Микеланджело не
имел ни учеников, ни так называемой школы. Но остался целый мир, созданный им.
Замечательными
художниками этого периода был Джорджоне (1477 – 1510 г.г.), создавший
знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477 – 1576 г.г.),
воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею
великолепных портретов могущественных и богатых современников.
К концу XV –
первой трети XVI века относится расцвет творчества Ариосто (1474 – 1537 г.г.),
замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической
по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная
принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие
необыкновенные приключения.
Следующий этап в
культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать,
продолжалось с 40-х г.г. XVI века по конец XVI – первые годы XVII века.
Италия, родина
Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е
г.г. XVI века здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая
деятелей гуманистического движения. В середине XVI века папой Павлом IV был
составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый
новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать
верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению
церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы
людей. В «Индекс…» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в
частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь
вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно
отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической
церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600
году в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор
знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Многие живописцы,
поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить
лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками,
работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494 – 1557 г.г.), Бронзино
(1503 – 1572 г.г.), скульптор Челлини (1500 – 1573 г.г.). Их произведения
отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые
художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528
– 1588 г.г.), Тинторетто (1518 – 1594 г.г.), Караваджо (1573 – 1610 г.г.), братья
Караччи (семья итальянских художников: Лодовико (1555 – 1619 г.г.), его
двоюродные братья Агостино (1557 – 1619 г.г.) и Аннибале (1560 – 1609 г.г.).
Наиболее известен Аннибале). Творчество некоторых из них, например Караваджо,
оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции,
Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все
более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская
цивилизация.
Гуманистическое
движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы
Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая
страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои
национальные достижения, своих лидеров.
В Германии идеи
гуманизма становятся известны в середине XV века, оказывая сильное влияние на
университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.
Выдающимся
представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455 –
1522 г.г.), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор
знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором
выведена вереница невежественных, темных людей – магистров и бакалавров,
имеющих, между прочим, ученые степени.
Возрождение в
Германии неразрывно связано с явлением Реформации – движением за реформу
католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за
обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений,
неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлявший движение за
Реформацию в Германии Мартин Лютер, считал, что вера есть внутреннее состояние
человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти
к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники
отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на
требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому
направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык
Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Победа Реформации
в середине XVI века вызвала общественный подъем и рост национальной культуры.
Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области
работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 г.г.),
художники Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543 г.г.), Лукас Кранах Старший (1472
– 1553 г.г.). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими
немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494 – 1576 г.г.), написавший
множество назидательных басен, песен, шванков (шванк – жанр немецкой городской
средневековой литературы, короткий, полный комизма рассказ (иногда пьеса) в
стихах или прозе, часто сатирического или назидательного характера), драматических
произведений, и Иоганн Фишарт (1546 – 1590 г.г.) – автор остросатирических
работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником
Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484 – 1531 г.г.). В 1523 году он
провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные
обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты
некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем
центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение
возглавил Ж. Кальвин (1509 – 1562 г.г.), создатель наиболее последовательного
реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении
человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и
непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он
«избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который
во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в
40-е гг. XVI века, и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу
в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались,
одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти
идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Крупнейшим
представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский
(1496 – 1536 г.г.). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в
том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия,
критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические
произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании,
Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно
столетие находят своего читателя.
Одним из
предтечей и основоположников либерализма можно считать Цирка Коор-нхерта,
выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени
относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна
Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525 – 1569 г.г.), Франса Халса (1580
– 1660 г.г.). Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества,
которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших
деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек)
соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества
способствовали распространению образования в обществе, повышению его
культурного уровня.
В Англии
средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали
передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических
воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора, автора
«Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое
общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является
ценностью – из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами
были Филипп Сидни (1554 – 1586 г.г.), Эдмунд Спенсер (1552 – 1599 г.г.).
Величайшей
фигурой английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564 – 1616 г.г.),
создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»,
исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который
пользовался большой популярностью у населения.
Английские театры
того времени посещали люди всех сословий – аристократы, чиновники, купцы,
клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального
искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию
демократических структур в английском обществе.
Возрождение в
Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах:
многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви.
Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы.
В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии
«Селестина» (написана ок. 1492 – 1497 годов). Эту линию продолжил и развил
великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616 г.г.), автор
бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 – 1645
г.г.), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».
Основоположник
испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562 – 1635 г.г.), автор
более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на
сене», «Учитель танцев».
Значительного
успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541
– 1614 г.г.) и Диего Веласкес (1599 – 1660 г.г.), чье творчество оказало
огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.
Во Франции
гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI века.
Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494 – 1553
г.г.), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е гг. XVI
века во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под
названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар
(1524 – 1585 г.г.) и Жоакен Дю Белле (1522 – 1566 г.г.). Другими известными
поэтами французского Возрождения были Агриппа д'Орбинье (1552 – 1630 г.г.) и
Луиза Лабе (1525 – 1565 г.г.).
Важнейшей темой в поэзии было
воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного
«принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие французской
поэзии в целом. Он писал:
До той поры, как
в мир любовь пришла
И первый свет из
хаоса явила,
Не созданы,
кишели в нем светила
Без облика, без
формы, без числа.
Так праздная,
темна и тяжела,
Во мне душа
великая бродила,
Но вот любовь мне
сердце охватила,
Его лучами глаз
твоих зажгла.
Очищенный,
приблизясь к совершенству,
Дремавший дух
доступен стал блаженству,
И он в любви живую
силу пьет,
Он сладостным
томится притяженьем,
Душа моя, узнав
любви полет,
Наполнилась и
жизнью и движеньем.
Крупнейшим
представителем культуры Франции XVI века был Мишель де Монтень (1533 – 1592
г.г.). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на
философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного
знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были
направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта
работа оказала значительное воздействие на последующее развитие
западноевропейской мысли.
Заключение.
Идеи гуманизма -
духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически
развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека.
"Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток
А.К.Дживелегов,- имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что
человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит
никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать
и думать, как хочется". В современной науке нет однозначного понимания
характера, структуры и хронологических рамок ренессанского гуманизма. Но,
безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание
культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в
эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений.
Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало
утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего на античное наследие.
Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет
следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке.
Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии,
политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою
очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на
античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным
стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и
обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых
разных областях ренессанской культуры. Гуманистическая этика выдвинула на
первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его
собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной
этики, В решении
которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли
человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной
предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества,
выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним
совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало
многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный
характер.
Многие проблемы,
разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую
актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности
выполняют все более важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение
стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим
сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Список
литературы.
1.
Культурология.
История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.
А.Н.Марковой. – М, 1995.
2. Из истории культуры Средних веков
и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы.
Смысл творчества. М., 1989.
4.Н.А.Дмитриева «Краткая история
искусств» Выпуск I и выпуск II
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|