При этом в ходе создания национальной системы налогообложения
используются теоретическая: база и модели налогообложения государств с
развитой рыночной экономикой в области построения налоговых систем,
использования налоговых форм и методов регулирования. Но при этом неправомерно
их полное копирование, поэтому элементы, формирующие налоговую систему, в
определенной степени адаптируются к национальным условиям, социально-экономическим
проблемам республики. В действующем Законе «О налогах и сборах, взимаемых в
бюджет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам и сборам относятся:
НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи, за пользование природными
ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и
сборы, плата за землю, налог на топливо, государственная пошлина и сборы; сбор
за проезд автотранспортных средств; сбор на содержание государственной
пожарной службы, чрезвычайный налог.
Сравнивая
показатели по налоговым изъятиям в республике с аналогичными
данными по государствам с
рыночной экономикой, можно сделать вывод о том, что у нас норма налогообложения
находится на уровне таких высокоразвитых стран, как Швейцария, Германия,
Бельгия, Финляндия, где доходы на душу населения в год превышают 10-15 тыс. дол.
Это также свидетельствует о том, что в республике довольно высокое налоговое
бремя для налогоплательщиков. Сильный налоговый пресс объясняется тем, что
предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во
внебюджетные фонды (государственные республиканские внебюджетные,
централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды
местных Советов).
Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей
размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при
отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из
амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения
инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые
платежи перекладываются на потребителей.
Большой налоговый пресс приводит к низкой собираемости
налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонение от уплаты налогов,
ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую
базу и снижает налоговые поступления в бюджет, вызывает утечку отечественного
капитала из страны, сдерживает развитие частного предпринимательства и притока
прямых зарубежных инвестиций.
ГЛАВА 2
Неналоговые доходы: их характеристика, содержание и
динамика в республиканских бюджетах РБ за 2002 – 2006 гг.
2.1. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ И
ХАРАКТЕРИСТИКА
Неналоговые доходы
являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в
бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления
государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной
собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих
и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от
Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде
эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов
или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные
невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К неналоговым доходам
согласно бюджетной классификации относят доходы:
ü
за
пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
ü
по
бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
ü
дивидендов
на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
ü
части
прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами
Республики Беларусь;
ü
арендной
платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;
ü
от
реализации материальных и нематериальных активов;
ü
от
реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства
имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска);
ü
штрафов,
налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;
ü
прочих
неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Одними из таких являются доходы от использования и реализации принадлежащего государству имущества. Ежегодно, с целью выполнения Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь утверждает задания по поступлению установленных в республиканском бюджете доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, требуется обеспечить в установленном законодательством порядке поступление в республиканский бюджет находящимися в их ведении (входящими в состав) юридическими лицами суммы доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества, в том числе от: · части прибыли республиканских унитарных предприятий; · долей (акций), находящихся в республиканской собственности; · арендной платы от сдачи находящегося в республиканской · собственности имущества; · реализации принадлежащего государству имущества. Министерство финансов совместно с Министерством экономики осуществляет контроль за поступлением в республиканский бюджет доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. С учетом предложений Министерства экономики, Министерство финансов вносит уточнения при корректировке отдельных показателей республиканского бюджета в части увеличения (уменьшения) доходов, в пределах общей суммы доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. (Образец задания по поступлению установленных в республиканском бюджете на 2005 год доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества приведён в приложении 1). Существует порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 года № 637 устанавливается, что часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в республиканский, областные, Минский городской бюджеты, исчисляется в зависимости от уровня рентабельности:
·
республиканскими
и коммунальными унитарными предприятиями, имущество которых находится на праве
хозяйственного ведения – ежемесячно по нормативам согласно приложению к
Указу как разница между суммой отчислений нарастающим итогом и суммой
отчислений за предыдущий отчетный период с начала года;
·
хозяйственными
обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо
административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных
фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять
решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, – по нормативам согласно
приложению к Указу от находящихся в республиканской и коммунальной
собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально доли государства
и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.
Унитарными предприятиями и хозяйственными обществами,
основными видами деятельности которых является производство
сельскохозяйственной продукции, часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению
в бюджет, исчисляется в размере 5 процентов независимо от уровня их
рентабельности.
Уровень рентабельности определяется в организациях,
осуществляющих производство товаров (продукции, работ, услуг), как отношение
прибыли, полученной от реализации товаров (продукции, работ, услуг), к сумме
затрат на их производство и реализацию с начала отчетного года, а в
организациях торговли и общественного питания – к сумме реализованных товаров
по покупной стоимости и издержек обращения, приходящихся на реализованные
товары с начала отчетного года. Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению
в бюджет унитарными
предприятиями и хозяйственными
обществами, рассчитывается как разница между прибылью, полученной от реализации
товаров (продукции, работ, услуг), внереализационными и операционными доходами,
за вычетом внереализационных и операционных расходов и суммой прибыли:
·
направленной
на уплату налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли в соответствии с
законодательными актами;
·
направленной
на создание и приобретение основных средств (включая строительство,
реконструкцию, модернизацию, другие виды работ капитального характера по
поддержанию в рабочем состоянии производственных мощностей, в том числе
осуществляемых по договору простого товарищества) и нематериальных активов, а
также на погашение займов (кредитов), полученных на эти цели, процентов (за
исключением процентов по просроченным займам (кредитам) и иных расходов, установленных
Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики
Беларусь;
·
полученной
страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по
страхованию жизни и дополнительной пенсии и направляемых на выплаты гражданам в
соответствии с принятыми обязательствами, а также уплаченной страховыми
организациями в республиканский бюджет от проведения обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в
бюджет в порядке, установленном в пункте 1 Указа, осуществляется
начиная с 2005 года:
·
унитарными
предприятиями – с IV квартала 2005 г.;
·
хозяйственными
обществами – по итогам 2005 года.
Нормативы исчисления части прибыли (дохода) некоторых унитарных предприятий и хозяйственных обществ для перечисления в бюджет приведены в приложении 2. Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 года № 185 регламентируется применение таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложение ими ареста на имущество за совершение административных правонарушений. Согласно Указа устанавливается что: 1.неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком налогов, сборов (пошлин), иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин. Экономические санкции не применяются в случае своевременного направления плательщиком, иным обязанным лицом без последующего отзыва поручения банку на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненного банком по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме; 2. неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо – в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин; 3. нарушение банком, небанковской кредитно-финансовой организацией иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов - влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере двадцати процентов от непоступившей суммы налога, сбора (пошлины), пени, но не менее десяти базовых величин; 4. исполнение банком при наличии у него решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), пени, - влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере двадцати процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением плательщика, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее десяти базовых величин; Суммы экономических санкций, не уплаченные в установленные сроки, взыскиваются с юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке. Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества. Арест имущества может производиться в случаях: · неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней; · необходимости обеспечения исполнения решений о наложении экономических санкций, предусмотренных в Указе. Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5-12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. 2.2. Динамика неналоговых доходов в республиканских бюджетах 2002-2006 гг.
Управляя
бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет
финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение
важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию
общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому
интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый
(бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.
Рассматривая
доходные части республиканских бюджетов 2002-2006 гг. можно отметить
существенные изменения неналоговых доходов как в целом по доходным частям
бюджетов, так и внутри по каждым статьям неналоговых доходов.
В целом,
неналоговые доходы занимают небольшую часть в структуре доходов
консолидированного бюджета, что видно из Приложения 3. Однако нужно отменить,
что с 2001г. по 2005г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном
соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2003 года, когда неналоговые
доходы увеличились по сравнению с 2002 годом на 0,7 %.
В составе
неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный
вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности, что составляет по годам:
·
2002г. –
27 %,
·
2003г. –
20 %,
·
2004г. –
23 %,
Страницы: 1, 2, 3
|