Обязанности
по предоставлению соответствующей информации распространяется на всех
налогоплательщиков и банковских учреждений не зависимо от их правового статуса.
(Постановление ФАС СЗО от 14.10.04 А26-2635/04-02-04/07).
Для
применения положений ст.118 НК РФ необходима совокупность признаков, отсутствие
хотя бы одного признается как отсутствие состава налогового правонарушения.
На
основании изложенного МНС РФ в Письме от 02.07.04 № ММ-6-09/922@ "О
сообщении в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в банке в
соответствии со ст.23 НК РФ" был сделан вывод об обязанности
налогоплательщика – организации о сообщении об открытии (закрытии) счетов
в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своего
нахождения, по месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по
месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных
средств, подлежащих налогообложению. В случае нарушения данной обязанности к
налогоплательщику, как указано в письме, применяются налоговые санкции,
предусмотренные ст.118 НК РФ.
Анализ
судебной практики показывает, что наиболее часто суды в качестве обстоятельств,
исключающих вину лица в совершенном налоговом правонарушении, предусмотренном
п.1 ст.118 НК РФ, признают, например, нарушение налогоплательщиком формы
уведомления об открытии (закрытии) банковского счета.[58]
-
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом,
на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)
Объектом
являются отношения, складывающиеся в сфере, обеспечивающей
реализацию решения о взыскании налога, принятого в установленном законом
порядке владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое
наложен арест.
Объективная
сторона данного налогового правонарушения выражается в
несоблюдении субъектом установленного НК РФ порядка владения, пользования и
(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Общественная
опасность данного деяния состоит в том, что оно не только дезорганизует
нормальную деятельность налоговых органов, но так же ставит под угрозу реальное
исполнение как обязанности налогоплательщика по уплате налога, так и решение
налогового органа о его взыскании.
Суть
налогового правонарушения, предусмотренного ст.125, состоит в том, что виновный
нарушает упомянутые выше ограничения, т.е. совершает те или иные действия без
разрешения налоговых органов. (Приказ МНС от 31.07.2004 N БГ-3-29/404).
Субъективная
сторона характеризуется лишь умышленной формой вины.
При этом виновный действует именно с прямым умыслом: он осознает, что нарушает
порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, подвергнутым
аресту, предвидит, что в результате создается ситуация, при которой исполнение
обязанности по уплате налога практически невозможно, и желает наступления таких
последствий.
Субъектом
ответственности по данной статье выступает
организация-налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик
сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество
налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК
РФ к нему не применяется.
Субъект
может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ при
наличии формальных нарушений, допущенных контрольными органами при наложении
ареста. Например, в решении налогового органа о применении к налогоплательщику
в качестве меры обеспечения обязанности по уплате налогов в виде ареста
имущества должны быть указаны факты, которые дали основание полагать, что
налогоплательщик может скрыться или скрыть свое имущество, а так же данные о
соблюдении налоговым органом установленной ст. 47 НК РФ процедуры вынесения и
исполнения такого решения.
-
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ)
Объектом
налогового правонарушения по ст.126 НК РФ является установленный порядок
управления в сфере налоговых правоотношений, который проявляется в реализации
полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.
Что
касается объективной стороны, то необходимо отметить, что структурно в
статье можно выделить два раздела. Первый (п.1 ст.126 НК РФ) относится к
непредставлению сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или
налоговыми агентами. Второй (п.2 и п.3 ст.126 НК РФ) - к непредставлению
сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами.
1.
Непредставление сведений о себе непосредственно
налогоплательщиками или налоговыми агентами.
Ответственность,
предусмотренная п.1 ст.126 НК РФ будет иметь место при наличии следующих
условий:
-
обязанность представить документы и (или) сведения в конкретный срок
предусмотрена законодательством о налогах и сборах. (см. Приложение 2)
Например,
представление в налоговый орган справок об авансовых взносах налога на прибыль
и расчетов дополнительных платежей в бюджет предусмотрено не актами
законодательства о налогах и сборах, а Инструкцией МНС РФ, которая в
соответствии с п.2 ст.4 НК РФ к законодательству о налогах и сборах не
относится. Между тем п.2 ст.8 Закона "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" предусмотрено, что одновременно с расчетами по фактической
прибыли предприятиями представляются дополнительные материалы по определению
налогооблагаемой прибыли. В одном из споров налоговый орган счел, что справки
об авансовых взносах налога на прибыль и расчеты дополнительных платежей в
бюджет являются этими материалами. Суд отказал в привлечении налогоплательщика
к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ по причине отсутствия в
законе четкого указания на названия этих документов. (Постановление ФАС СЗО от
03.04.04 N А05-10876/03-579/10)
Аналогично
решается вопрос и в случае непредставления налогоплательщиком, внесшим
изменения в учредительные документы, копий указанных документов.
2.
Для применения п.2 ст.126 НК РФ необходимо
наличие совокупности ряда условий:
-
запрашиваемые сведения оформлены специальным запросом.
-
документы, запрашиваемые налоговым органом, имеются у организации или
физического лица на момент запроса. Причем в случае возникновения спора
налоговые органы должны доказать факт наличия у лица истребуемых документов.
Недоказанность данного факта будет свидетельствовать об отсутствии вины данного
лица и невозможности привлечения к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ.
Например, если требование налоговой инспекции о представлении документов
основано на предположении об их наличии, то ответственность по п.2 ст.126 НК РФ
недопустима. (Постановление ФАС УО от 01.11.2003 N Ф09-2759/03-АК)
-
организация или физическое лицо заявили об отказе в представлении документов
иным образом уклоняются от представления таких документов либо представили
документы с заведомо недостоверными сведениями, т.е. не представили налоговому
органу сведения умышленно.
Субъектом
налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ помимо
налогоплательщиков являются налоговые агенты.
Субъектами
правонарушения, предусмотренного п.2 ст.126 НК РФ могут быть
только организации, не являющиеся проверяемыми плательщиками.
Субъектами
состава п.3 ст.126 НК РФ могут быт только физические лица, не
являющиеся проверяемыми плательщиками.
Поэтому
налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты не могут быть
привлечены к ответственности за непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля по п. 2 ст.126 НК РФ, так как
она применяется только к иным лицам, у которых имеются сведения о
налогоплательщике. (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2003 N А05-2205/03-129/19)
Субъективную
сторону деяния, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ
образуют формы вины, как в виде умысла, так и неосторожности.
Субъективная
сторона состава п.2 ст.126 НК РФ может быть
представлена также как в форме умысла, так и в форме неосторожности:
1.
«отказ организации» подразумевает наличие вины в виде умысла;
2. «а
равно иное уклонение» подразумевает наличие вины в виде неосторожности;
3. «представление
документов с заведомо недостоверными сведениями» подразумевает наличие вины в
форме умысла.
В
соответствии с п.1 ст.126 НК налогоплательщик или налоговый агент привлекаются
к ответственности в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Санкции
п.2 ст.126 и п. 3 ст. 126, в отличие от санкции п. 1 ст. 126 НК РФ
предусматривают взыскание штрафа не за каждый отдельный документ, а одну общую
сумму штрафа независимо от того, сколько документов запрашивалось, поскольку в
запросе невозможно определить полный перечень всех документов, необходимых
налоговому органу для осуществления контроля.
Сфера
применения ст.126 НК РФ находится в пределах неисполнения установленной
обязанности по представлению в налоговый орган документов и (или) сведений в
установленный законом срок. Поэтому неправильное заполнение формы не
предусмотрено в качестве нарушения данной статьи. (Постановление Федерального
Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа (далее по тексту – ФАС ЗСО) от 13.03.2004
N Ф04/919-139/А27-2004)
По
смыслу ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения
налогоплательщика. В нарушение этой статьи налоговый орган, проводящий выездную
налоговую проверку, направил налогоплательщику требование о представлении в
налоговый орган документов для проверки. Суд на основании п.1 ст.108 НК РФ,
отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности по ст.126 НК РФ за
непредставление указанных документов в налоговый орган, так как никто не может
быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе
как по основаниям, предусмотренным НК РФ. (Постановление ФАС СЗО от 27.05.2004
N А56-30435/04)
-
неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ)
Объектом
правонарушения, предусмотренного ст.129.1 является
установленный порядок, а также сроки сообщения в налоговый орган информации,
необходимой для целей налогового контроля.
Объективная
сторона налогового правонарушения по ст.129.1 НК РФ
выражается в бездействии обязанного лица, а именно в неправомерном несообщении
(несвоевременном сообщении) субъектом сведений, которые в соответствии с НК РФ
это лицо должно было сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков
налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ.
Рассматриваемый
состав предусматривает ответственность за несообщение сведений налоговому
органу, случаи сообщения неполных сведений объективной стороной данной статьи
не охватываются
В
ст.129.1 НК РФ предусматривается ответственность за неправомерное деяние для
лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, но на которых, тем не
менее, НК РФ возложена обязанность по сообщению налоговому органу информации,
необходимой для осуществления налогового контроля (ст.85, ст.86.2 НК РФ).
Например, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства
или актов гражданского состояния (п.3 ст.85 НК РФ), органы осуществляющие учет
и (или) регистрацию недвижимого имущества (п.4 ст. 85 НК РФ), уполномоченные
лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках (п.4 ст.86.2 НК
РФ) и др.
В этой
связи необходимо отметить, что, в частности, земельное управление не является
органом, регистрирующим права на недвижимое имущество и сделки с ним, поэтому к
ответственности по ст.129.1 НК РФ оно привлекаться не может. (Постановление ФАС
ВСО от 27.04.2003 N А33-12864/00-С3а-Ф02-869/03-С1)
2
Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и
налоговой отчетности
-
непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ)
Общественная
опасность предусмотренного ст.119 НК РФ налогового правонарушения состоит в
том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми
органами и налогоплательщиками, подрывает возможность своевременного и полного
налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других
налоговых правонарушений, чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой
налога, сокрытием объектов налогообложения.
Сроки
представления налоговых деклараций предусмотрены соответствующими
законодательными актами для каждого налога отдельно. И если за просрочку в
предоставлении декларации установлена ответственность по п.1 ст.119 НК РФ (см.
Приложение 3), то квалифицирующим признаком состава правонарушения,
предусмотренного п.2 ст.119 НК РФ, является продолжительность просрочки
представления налогоплательщиком налоговой декларации на момент его
обнаружения - более 180 дней по истечении срока представления такой
декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.
Письмом
МНС РФ от 28.09.2003 N ШС-6-14/734 определено, что "в случае
непредставления налоговой декларации в течение 180 дней и менее со дня
установленного законодательством о налогах и сборах срока представления
налоговой декларации к налогоплательщику применяется штраф на основании п.1
ст.119 НК РФ. Если же налогоплательщик по истечении 180 дней представил
налоговую декларацию, налоговая санкция подлежит применению на основании п.2
ст.119 НК РФ. Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на
основании пунктов 1 и 2 ст.119 НК РФ является неправомерным".
Ст.80
НК РФ, устанавливая обязанность налогоплательщика представлять налоговые
декларации по месту учета налогоплательщика, не указывает, в какой именно
налоговый орган из тех, в которых налогоплательщик состоит на учете по разным
основаниям, он должен представить налоговую декларацию. (Постановление ФАС УО
от 17.06.2004 N Ф09-1250/04-АК, Постановление ФАС СЗО от 10.09.2004 N А44-972/04-С9).
Объектом
налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ,
является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой
декларации, в частности установленных сроков представления налоговой
декларации.
Субъектом
является налогоплательщик.
Ни
налоговые агенты, ни иные лица, в том числе и обособленные подразделения
налогоплательщика-организации, не могут быть субъектами налогового
правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ.
Субъективная
сторона анализируемого деяния выражается в том, что нарушение может быть совершено
как умышленно, так и неосторожно.
В
соответствии с п.2 ст.110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо его совершившее, осознавало противоправный характер своих
действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных
последствий.
В
соответствии с п.3 ст.119 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным
по неосторожности, если лицо его совершившее, не осознавало противоправного
характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий,
возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это
осознавать.
В целях
единообразного толкования и применения судами положений ст.119 НК РФ Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20.08.2004 N 2209/04 указал,
что "применение ответственности за нарушение, предусмотренное ст. 119 НК
РФ, не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты налога".
Ответственность по ст.119 НК РФ должна наступать за неисполнение обязанности, а
обязанностью налогоплательщика является представление соответствующей налоговой
декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
(Информационное письмо ВАС РФ от 17.03.2005 N 71).
Например,
если субъектом малого предпринимательства, перешедшим на упрощенную систему
налогообложения, выписываются счета-фактуры, в которых выделен НДС "к
уплате", то привлечение налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК
РФ неправомерно, так как последний не является плательщиком НДС (постановление
Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского Округа (далее по тексту – ФАС
ВВО) от 30.05.2005 N А29-7611/05А).
С
другой стороны, при полном неосуществлении предпринимательской деятельности
налогоплательщики предприниматели не обязаны представлять в налоговую инспекцию
налоговые декларации. Соответственно, обязанность предпринимателей представить
налоговую декларацию на доходы физических лиц предусмотрена только в случае
фактического осуществления ими предпринимательской деятельности в течение
налогового периода (Постановление ФАС СЗО от 10.06.2005 N А05-866/05-57/18).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|