Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
ВВЕДЕНИЕ
Налоги
и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать
без системы налогообложения, в то же время существование налогов без
государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду
становления первых государственных образований, когда появляется товарное
производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия,
суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями,
так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации
стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И
именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для
возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Роль налогов в современном государстве так же
велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему
осуществлять свои функции в полном объеме
Налоговый метод стал главным в формировании
доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют
платежи, входящие в налоговую систему.[1] Налоги и иные
обязательные платежи активно используются государством и местным
самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.
Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной
экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.
Данный вывод подтверждают цифры. Так, Россия в 2006 г. запланировала пополнить
доходную часть федерального бюджета за счет взимания налогов на сумму
5046058500,00 руб.[2] В США 70% доходов
федерального бюджета составляют налоговые поступления, в Великобритании и
Японии - более 80% и 85% соответственно. Приведенные данные свидетельствуют о
том, что налоги являются необходимым механизмом для аккумулирования государством
денежных средств.
Требуемые суммы налогов государство должно
собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими
налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели
исключительно методом убеждения.
Дипломная работа посвящена
одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это налоговые
правонарушения и ответственность за их совершение.
Актуальность
темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время
произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с
совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование
рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество
потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе
налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части
первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала
очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход
на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на
тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.
Объектом исследования являются правоотношения,
возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.
Предметом исследования – налоговые правонарушения, обладающие
специфическими чертами и возможностями в условиях современной юридической
действительности
Теоретическая
и методологическая основа. Теоретическую,
методологическую и информационную
основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О.,
Брызгалина А.В. и многих других
авторов.[3]
Нормативной
базой послужили законодательные акты Российской Федерации, отдельные
подзаконные акты, как действующие, так и утратившие силу, также использованы постановления Пленума
Верховного Суда РФ.
Цель и
задачи. Целью и
задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной
практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и
справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная
цель достигается решением следующих задач:
1.
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа
составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
2.
Произвести разграничения налоговых правонарушений,
налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против
налоговой системы.
3.
Рассмотреть налоговую ответственность как
разновидность юридической ответственности с перечислением основных принципов
привлечения к налоговой ответственности, в том числе и принципа справедливости
налоговой ответственности.
Методология.
Поставленные задачи
решаются общими и специальными методами исследования. Широко используются логический
методы, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование, сравнительный анализ.
Научная
новизна определяется:
1.
Отсутствием
комплексных системных работ, рассматривающих налоговые правонарушения вместе с
налоговой ответственностью в российской юридической науке.
2.
При наличии
большого количества научных работ связанных с налоговыми правонарушениями и
ответственностью за их совершение, которые исследуют различные аспекты данного
вопрос, можно говорить о становлении и разработке теории налоговой
ответственности.
Положения, выносимые на защиту. На защиту дипломной работы выносятся следующие положения:
1. Дается развернутое понятие налогового
правонарушения, а именно
- это нарушение норм законодательства о
налогах и сборах, отрасли законодательства, регулирующей исключительно
правоотношения в сфере налогообложения, поэтому налоговое правонарушение
определяется как виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом
РФ установлена ответственность.
2. Налоговым кодексом РФ установлен специальный
порядок привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, который
значительно отличается от порядка привлечения к административной
ответственности. Различаются, в частности, сроки давности привлечения к
ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налоговых
и административных правонарушениях.
Элементы состава налогового правонарушения и
отдельные виды налоговых правонарушений будут подробно охарактеризованы нами в дипломной
работе в главах 1 и 3 работы.
3. В современном налоговом законодательстве, где
основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует
нормативное определение налоговой ответственности. Однако анализ норм
Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим
образом.
Налоговая ответственность - это применение к
лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).
Следует отметить, что среди правоведов нет
единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за
совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида
юридической ответственности. И одной из причин дискуссионности этого вопроса
является отсутствие законодательного определения налоговой ответственности.
Ответственность за налоговые правонарушения
соответствует всем основным признакам юридической ответственности и при этом
имеет ряд специфических, только ей присущих особенностей. Во второй главе мы
рассмотрим ее характеристики более подробно.
4. Определяются принципы налоговой
ответственности, которые являются основополагающими началами, исходными идеями,
отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с
которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по
реализации охранительных налоговых правоотношений
Научная и
практическая значимость.
Помимо
изложенных положений, выносимых на защиту, в настоящей работе сформулирован ряд подходов к толкованию и
применению правовых норм, а
также ряд предложений по изменению и дополнению действующего российского законодательства.
Так, с учетом
выносимых на защиту положений о налоговых правонарушениях и о необходимости применения налоговых
санкций к соответствующим нарушениям, предлагается дальнейшее
развитие института ответственности за налоговые правонарушения, особенно с
учетом того, что те вопросы, на которые Налоговый кодекс не дал окончательных
ответов, со вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях
обозначились еще острее, в том числе о правовой природе ответственности за
налоговые правонарушения и о месте ответственности должностных лиц юридических
лиц за допущенные правонарушения в сфере налоговых правоотношений.
В связи с этим целесообразно рассмотреть
возможные пути развития и совершенствования института ответственности за
налоговые правонарушения.
Теоретическое
и практическое значение
исследования определяются его актуальностью, новизной и аргументированными
выводами и предложениями.
В
теоретическом плане положения и выводы содержащиеся в работе могут быть
использованы: в дальнейших теоретических исследованиях, связанных с проблемой
налоговой ответственности в частности в теории налогового права; в
нормотворческой деятельности, как при разработке нормативных актов, так и с
целью устранения выявленных пробелов и недостатков; в правоприменительной
деятельности судебных органов, деятельности иных субъектов правоотношений.
Практическая
значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней,
могут быть использованы для более совершенного нормативно- правового
моделирования налоговой ответственности компетентными субъектами
правотворчества, а так же в процессе толкования и реализации правовых актов.
Основные положения дипломного исследования являются важной базой для повышения
правосознания и правовой культуры общества должностных лиц, усиление активности
граждан и их коллективов.
Структура
дипломной работы. Дипломная
работа состоит из введения, 3-х глав, включающих в себя два, три параграф,
заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.
1. НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЕГО ЮРИДИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
1.1.
Понятие, признаки и элементы состава налогового
правонарушения
В теории
права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит
факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и
предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами
государственно-правового принуждения.[4] Иными словами, основанием
для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное
поведение обязанного субъекта.
Налоговое
правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена
ответственность в соответствии с НК РФ.
Данное
определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических
признаков налогового правоотношения.
Во-первых,
противоправное деяние – налоговое правонарушение представляет собой деяние,
нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением
считается только деяния, предусмотренное законодателем о налогах и сборах.
Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений,
перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и
сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние
может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым
органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление
в налоговые органы отчеты и другие).
Во-вторых,
виновность – налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по
неосторожности). Форма вины является обязательным признаком налогового
правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ,
определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в действиях лица, даже если
эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например,
непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате
тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик
не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.
В-третьих,
деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.),
причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная
связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено,
что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным
неправомерным деянием (причина).
В-четвертых,
наказуемость деяние – совершение налогового деликта влечет для нарушителя
негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является
формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается
противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое
предусмотрена НК РФ.
Указанные
признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у
каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который
является основанием юридической ответственности.
По
своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут
быть подразделены на четыре обособленные группы:
1.
Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом
(ст. 116-117 НК РФ)
2.
Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов
налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы
налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ)[5]
3. Нарушения,
связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению
налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
4.
Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых
администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)
В зависимости
от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений:
а)
правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным
осуществлением налоговых изъятий и непосредственно влекущие финансовые потери
государства;
б)
правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение
установленного порядка управления в сфере налогообложения.[6]
По
непосредственному объекту состава налоговых
правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на:
-
материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные
налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или
изъятие налога;
-
процессуальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные
налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет
налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление
производства по делам о налоговых правонарушениях.[7]
Определяя
систему нарушений законодательства о налогах и сборах в зависимости от
направленности деяний можно выделить:
-
правонарушения против системы налогов;
-
правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
-
правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
-
правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
- правонарушения
против системы налогов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|