3. Принятие
конституции односторонним актом исполнительной власти: октроирование. Проект
конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было
участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и
промульгируется главой государства. Впервые октроирование было применено во
Франции в 1814 году. (конституция Бельгии 1831 г., Канады 1867 г. и др.)
Способ принятия конституции
имеет огромное значение, так как от него в значительной степени зависит само
содержание основного закона. Референдум, как способ принятия конституции,
обладает чертами демократизма, так как проект основного закона утверждается
избирательным корпусом.
Конституционные, органические и «обычные»
законы, конституционно-правовая характеристика
Конституционные
нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении
государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
К числу важнейших
источников государственного права зарубежных стран относятся конституционные
законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но
регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.
Это законы об
избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и
парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного
положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о
свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и
1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США,
закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд
других.
В некоторых же
странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами
в таких странах, по существу, являются акты, которыми вносятся поправки к
конституции. В Конституции Румынии 1991 г. (ст. 72), например, так и говорится:
"Конституционный закон – это закон о пересмотре Конституции". Но
конституционные законы в таких странах, как правило, не представляют собой
каких-либо законов, действующих наряду с Конституцией. В них закрепляется новая
редакция тех или иных статей, вводятся новые положения или упраздняются действующие.
Однако новая редакция статей или вообще новые статьи затем обычно
инкорпорируются в текст Основного закона. Даже в США, где поправки не влекут за
собой изменения формулировок первоначального текста, а записываются после
основного текста Конституции в хронологическом порядке, эти поправки
рассматриваются в качестве интегральной части Конституции. В отдельных странах
конституционными законами называются акты, в совокупности составляющие
конституцию страны. В такой стране никакой иной конституции, кроме совокупности
конституционных законов, не существует, поэтому конституционные законы обладают
наивысшей юридической силой. [1]
Не менее важное
значение в качестве источников государственного права имеют органические законы,
которые принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо
институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей
юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции.
В отличие от конституционных
органические законы принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в
конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции
1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон
определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их
вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости
совмещений (ст. 25), что "парламент принимает финансовые законопроекты с
соблюдением условий, предусмотренных органическим законом" (ст. 47) и т.
д. Таких бланкетных норм во французской конституции насчитывается около
двадцати.
Чрезвычайные законы - согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее
положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев,
хотя и с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от
положений конституции.
Таковы указы и
декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило,
сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод,
конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и
имущества граждан и подданных.
Важнейшие нормы
государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые
иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно
сослаться на законы Смита, Маккарена - Вуда, закон о контроле над
коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое
нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено).
Государственно-правовыми
по своему характеру являются закон о превентивном тюремном заключении и закон
об обороне Индии, так как они внесли существенные коррективы в конституционные
положения, касающиеся правового положения личности.[2]
Источниками
конституционного государственного права являются также нормативные акты
правительств и глав государств (указы монархов, декреты президентов,
постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например
постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков
избирателей), причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок
применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного
положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных
прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности
личности и имущества граждан и подданных.
Во Франции
президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к
парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права.
Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена
мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах
Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г.
определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.
Особая роль среди
актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они
издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как,
например, в Великобритании), или на основе, принадлежащей по конституциям
правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с
исключительными полномочиями президента (Франция).
Замена
правительственными актами традиционных источников государственного права
является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
Во многих странах,
особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы
англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются
обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или
конвенционными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что
игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран
невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и
правительства Великобритании, новой Зеландии.
Конституционные
обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных
государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются
судебной защитой, но они, тем не менее, регулируют правовое положение многих
государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме
государства.
Так, во многих
конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что
правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на
парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в
парламентарных странах в условиях демократического политического режима.
Обычаями регулируется
порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий
президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы
законодательной процедуры и т.д.
Парламентские
уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливают внутреннюю
организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме
постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты
(Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай).
Высшие
законодательные органы в ряде стран вправе делегировать свои полномочия в
данной области другим органам. В таком случае эти последние могут издавать
акты, имеющие силу закона, хотя, как правило, они называются несколько иначе,
чем просто закон.
Так, во многих
странах Западной Европы парламенты имеют право передавать законодательные
полномочия в определенных сферах правительствам своих стран. Правительства
одобряют декреты-законы, приравниваемые по юридической силе к законам.
В числе источников
государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые
в порядке толкования конституционных норм и законов. В англосаксонских и многих
других странах акты толкования законов являются широко распространенными
источниками права.
Толкование законов
осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут
быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных,
органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы
государственного права.
Толкование законов
может серьезно влиять на правовую систему. Достаточно сослаться на
государственную практику США, где произвольное толкование президентом актов
конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей
деятельности исполнительной власти.
Специфические источники:
а) религиозные
источники - в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие
иногда выше конституции.
б) декларации,
хартии, программы и т.п., акты правящих партий в развивающихся и
социалистических странах. Актами, регулирующими принципиальные вопросы
(например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в
Эфиопии), были акты военных и революционных советов — временных органов власти,
создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.).
Иногда важнейшее
конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии
(Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий
(Конго, Заир и др.).[3]
На локальном уровне
— в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники
конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция
Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В
городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие
местное самоуправление.
Судебные
прецеденты. Значительное место в государственном праве
зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения
судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в
дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового
положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и
свобод.
Наиболее широкое
распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других
англосаксонских стран. До сих пор множество важнейших государственно-правовых
вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и
более лет назад. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются
источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами.
Во Франции
Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают
это, особенно в области административного права; такие нормы создает и
конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности.
Правовая доктрина. Редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по
конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся
юристов, специалистов по конституционному праву. Акты, издаваемые в порядке
толкования конституционных норм и законов также могут быть названы в числе
источников государственного права зарубежных стран.
В англосаксонских и
многих других странах акты толкования законов являются широко распространенными
источниками права. Толкование законов осуществляется либо главой государства,
либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции,
так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов,
содержащих в себе нормы государственного права.
Толкование законов
может серьезно влиять на правовую систему. Достаточно сослаться на
государственную практику США, где произвольное толкование президентом актов
конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей
деятельности исполнительной власти.
В зарубежной
юридической литературе встречаются утверждения, что источниками
конституционного (государственного) права являются мнения и высказывания
выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое
распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных
источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и
некоторых других канонизированных авторов.
Основным источником
конституционного (государственного) права в подавляющем большинстве стран
является конституция - основной закон. Она обладает наибольшей юридической
силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными
нормами, в противном случае они теряют свою силу.
Конституционные
нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении
государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
К ним относятся
конституционные, органические, чрезвычайные и обычные законы.
Источниками
конституционного государственного права являются также нормативные акты
правительств и глав государств, акты органов конституционного контроля
(конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают
официальные толкования конституции, признают те или иные законы
соответствующими или не соответствующими конституции, судебные прецеденты,
конституционный обычай, религиозные источники, особенно в монархических
государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о
престолонаследии, правовая доктрина, международно-правовые акты, например
Европейская конвенция о правах человека 1950 г. Договор ФРГ и ГДР о процедуре
объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский
договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным
гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых
конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую
декларацию прав человека 1948г., принятую ООН, Международные пакты об
экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических
правах, принятые в 1966г. и вступившие в силу после необходимого числа
ратификаций в 1976г. (далее — Международные пакты о правах человека).
На основе анализа
норм Конституции Республики Казахстана определите к какому типу республик она
относится. Ответ обоснуйте, ссылаясь на конкретные статьи Конституции.
В соответствии со
ст. 2 Конституции Республика Казахстан является унитарным государством с
президентской формой правления.
В стране создана
единая централизованная структура госаппарата, власть которого распространяется
на всю территорию государства, то есть имеется один президент (ст. 40-48), один
парламент (ст. 49-63), одно правительство (ст. 64-70), гражданство (ст. 10).
1.
Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред.
А.С. Автономова – М., 2005.
2.
Автономов А.С. Правовая онтология политики - М.:
1999 г.
3.
Дорохов Н.И. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран: Учебно-методические материалы - М.: МИЭМП, 2005.
4.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право
зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.
5.
Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник
документов. Изд. 2-е. - М.: "МАНУСКРИПТ", 1997.
6.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.
– М.: Юристъ, 1997.
[1] Автономов А.С. Правовая онтология политики - М.: 1999 г. – с.51.
[2] Мишин
А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.:
Белые альвы, 1996. С. 11-13
[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. – c.17.
Страницы: 1, 2
|