Даже в
благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку.
Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье
и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в
поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень
семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под
влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем
реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых
ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды. Каждая семья должна для
себя решить, что она может противопоставить этим, манящим своей запретностью,
увлечениям, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребенку, который так
или иначе столкнется с подобными соблазнами. От молодых людей часто приходится
слышать фразу: «Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны
наркотики». Достаточно ли вы, уважаемые родители, сделали для того, чтобы ваш
ребенок сказал то же самое?
Часто родители ничего не могут
рассказать об интересах ребенка, типичные ответы: «как все», «хороший». Хотя,
возможно, наоборот, вы перестарались и сделали вашего дитятю жертвой гиперопеки.
Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от
родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ
ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота
становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что
приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего
он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый
асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья. При
опросе студентов английских колледжей о причинах употребления наркотиков один
молодой человек заявил, что любой аспект его жизни контролировался и
манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так как это была
одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный
контроль. В данном случае причина употребления — чувство безвластия над своими
собственными решениями и действиями.
Еще один из плодов гиперопеки —
инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся «детскость», неготовность к
жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой
ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить
попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку, т. к. у такого
«тепличного растения» не выработано противоядие против дурных влияний.
Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные»
деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.
Существует и такой вариант
опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхищения и поклонения,
единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность,
неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном
итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие
быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая
эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их
юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая «всех перепить»,
могут действительно стать жертвой алкоголя и наркотизации.
Но даже если ваша семья — самая
гармоничная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает
книги, занимается спортом, уважает старших и посещает шахматный кружок, одним
словом, если вы «абсолютно уверены» в благонадежности вашего ребёнка, это
вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не
означает, что употребление наркотиков — результат депрессивных состояний,
свойственных подросткам со сложностями развития и творческим натурам. Мотивы
употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической
предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в
определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например,
«пробование» в компании сверстников с познавательными целями. Прежде чем
окрестить своего пойманного с поличным ребёнка «падшим» и «пропащим», следует
верно оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и
подчас болезненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать
парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости — проявление не
отклонения, а скорее нормального поведения. Одна из ведущих исследователей
наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам —
это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту.
Подростков интересуют возможности их сознания, получение нового, неизведанного
чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся
познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноценность в компании
ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстниками.
Своей чрезмерно агрессивной реакцией вы можете навредить, укрепив ребенка в его
чувстве протеста против всего, насаждаемого взрослым обществом. Первый раз
попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только небольшая
часть из пробовавших наркотики продолжает употреблять их постоянно. Но
необходимо, не откладывая, внушить ему, что все тяжелобольные наркоманией
начали свой скорбный путь с простого любопытства.
Все случаи употребления наркотиков
можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого
удовольствия варьируется в зависимости от уровня развития и степени
«подсадки». Именно поиск удовольствия заставляет увеличивать дозу по мере
привыкания организма для достижения все более сомнительной эйфории, приводя к
необратимой зависимости от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каждым разом,
заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования
без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому
устроенного организма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать
гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую
зависимость. Основными преградами становится звание последствий
злоупотребления и перспективы» достижение которых важнее для человека, чем
сиюминутные удовольствия (например, сознание того, что наркотик сильно ослабляет
интеллектуальные, психические и физические способности, не позволяя достичь
успехов в учебе, стать хорошим специалистом, добиться материального
благосостояния, родить здоровых детей и т. д.). Низкий уровень самоконтроля у
подростков делает их тем более уязвимыми, чем моложе возраст. Поэтому основная
роль в ограждение детей должна принадлежать взрослый.
Сверстники
Как уже было сказано, для
приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример
сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н.
«асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в
группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют
наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.
Однако не только
уличные дети или ПТУ-шная «шпана» может стать источником знакомства с наркотиком.
В наше время многие дети из т. н. «благополучных» семей употребляют наркотики,
потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно мода
обеспечивает эпиденйческие масштабы наркомании, вовлекая все большие круги
молодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами. В
историй контр культуры некоторые наркотические препараты несколько раз
становились прямо-таки символами движений, а приобщение к ним своего рода
причастием к данной субкультуре. Так было с марихуаной в раста-движении, с ЛСД
в психоделии и, наконец, с экстази в хаус-культуре рейверов. Психоделические
наркотики с их способностью активизировать деятельность подкорки головного
мозга, отвечающей за процессы подсознания, стали основой для целого направления
в современной музыке, литературе, искусстве — психоделии.
Своему повсеместному
распространению среди молодежи всего мира марихуана немало обязана растаманам.
Движение растафари возникло, как религиозная афро-христианская секта, но, попав
на американскую и европейскую почву, перестало быть серьезным культом и
превратилось в поп-феномен, во всемирную моду, затронув своим влиянием
миллионы.
Главным средством просветления,
как для многих мистиков всех времен, для растаманов была марихуана. Журнал
британских растаманов писал: «Хотя
система; борется с травой, она не может помешать росте пользоваться этим
божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари»,
Листик марихуаны стал символом
движения, На альбомах, реггей музыканты либо выплывают из клубов дыма, либо
утопают в зарослях конопли. Музыка реггей становятся одним из самих популярных
стилей в рок-музыке, особенно с 1972 года, с выходом второго записанного
альбома Боба Марли и <Уейлерз> — «Burnin». Поскольку тексты были, исполнены идеи растафари, считается,
что музыкант не развлекает, а проповедует, «выполняет духовную миссию». Раста,
соединив хип-повость с африканской яркой самобытностью и добротной исконной
основой, «вибрацией корней», окончательно превратилась в новый модный стиль,
увлечение которым подарило Европе хорошую оригинальную музыку, косички-дреды
и, разумеется, увлечение марихуаной. Одна из групп даже носят название «Кардифф
риферз» (reefer — сигарета с марихуаной).
Активные действия растаманов, направленные на легализацию кан-набиса, вызвала
умиление и горячие симпатии богемы всего мира. Вообще растаманов в мире любили,
для белой молодёжи 80х-90х годов, опоздавшей родиться в эпоху Вудстока, раста
была притягательна, как наиболее мирное движение, проповедующее обще
христианские идеалы в обрамлении умеренного гедонизма, призывающее радоваться
жизни, получать удовольствие от своего пребывания в мире, заниматься
творчеством, мистикой, любовью и созерцанием одновременно. Психоделический бум
начался в 60-е годы с массовым распространением ЛСД в передовых кругах
молодежи. Психиатры устраивали публичные сеансы, экспериментируя с
воздействием ЛСД и мескалина на сознание, профессора в университетах
привлекали к опытам с психоделиками своих студентов, писатели, художники и
музыканты творили под воздействием ЛСД, грибов и т. д. новое искусство. Одними
из первооткрывателей и несомненных королей психоделии были Pink Floyd, а увлечение их духовного лидера
Сида Бар-рета «астральной» тематикой в поэзии во многом предопределило стиль
группы и психоделической культуры в целом. Хотя началом психоделии принято
считать записанную в 1964 году композицию группы Yefferson Airplane «Ван Area Extra vaganza». С тех пор термин
«психоделический рок» собрал в одну компанию такое количество разнообразных
групп, что одно их перечисление заняло бы несколько страниц, от Yefferson Airplane, Steppenwolf и Grateful Bead до современных английских групп,
балансирующих на грани «готики» и «темной волны». Восприятие их музыки требует
от слушателя аналогичного, «расширенного» сознания, созерцательного настроения
и готовности отправиться в «путешествие». Под воздействием психоделических наркотиков
музыка становится иллюстрацией и проводником психоделического «trip'a».
Самым модным наркотиком девяностых
стал экстази. Он был завезен в Лондон и на волне хаус-музыки распространился по
всему свету, как неотъемлемая часть танцевальных мероприятий. По своему
действию представляющий нечто среднее между ЛСД и амфетаминами, экстази
позволял сочетать созерцательность и остроту ощущений от светоэффектов с
повышением двигательной активности и нечувствительностью к усталости.
Свето-музыкально-двигательное восприятие, основанное на обостренной
синестезии, сделало его «идеальным» клубно-дискотечным наркотиком. Музыка стала
называться кислотной, хаус-эйсид-хаусом, клубы процветали. Вот что говорит лидер
группы «The Stone Roses», участник и очевидец знаменательных
событий, Ян Браун: «Меня до сих пор удивляет, как все быстро произошло, в
начале 1988 года экстази был доступен только в Лондоне, к концу года его можно
было достать в любом городишке. Все бросились записывать музыку, появилась
сотня новых лейблов, как будто тысячи людей только и ждали этой таблетки,
чтобы приступить к работе, Это было круче чей панк. Все изменилось».
Начиная с конца 1989 года,
количество эйсидкомпозиций в национальных, чартах растет в геометрической
прогрессии. При этом мало кто себе представлял, как выглядят новые музыкальные
гуру: понятие «звезда» на время полностью исчезло. Ди-джек оставались
анонимными фигурами, прятавшимися за вертушками. Настоящими героями стали сами
посетители клубов. Для новой музыки не была важна личность исполнителя. В
клубе можно было танцевать спиной к ди-джею» он не главные, главное - сам
процесс. Музыка также избавилась от груза личности автора, став полноправным
представителем культуры постмодерна.
Триумф экстази-культуры в Британии
пришелся на 1993-1995 годы. Рейвы становились все более популярными, а
каус-культура все более демократичной. Конечно, британские власти были не в
восторге. Еще в 1989 году, когда рейвы были в новинку, полиция начала
борьбу с ними. Но после того как. в городке Каслмортон собрался самый массовый
на тот момент рейв, заволновалось правительство я вышел закон,
запрещающий несанкционированные сборища. И вот в 1995 году состоялся массовый
легальный рейв под открытым небом — «Tribal Gathering» («Племенное сборище»). Революция
свершилась и исчерпала себя. Исчезла романтика клубов, если раньше они были
«театром, безумия», то к середине 90-х вошли в нормальные капиталистические
рамки. Появились суперзаведения типа лондонских «Cream», «Саг wash», «Minietri of sound», Англия в очередной раз в истории контр-культуры сыграла роль
колыбели андеграундной революции.
Однако экстази, начав победное
шествие по всему миру, добрался и до российских клубов.
Все вышесказанное не означает, что
нужно запретить растаманов, рейверов, психоделические выставки и концерты.
Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с модой
бороться невозможно, в вей проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в
конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса
культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свой собственные
ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования. Такая
ситуация, конечно, не является показателем душевного здоровья человечества,
вынужденного для поддержания своей культуры «сидеть на колесах».
4. Литература.
1. А. Г. Макеева «Не допустить беды».
(Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
2. А. Данилин, И. Данилина «Героин».
(Москва «Центрполиграф») 2001 г.
3. М. С. Прусс, Л. Л. Кельин, Ю. Л.
Мучник, В. М. Володин «Как избавится от наркотической зависимости» (Санкт
Петербург «НЕВА», Москва «ОЛМА-ПРЕСС») 2002 г.
4. Министерство образования РФ
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью»
(Москва) 2003 г.
5. Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова
«Школа без наркотиков» (Санкт Петербург «Образование - культура») 2002 г.
6.
А.
Г. Макеева «Не допустить беды (15 ответов на трудные вопросы)». (Москва
«ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
7.
А.
Г. Макеева «Не допустить беды (Педагогическая профилактика наркотизма
школьников)». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|