудно поддается расчетам и
прогнозированию. В 2002году доходы от прибыли Нацбанка планировались
в размере 15трлн. руб., в 2003 году - 10трлн. руб., в
2004 году - 20трлн. руб., в 2005 году - 15трлн.
руб., а в республиканском бюджете на 2006 год такая статья неналоговых
доходов отсутствует вовсе.
Следует
также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к
увеличению числа статей неналоговых доходов. Особенно наглядно это
усматривается в республиканском бюджете 2006 года.
В целом
растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается
по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении
неналоговые доходы за 2001 – 2005 года увеличились с 5,3% до 6,7%
Республика Беларусь вступает в XXI век в условиях
переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит
адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов
с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования
общественных процессов.
На основе комплексного и
многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения
бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе.
Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного
бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике
Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с
задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение
комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции
его развития и реформирования.
В частности, в области формирования неналоговых
доходов можно предложить следующее:
1. Применение более прогрессивных
методов планирования и
прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе
экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального
варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение
обоснованности макроэкономических показателей как
основы планирования неналоговых доходов бюджета.
3. Получение достоверной и
объективной информации о предполагаемых
изменениях в законодательстве для
исчисления неналоговых доходов.
4. Реструктуризация
доходов республиканского бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание
прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли
рыночных источников в формировании
доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи
принадлежащих государству акций, налогов
на собственность и др.).
5.
Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе
доходов
бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» и
комментарии к
нему//-
29 декабря 2001 г. № 72-З.
2.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» и
комментарии к
нему//- 28 декабря 2002 г. № 170-З.
3.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и
комментарии к
нему// - 29
декабря 2003 г. № 259-З.
4.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и
комментарии к
нему//- 18
ноября 2004 г. № 339-З.
5.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и
комментарии к
нему//- 31 декабря 2005 г. № 81-3.
6.
Исчисление
налоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер – 2000 г. №7-с.83.
7. Закон РБ «О бюджетной системе
Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. – 1999. - №1.
8.
Государственный
бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш. школа, 1995 г.
9.
Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, Минск,
1995 г.
10.
Заяц Н.Е.
Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 1997 г.
11.
Основные
направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до
2010 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2000. - №2.
Страницы: 1, 2, 3
|