После уплаты всех крепостных, канцелярских пошлин,
гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам
под расписку в особом журнале. Экспедиция была обязана огласить удостоверенный
акт через сенатские ведомости и направить копию объявления в гражданскую палату
и уездный суд по месту нахождения имущества
В конце XIX века в России сложилось четыре группы органов и должностных лиц,
наделённых правом совершать нотариальные действия:
1.
Публичные
(городовые) нотариусы;
2.
Биржевые
маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
3.
Узкоспециализированные
маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные,
слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества
вольных матросов;
4.
При отсутствии
нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные
чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.
Кандидаты на
должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа
наиболее порядочных чиновников и после назначения на должность давали присягу,
в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не
существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и
маклеров людей неграмотных.
Инструкции о
порядке совершения нотариальных действий в то время не было, особой
регламентации закон не содержал, но все лица, исполняющие нотариальные
обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора
следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право- и
дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить
соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу,
взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая
обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге.
Важнейшей
функцией деятельности нотариуса было совершение актов по имуществу. Однако
нотариус осуществлял и другие обязанности: выдавал выписки из актовых книг и
копии актов, свидетельствовал всякого рода , протесты, копии подлинности
подписей, время предъявления ему документов, нахождения лиц в живых, передавал
заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заёмные обязательства,
договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на
хранение документы и составлял проекты радела наследства[2].
1.3
Нотариат в Советской России
Для советского нотариата было характерно подчинение
его государству.
Декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 года упразднил все
ранее действовавшие до этого времени судебные установления. И хотя не было
ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего
до того времени институт нотариата, он перестал существовать.
А нотариальные действия стали совершать различные
учреждения: нотариальные отделы местных Советов, которые возглавляли народные
нотариусы, отделы юстиции, социального обеспечения, записей актов гражданского
состояния, то есть различные административные органы.
Дальнейшее развитие институт нотариата получил в
Декрет №2 о суде, в котором было подчёркнуто, что нотариальные действия
заверяются нотариусами, а в случае их отсутствия – лицами, их замещающими.
В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были
заменены нотариальными столами. Нотариальные столы состояли при губернских
отделах юстиции и при уездных бюро юстиции. После их упразднения государство
приступило к упорядочению нотариального дела и была сделана попытка его
единообразной организации. Циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 2
февраля 1920 года возложил выполнение нотариальных функций на уездные и
губернские отделы юстиции, а менее сложные нотариальные действия, такие,
например, как засвидетельствование копий, подлинности подписей, были отнесены к
компетенции народного суда.
В целом, можно сказать, что в период с 1918 по 1920
гг., организации и деятельности нотариата уделялось мало внимания, что было
обусловлено, прежде всего, тем, что в обстановке так называемого военного
коммунизма почти полностью отсутствовал имущественный оборот, обязательственные
отношения сводились к семейно-имущественным: бытовой купле-продаже, бытовому
подряду, невыходящем за пределы домашнего обихода.
Переход к новой экономической политике, развитие
частного оборота, отношений между государственными организациями и частными
лицами на новой экономической основе привёл к тому, что в 1921 году был издан
ряд декретов, согласно которым требовалось обязательное нотариальное
засвидетельствование договоров о государственных подрядах и поставках и сделок
по купле-продаже муниципализированных строений и определён сбор за
нотариальное засвидетельствование. Все эти функции возложены на нотариальные
столы при губернских отделах уездных бюро юстиции.
В период НЭПа государственные, кооперативные,
общественные предприятия, организации участвовали в гражданском с
представителями частного иностранного капитала, отличавшимися накопленным
коммерческим опытом, неразборчивость в средствах получения прибылей. Необходимо
было обеспечить законность сделок гражданского оборота, имущественных интересов
государства и граждан. На нотариат, как и на ряд других органов, ложилась
задача предупреждения злоупотреблений НЭПои. Нотариат был необходим, но в
прежних формах он не мог быть восстановлен. В своих постановлениях Наркомюст,
с одной стороны, признавал значимость института нотариата как органа наблюдения
за законностью гражданско-правовых сделок, а с другой – ориентировал на поиски
наиболее эффективных новых форм организации, предупреждая от механического
копирования системы иностранного нотариата в российскую действительность.
Сложные задачи предупреждения правонарушений в
гражданском обороте потребовали создание более квалифицированного аппарата,
занимающего самостоятельное место в системе государственных органов. Была
признана необходимость организации специальных органов нотариата. Первое
положение о государственном нотариате было принято Советом Народных Комиссаров
РСФСР от 4 октября 1922 года. Во всех городах Российской Федерации
предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор. Там, где
нотариальные конторы не учреждались, совершение нотариальных действий
возлагалось на народных судей. Во главе нотариальных контор стояли нотариусы,
назначенные президиумами губернских советов народных судей из числа лиц,
пользующихся избирательными правами и выдержавших установленные испытания в
комиссии, назначавшейся президиумом совета народных судей по программе,
утверждённой Наркомюстом.
Контроль за деятельностью нотариальных контор был
возложен на президиум Совета народных судей, а общее руководство и надзор
возлагались на Народный комиссариат юстиции РСФСР на всей территории
государства.
Функции нотариальных контор состояли в следующем:
совершение и засвидетельствование договоров, сделок и векселей, удостоверение
бесспорных обстоятельств, принятие документов на хранение и др. Совершая
нотариальное действие, нотариус должен был разъяснять сторонам их права и
обязанности, проверять законность заключаемой сделки.
Принятие Гражданского кодекса РСФСР 1923 года, который
предусматривал обязательное нотариальное заверение ряда сделок, изменения в
положении о судоустройстве РСФСР, связанное с созданием в РСФСР государственных
нотариальных контор, привело к появлению Положения о государственном нотариате
РСФСР от 24 августа 1923 года. Это положение значительно расширило компетенцию
нотариальных органов.
В 1924 году союзное законодательство: Основы
судоустройства Союза ССР и союзных республик от 15 июня 1924 года усыновили
единую структуру нотариальных органов, определили порядок назначения и смещения
нотариусов губернскими и уездными исполнительными комитетами местных Советов,
определили возможность совершения некоторых нотариальных действий народными
судами, а также волостными и районными исполкомами. Позднее постановлением ВЦИК
и СНК РСФСР “О реорганизации нотариальных органов” от 10 июня 1936 года
районные исполкомы были освобождены от совершения нотариальных действий.
В других союзных республиках нотариальное
законодательство развивалось аналогично, но за отсутствием общесоюзных
руководящих начал в нормах права различных союзных республик не было единства,
что вызывало в практике серьёзные трудности. Поэтому 14 мая 1926 года ЦИК и СНК
СССР было принято постановление ''Об основных принципах организации
государственного нотариата''. Это был первый общесоюзный нормативный акт в
области нотариального законодательства. Постановлением от 14 мая 1926 г.
устанавливалось, что удостоверение сделок и выполнение иных нотариальных
действий производятся государственными нотариальными конторами, действующими в
порядке, определённом законодательством союзных республик в соответствии с
общесоюзным законом. Отдельные функции государственных нотариальных контор
могли законодательством союзных республик возлагаться на народные суды и
исполкомы местных Советов. Вознаграждение за труд все сотрудники нотариальных
контор могли получать только от государства.
Период Великой Отечественной войны характерен тем, что
был введён ряд правил о совершении нотариальных действий в отношении
военнослужащих, облегчавших порядок их совершения.
31 декабря 1947 года утверждено новое Положение о
государственном нотариате РСФСР. Оно содержало правовые нормы об организации и
деятельности нотариальных органов и об их отдельных действиях. Руководство
нотариальными конторами было возложено на краевые, областные суды, Верховные
суды автономных республик и союзных республик в связи с упразднением управлений
юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся.
30 сентября 1965 года было принято новое Положение о
государственном нотариате РСФСР и 28 января 1966 года утверждена Инструкция о
порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными
конторами РСФСР. Согласно этим законодательным актам руководство нотариальными
конторами возлагалось на управления юстиции при областных (краевых) Советах
депутатов трудящихся и министерства юстиции автономных республик. Назначение на
должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор, было
возложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляло
Министерство юстиции СССР и министерства юстиции союзных республик. Министры
юстиции назначали и освобождали т занимаемой должности старших нотариусов
первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица,
имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях – лица без
высшего юридического образования, но имеющие стаж практической работы не менее
3х лет по юридической специальности.
Некоторые нотариальные действия возлагались на
исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов
трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих
Советов.
19 июля 1973 года был принят закон СССР “О
государственном нотариате”. Он содержал нормы о задачах и организации
государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих
правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства о
нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят
и действовал до последнего времени Закон РСФСР “О государственном нотариате” от
1 ноября 1974 года.
Согласно эти законодательным актам для совершения
нотариальных действий организовывались государственные нотариальные конторы.
Руководство государственным нотариатом было возложено на Совет Министров РСФСР,
Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов, а также на
Министерства юстиции союзных и автономных республик.
Назначение на должность старших государственных
нотариусов первых государственных нотариальных контор производилось министром
юстиции РСФСР, а нижестоящие нотариусы назначались начальниками отделов юстиции
соответствующих исполкомов.
Наконец, в начале 1993 года были приняты действующие
ныне Основы законодательства российской Федерации о нотариате. Основная новелла
этого закона заключается в том, что наряду с государственными нотариусами
вводятся институт нотариусов, занимающихся частной практикой.
2
Понятие
нотариата, его основные характеристики
2.1
Понятие нотариата
''Нотариат в Российской федерации призван обеспечивать
в соответствии с конституцией Российской Федерации, конституциями республик в
составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных
интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами
предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени
Российской Федерации'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской
Федерации о нотариате. Указанны действия совершаются специально назначенными на
то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и
организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а
также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах
установленной законодательством компетенции могут также совершаться
должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации, а на
территории других государств – консулами от имени Российской Федерации.
Государство гарантирует защиту прав человека и
гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечень прав
и свобод человека закрепляется конституцией Российской Федерации, не является
исчерпывающим. Среди них можно выделить те, которые в большей степени связаны с
нотариальной деятельностью.
Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует
равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и деятельностного положения, отношения лица к
религии и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно
находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут
обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и
международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным
языком, каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть,
пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности
как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется
право наследования, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные
интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы,
учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В научной литературе существуют различные точки зрения
по поводу понятия “нотариат”. Учебник гражданского процесса под редакцией М. К.
Грушникова[3]
устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных
органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав
и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам
исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в
предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых
законом интересов граждан и юридических лиц''. Практически такое же определение
содержится в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А.
Гегиной, Д. М. Чесота[4]:
''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые
обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на
подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав''.
Другие авторы полагают, что нотариат представляет
собой систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат
включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную
деятельность и соответствующий учебный курс[5].
Г. Б. Ремановский определяет нотариат следующим
образом[6]:
''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени
государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в
случаях и порядке, установленном действующим законодательством''.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|