к2=S2: f(k2) – новое состояние – состояние
равновесия.
Запас сбережений населения будет увеличиваться до тех
пор, пока не достигнет уровня, при котором инвестиции равны выбытию и носят название равновесный уровень, позволяющий
формировать инвестиционный потенциал. При
отмене налога на имущество, переходящего в порядке наследования, изменяется в
сторону увеличения объем инвестиций физических лиц, увеличивающий запас
сбережений: чем больше сбережения,
тем выше социальный уровень жизни населения, а значит, они могут быть
направлены в виде инвестиций в развитие экономики региона, что позволит
увеличить дальнейшее развитие форм малого бизнеса и предпринимательской
деятельности, снизить безработицу на 4%, повысить покупательскую способность населения,
то есть улучшается уровень благосостояния региона.
Ввиду
того, что наследование имущества касается абсолютно всех граждан, значит каждый
может стать и наследодателем, и наследником, поэтому необходимо, чтобы налоговые
инструменты были максимально детализированы. Налоги являются одним из основных
компонентов, стимулирующих социальную сферу экономики, являются составной частью налоговой политики.
Проводимая налоговая
реформа до 2006 года фактически не затрагивала социальную сферу экономики, а
увеличение смертности населения в 1,7 раза за 2001 – 2005 годы привело к
увеличению имущества, подлежащего переходу в категорию «наследство» и обложению
налогом (табл. 2).
Таблица 2 – Показатели
налога на наследование в регионе за 2001-2005 гг.
Наименование показателей
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Общее количество наследодателей
(умерших): (чел).
|
16497
|
20501
|
22117
|
22699
|
27377
|
Количество наследников, которым
исчислен налога с имущества, переходящего в порядке наследования (чел).
|
1388
|
1698
|
2373
|
3127
|
6854
|
Общая стоимость имущества, переходящего
в порядке наследования (тыс. руб.).
|
16497
|
20501
|
22117
|
22699
|
27377
|
Стоимость имущества, не подлежащего
налогообложению по льготам (тыс. руб.).
|
94536
|
90983
|
61752
|
305902
|
458206
|
Сумма исчисленного налога (тыс. руб.).
|
5636,8
|
4250,0
|
5211,6
|
5438,4
|
13473,4
|
Стоимость указанного имущества увеличилась до
1531,4 тыс. руб., но не был учтен тот факт, что наследодателем с имущества был уплачен
налог (налог на имущество физических лиц), следовательно, полученный капитал при
наследовании подлежал двойному налогообложению, а значит, нельзя считать налог
с имущества, переходящего в порядке наследования, как инвестиции, вложенные в улучшение
социальной сферы экономики. С отменой налога на имущество, переходящего в порядке
наследования, на основании Федерального
закона от 01.07.05 г. №78-ФЗ возросли определенные
потери в налоговом потенциале региона, но возросло налоговое стимулирование
инвестиций в социальную сферу экономики путем полученного капитала (наследства)
и сбережений населения.
Рассматривая различные позиции,
обосновывающие аргументы по отмене налогообложения наследуемого имущества, нами
определено, что данный налог усложнял налоговую систему, и его отмена
сопоставима с затратами, которые государство несет по его администрированию.
По нашему мнению, налог на имущество,
переходящего в порядке наследования, является аморальным и безнравственным,
поскольку смерть человека – это не самый подходящий случай для взимания налога, и кроме
того, многие люди за неимением возможности уплатить налог на наследство, вынуждены
продавать наследуемое имущество и оплачивать налог. Основным аргументом отмены
налога является его низкая эффективность, однако, практика налогообложения
наследства в таких странах, как США, Испания, Швейцария и др. показывает, что эффективность
этого платежа не ниже в сравнении с другими налогами.
Кроме того, другим направлением реформирования
налоговой системы является отмена налога на имущество, переходящего в порядке
дарения, (табл. 3).
Таблица 3 – Показатели поступлений налога на
дарение в регионе за 2001-2005 гг.
Наименование показателей
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Общее количество физических лиц -
налогоплательщиков налога с имущества, переходящего в порядке дарения (чел).
|
687
|
1079
|
922
|
872
|
1054
|
Стоимость имущества, переходящего в
порядке дарения (тыс. руб.).
|
25209
|
31052
|
16467
|
81574
|
120889
|
Сумма исчисленного налога (тыс. руб.).
|
2067,9
|
2479,5
|
2827,5
|
5183,8
|
5492,3
|
Оценка степени реализации инвестиционного
потенциала через поступления налога на имущество, переходящего в порядке
дарения, позволила сгруппировать объем инвестиции в социальную сферу экономики
на основании соотношения полученных инвестиций в районах к полученным
инвестициям в целом по региону, что позволило выявить районы с уровнем
реализации инвестиционного потенциала ниже среднего по региону по годам: за 2001-
59,1 тыс. руб., 2002 – 70,8 тыс. руб., 2003 – 80,8 тыс. руб., 2004 – 148,1 тыс.
руб., 2005 – 156,9 тыс. рублей (табл. 4).
В результате расчеты проведено разделение
районов по группам:
– с низким уровнем реализации инвестиционного
потенциала;
– со средним уровнем реализации
инвестиционного потенциала;
– с высоким уровнем реализации инвестиционного
потенциала.
Это разделение по группам, при прогнозировании инвестиций
районов, позволяет учитывать их специфику, выявлять негативные и позитивные
тенденции перехода из одной группы в другую и проводить более точный расчет в определении
потребности инвестиций региона. На объемы инвестиций в районах влияет низкая
финансовая обеспеченность населения, отсутствие перспектив развития социальной
инфраструктуры.
Таблица 4 –
Уровни по реализации инвестиционного потенциала в разрезе районов
региона
Уровни реализации
инвестиционного потенциала
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Александровский
Арзгирский
Георгиевский
Кочубеевский
Новоселицкий
Степновский
Советский
Грачевский
Левокумский
Кировский
Курский
г. Нефтекумск
Предгорный
Степновский
Красногвардейский
Изобильненский
г. Ессентуки
г. Железноводск
г. Минеральные Воды
г. Невинномыск
|
Труновский
Туркменский
Шпаковский
Петровский
Кочубеевский
Благодарненский
Апанасенковский
Андроповский
г. Георгиевск
|
Промышленный район г.
Ставрополя,
Ленинский район г.
Ставрополя,
г. Пятигорск
Новоалександровский
г.Буденновск
Ипатовский
|
Исследования показали, что отмена указанного
налога привела к уменьшению поступлений в бюджет региона на 3,5%, но увеличила
сумму поступлений в федеральный бюджет на 15% за счет уплаты налога на доходы
физических лиц в размере 13% по совокупному доходу, в который включается и стоимость
имущества, полученного в порядке дарения.
Изучение
нормативно-правовой базы показало, что регион не имеет возможности каким-либо
образом влиять на формирование налогового потенциала через имущество,
переходящего в порядке дарения, а поэтому необходимо ввести данный налог по
прогрессивным ставкам и присвоить ему статус регионального. В таком случае
региону будет дана возможность регулировать элементы налогообложения, определять
категории плательщиков и сроки уплаты налога, а также порядок формирования
инвестиций в социальную сферу экономики и перераспределять его между своими
муниципальными образованиями. Для этой цели нами
рассчитаны и предлагаются дифференцированные ставки по налогу на имущество,
переходящего в порядке дарения, с учетом категорий плательщиков и стоимости
имущества, для эффективного стимулирования инвестиций в социальную сферу
экономики региона (табл.5).
Таблица 5 – Прогнозируемые прогрессивные ставки по налогу на имущество,
переходящего в порядке дарения
Стоимость имущества, переходящего в порядке
дарения
|
Размер налога в зависимости от стоимости
имущества
|
Дети, родители
|
Другие физические лица
|
1
|
2
|
3
|
до 1000 – кратного минимального размера оплаты
труда (МРОТ)
|
1% от суммы
|
10%
|
до 2500 – кратного минимального размера оплаты
труда
|
10%
|
15%
|
до 3500 – кратного минимального размера оплаты
труда
|
15%
|
25%
|
свыше 3500 – кратного минимального размера оплаты
труда
|
20%
|
30%
|
Проведение реформы налоговой
системы с учетом прогрессивных ставок по налогу на дарение и категорий
плательщиков позволит достичь координации инвестиций в социальную сферу
экономики, повысить жизненный уровень населения региона. Кроме того, необходимо
предусмотреть право лиц, получивших имущество в порядке дарения, на получение
льгот в виде имущественного вычета, предусмотренного ст. 220 Налогового кодекса,
и предоставлять их тем родственникам, которые получили в налоговом периоде
доходы, уплатили налог на совокупные доходы по ставке 13%.
Налоговым
кодексом предусмотрено два вида вычета: первый вычет (доходного типа)
предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи
(реализации) имущества, второй (расходного типа) – по суммам, израсходованным на новое
строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. Вычеты
можно предусмотреть по суммам, полученным физическими лицами по договорам
дарения с учетом категорий налогоплательщиков. Если в
договоре дарения стоимость подарка не указана, то его необходимо оценивать для уплаты
налога по рыночной цене, учитывая ст. 40 п.4-11 Налогового кодекса РФ.
Нами определено, что на уровень жизни
населения влияют различные инвестиции, которые можно объединить в группу факторов:
налог на наследование и налог на дарение. Среди этих факторов, прежде всего,
необходимо отметить структуру и объем инвестиций, влияющих на развитие
социальной сферы экономики, они выступают как экономический регулятор,
позволяющий управлять формированием инвестиций и развитием социальной сферы
региона, то есть, налоговая система с одной стороны дает средства на социальные
программы и бюджетную сферу, а с другой – оказывает тормозящее влияние на развитие
экономики. Следовательно, влияние налоговой системы на социальную сферу
неоднозначно, но инвестиции могут компенсировать её отрицательное действие через
налог на дарение и способствовать уменьшению налогового бремени региона.
Налоговое стимулирование
инвестиций в социальную сферу экономики может осуществляться посредством реализации
налоговой политики, реформ налоговой системы, формированием налогового
потенциала и развитием информационной базы для его прогнозирования.
Отсутствие
информационно-налоговой базы по налогу на дарение привело к неточному
формированию налогового потенциала региона. Для решения вопросов, связанных с
формированием налогового потенциала, развитие информационной базы необходимо осуществлять
на основе Налогового паспорта субъекта Российской Федерации, который объединяет статистическую и налоговую
информацию, и главной его функцией является
систематизация и унификация различных экономических, финансовых,
демографических, социальных и иных показателей.
Исследование
показало, что Налоговый паспорт региона является индикатором налоговой
политики, проводимой государством, и, на наш взгляд, задачи, освещенные в
Налоговом паспорте, необходимо сгруппировать по следующим признаком:
– бюджетно-налогового планирования;
– бюджетного выравнивания;
– налогового стимулирования экономики региона;
– мониторинга налогового пространства региона.
Налоговый
паспорт региона – это инструмент объективного определения
совокупных налогооблагаемых ресурсов посредством обеспечения совместимости
ведомственных стандартов хранения информации и документооборота. Для
обеспечения совместимости и достоверности информационных ресурсов, разработана Концепция
по информатизации региона в целом, отражающая регистрацию, формирование
налогового потенциала, свободный доступ по использованию его информации и
ответственность за содержание информационных ресурсов для построения
эффективной модели инвестиций в социальную сферу экономики.
Информатизация региона по построению модели инвестиционного потенциала
может быть представлена в виде баз
данных от двух до четырех видов уровней, что позволит получать аналитическую и
прогнозируемую информацию данных с различной степенью агрегирования.
Для целей прогнозирования инвестиционного
потенциала в рамках формирования бюджета нами предложено использование
трехмерной структуры измерения (рис. 4).
Z
Ось X –
районы и города
региона;
Ось Y –
показатели
налоговых
поступлений;
Ось Z – даты
налоговых
периодов.
Y
X
Рисунок 4 – Трехмерное представление информации для прогнозирования инвестиционного
потенциала в рамках формирования бюджета
Данные формируются в виде аналитического куба в
соответствии с административно-территориальным делением региона, где срезы по
осям позволяют получать информацию в разрезах:
– определенных показателей в структуре налоговых
поступлений по всем датам налогового периода и всем районам;
– показателей налоговых поступлений по всем районам
региона на определенную дату;
– все показатели налогового потенциала на все даты по
одному району или городу.
Эта база данных решает несколько задач: аналитическую,
методологическую, контрольную, что повышает эффективность выработки мер по реформированию
налоговой системы региона в социальной сфере экономики, а также обеспечивает
расчет прогноза инвестиционного потенциала
региона.
Для расчета инвестиционного потенциала региона
нами предложено уравнение, представляющее собой совокупность компонентов, характеризующих
состояние налогового потенциала налога на дарение на определенную дату:
ИПрг= Фр + Зр + Лр + Дн где,
– ИПрг = инвестиционный потенциал региона;
– Фр = фактическое поступление налога на дарение;
– Зр = сумма задолженности по налогу на дарение в разрезе районов,
городов, региона;
– Лр = сумма налога на дарение, выпадающая в результате предоставления
льгот;
– Др = доначисленная сумма налога на дарение в
результате проведения налоговыми органами контрольных мероприятий.
Модель прогнозирования
инвестиционного потенциала региона в социальной сфере экономики в условиях
налогового реформирования, по нашему мнению, должна рассчитываться в тесной
взаимосвязи с другими элементами экономической системы (рис. 5).
Рисунок 5 – Модель прогнозирования инвестиций в социальную сферу экономики
Данная модель охватывает формирование
как бюджета, так и налогового потенциала, включая его компонент – налога на
имущество, переходящего в порядке дарения, с помощью которого объясняются темпы
роста налогового потенциала региона. Таким образом, увеличивая инвестиции, добиваемся
устойчивого экономического роста экономики. Важно иметь в виду, что увеличение
уровня инвестиций, их качество и эффективность размещения обеспечивает создание
благоприятной среды для роста инвестирования налогового потенциала региона.
Предлагаемые пути
совершенствования налоговой политики в регионе, основанные на реализации
способов и методов формирования налогового потенциала, как основного компонента
инвестиций, значительно расширят возможности региона в финансировании
социальной сферы экономики за счет внутренних резервов: налога на имущество,
переходящего в порядке наследования или дарения, и сбережений населения, что
обеспечит повышение уровня его жизни и рост экономики региона.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В
СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ
Статьи в ведущих
рецензируемых научных изданиях, определенных перечнем ВАК
1. Бровко Л. И. Проблема
налоговой системы Российской Федерации // журнал «Предпринимательство», № 6 –
Москва, 2006. – с. 42-43 – 0,1 п.л.
Публикации в других изданиях
2. Бровко Л.И. Эффективность
налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения в
формировании налогового потенциала региона // Методические рекомендации.
Ставрополь, 2004. – 1,0 п.л.
3. Бровко Л.И. Влияние налогового
потенциала на инвестиционный рост региона // Методические рекомендации.
Ставрополь, 2005 года – 1,3 п.л.
4. Бровко Л.И. Налоговый контроль
// Учебное пособие. Ставрополь, 2005. – с. 30 -86, - 3,5 п.л.
5. Бровко Л.И. Налоговый
потенциал – фактор экономического роста // Материалы региональной научно –
практической конференции «Проблемы глобализации современной экономики: опыт и
перспективы» Ставрополь, 2006. – с.
37-39, - 0,2 п.л.
6. Бровко Л.И. Эффективность инвестиций в
социальную сферу // Материалы 51-й юбилейной научно – методической конференции «Университетская
наука – региону» Устойчивое развитие региона в условиях экономической
интеграции России в мировое хозяйство // Ставрополь, 2006 – с. 80 -82 – 0,1 п.л.
Страницы: 1, 2, 3
|