В заметке, озаглавленной «Различие положения в конце древнего мира (ок.
300 года) и в конце средневековья (в 1453 году)» Ф. Энгельс говорит о «могучем
литературном подъеме XIV века», а в его известной оценке места
Данте в истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 год (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 506; Т. 22. С. 382.) Ренессансной литературе
приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени переплетение
героического энтузиазма, титанической энергии и разносторонности с чертами
феодальными и с хищничеством «первоначального накопления». Не случайно
художниками Возрождения, особенно в Англии – Кристофером Марле и Шекспиром, –
была создана галерея персонажей, исторических, легендарных, современных, у
которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство.
Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли – от
Иоанна до Ричарда III, многие частные лица – Эдмунд, Яго,
Шейлок – отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не
доступные средневековому «патриархальному» варварству. «Первоначальное
накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса.
Театр в эпоху
Возрождения становится самостоятельным видом искусства и занимает свое особое
место в системе художественной культуры человечества. Этому процессу
способствовала ориентация гуманистов на античность. Из трудов Аристотеля они
почерпнули основные принципы организации театрального действа и теорию таких
драматических жанров, как комедия и трагедия. Если в период Средневековья
театральные действа были составной частью народной ярмарочной культуры (фарсы,
соти и пр.) или же дополнением к церковным службам (мистерии, моралите и др.),
то в эпоху Возрождения театр оформляется как особая форма эстетической
деятельности, способствующая не только воспитанию и развлечению, но и
выполняющая гносеологические функции. Зарождение нового театра связано с
Италией. Именно здесь появляются первые трагедии («Софонисба» Триссино) и
комедии (Л. Ариосто, Н. Макиавелли). Здесь же возникают первые профессиональные
труппы, ориентирующиеся на античные принципы организации спектакля. Утверждение
театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период
расцвета «елизаветинской драмы». В Англии появляется первый публичный театр Д.
Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных
представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры
Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы
возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»),
власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга
занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты,
связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру
всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного
театра явился, безусловно, Уильям Шекспир – гениальный драматург, режиссер и
организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального
искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным
критерием сценического мастерства многих великих актеров.
Своеобразный характер имело северное Возрождение
(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое
столетие. В искусстве северного Возрождения больше средневекового
мировоззрения, влияния религии, символики. Философской основой северного
Ренессанса был пантеизм, который, не отрицая Бога, как бы растворяет его в
природе. Основателем и крупнейшим представителем северного Возрождения был
Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком искусства, первым в Германии создал труд о
перспективе. Дюрер был автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве,
рисунков и акварелей. Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как
самостоятельного жанра. Немецкие пейзажисты – А. Дюрер, Л. Кранах. В искусстве
северного Возрождения также получил развитие портрет. Немецкие портретисты
были безразличны к красоте, для них главное – передать характер, добиться
эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб красоте, идеалу.
Крупнейшие портретисты: в Германии – Дюрер, Гольбейн, в Нидерландах – Ян ван
Эйк, ван дер Вейден, во Франции – Фуке. В рамках северного Возрождения возникает
и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим
мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни.
Нидерландских художников отличала крайняя тщательность письма. В северном
Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования,
обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации
и протестантизму.
В отличие от
средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные
феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их
социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые
объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные
лица – как знать, так и бюргеры.
Наряду с
монументальными все более широкое распространение получают станковые формы –
живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и
майолики.
Проторенессанс-
это подготовка к Возрождению, он был тесно связан со средневековьем. На рубеже
XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. Культура
Италии XIII – XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически
связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней
появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.
Развитие проторенессансных
тенденций протекало неравномерно. Их расцвет приходится на конец XIII и первые
десятилетия XIV века. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные
мастера – Никколо и Джовани Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини,
Джотто, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие
итальянского искусства, заложив основы для обновления.
С середины
столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.
Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он
получил распространение в Северной Италии и Тоскане – области средней Италии,
расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя
параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса.
Однако итальянская готика существенно отличается от французской. Она
ограничивается применением декоративных элементов готического стиля:
стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз. Особенностью итальянской
церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения
центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого
итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII – XIV век).
У истоков
итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в
Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до
середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно,
многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются
старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно
заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование
классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры,
предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального
земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260 – 1270
годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах
средней Италии.
Новые веяния проникают и в
живопись Италии. В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает
место индивидуальному творчеству. В течение некоторого времени значительная
роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула
одного из крупнейших мастеров Проторенессанса – Пьетро Каваллини (ок.1250 –
ок.1330 года). Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую
скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем
творчест-ве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми
в его время был еще богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он
стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые
были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской»
или «греческой» манере. Он вводил заимствованную у древних художников
светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.
Однако со второго
десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в
итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Флоренция в течение двух
столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла
главное направление развития ее искусства.
Рождение
проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо,
прозванного Чимабуэ (ок.1240 – ок.1302 года). Ему удалось выйти за пределы
византийского канона и предопределить новые живописные формы.
Но самым
радикальным реформатором живописи был один из величайших художников
итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337 год). В своих
работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче
человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших
мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все
же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является
роспись капеллы дель Арены в Подое. Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой
жизни, Джотто помещает их в реальную обстановку, отказываясь при этом от
соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда
пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не
глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.
Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому
центру. Джотто предопределил путь развития Ренессанса: динамику, драматичность
повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам.
Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке
пластической фигуры. Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не
был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако
целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами
средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.
Еще одним важным
центром искусства Италии конца XIII века – первой половины XIV века была Сиена.
Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской,
но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны
были их жизненный уклад и их культура. Сиена была давней соперницей Флоренции.
Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом,
однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции,
пользовавшейся поддержкой Папы.
Искусство Сиены
отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили
французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В
XIII – XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов
итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284 – 1297 годах Джованни
Пизано.
Характерные черты
мировосприятия этого времени присущи литературе, особенно в работах поэта
гуманиста Данте Алигьери (1265 – 1321 г.г.), автора таких произведений, как «Новая
жизнь» и «Комедия» которую потомки, выражая свое восхищение, назвали
«Божественная комедия». В «Комедии» Данте взял привычный для Средневековья
сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада,
Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте
действительно побывал на том свете.
«Божественная
комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В Аду, глубоко под
землей, терзаются вечной болью грешники – убийцы, самоубийцы, предатели,
насильники, испытывающие вечные душевные и физические муки. Обитатели
Чистилища, горы-острова – мудрые и уравновешенные. Это праведные язычники, не
знающие Христа, все добрые люди, поклоняющиеся лжебогам. Прибывших сюда ждут
долгие и мучительные раздумья о Боге, справедливости и неотвратимости возмездия
за грехи; здесь, в Чистилище, пытаются постичь высшую целесообразность
мироздания. Лучший уголок Чистилища – на вершине горы. Это Земной Рай. Души
многих способны очиститься от грехов, искупить их раскаянием, подняться до
Земного Рая и даже взлететь в небеса, в Рай настоящий, небесный. В Небесном Раю
«слава того, кто всей вселенной движет, проникновенно сияя, струится». Данте
описывает, как он вместе с Беатриче посетил Небесный Рай, беседовал там с
праведниками. На Луне обитают души монахинь, похищенных из монастырей и
насильно выданных замуж, не по своей вине и воле не сдержавших обета девственности.
Это духи Луны. На Меркурии – второй райской сфере – обитают души-светы
честолюбивых деятелей, жизнь которых была праведной. Третье небо – Венера –
пристанище для любвеобильных праведников. Солнце населяют сияющие души
богословов, мудрецов, философов. На Марсе собираются души воителей за веру.
Юпитер – место, где витают души справедливых; к Сатурну стремятся души
созерцателей-праведников. Следующей, восьмой райской сферой, является «Гнездо
Леды» в Созвездии Близнецов, здесь находят приют души великих праведников. В
этом же Созвездии Близнецов находится и высшая, девятая, сфера Рая – Эмпирей.
Центр ее – крохотная и ослепительно яркая точка, вокруг которой вращаются
остальные восемь райских кругов. Сюда попадают души младенцев, блаженных,
отсюда исходит верховный и самый ослепительный Вечный Свет, помогающий обрести
высшее знание и истину. Это «Любовь, что движет солнце и светила».
Широкое признание
получает творчество Франческа Петрарки (1304 – 1374 г.г.), считающегося первым
гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Всемирную известность получили его сонеты на
жизнь и смерть мадонны Лауры.
Последователем
Петрарки был писатель- гуманист Джовани Боккаччо (1313 – 1375 г.г.), автор
«Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим
идеалом и представляющих единое целое, сделавший значительный вклад в развитие
итальянский литературный язык на основе народного.
Данте, Франческа
Петрарка и Джованни Боккаччо – знаменитые поэты Возрождения, были создателями
итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую
известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в
сокровищницу мировой литературы.
В первых десятилетиях XV века
в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага
Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской
художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников
знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того
«реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего
треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они
героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В
своей борьбе с традициями готики художники раннего Возрождения искали опору в
античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь
искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
Итальянское
искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых
формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое
искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу
получило признание и распространение в других областях страны. В то время как
во Флоренции работали Брунеллески, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще
были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно
вытесняемые Ренессансом.
Главным очагом
раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и
середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося
во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении
пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский
патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие
с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из
главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и
философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции
первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.
На 1-й план
выдвигается ярко выраженная человеческая личность. Живопись и скульптура отделяются
от архитектуры. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление.
Мастера Раннего Возрождения стремились восстановить предметность мира,
подчеркивая объемность, четкость форм. Художники 15 века открывают законы
перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют только
линейную композицию. Эпохе Раннего Возрождения чужда, свойственная Высокому
Возрождению идеализация человека. Основной мотив эпохи – восхищение перед
античностью. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты
человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом
искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего
Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445 – 1510 г.г.), создавшего
произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна»
и «Рождение Венеры», а также Джотто, освободившего итальянскую фресковую
живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую
Джотто, в начале XV века продолжил и развил Мазаччо (1401– 1428 г.г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|