Публикации.
По
результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 6,4 п.л.
Структура
и объем работы. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами
исследования. Диссертационная работа изложена на 159 страницах и состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка (151
наименование) и приложений. Работа
содержит 12 таблиц, 17 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы исследования,
сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, изложены научная новизна
работы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы налогового компонента в
инвестировании социальной сферы экономики» изложены теоретические аспекты
налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики, рассмотрена
сущность налоговой политики в формировании и распределении налогового
потенциала, дана оценка налоговому потенциалу как экономической категории, определены налоговые
компоненты, влияющие на формирование инвестиционного потенциала и рост
экономики региона.
Во второй
главе «Оценка эффективности
отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения в
формировании налогового потенциала для инвестиций в социальную сферу экономики
региона» рассмотрены методические подходы к оценке налогового потенциала и
налогам, как инструментам для формирования инвестиций в социальную сферу
экономики, с учетом имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,
дана оценка налогу на указанное имущество, при формировании налогового
потенциала региона.
В третьей главе «Формирование эффективной модели инвестиционного
потенциала в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования» обоснованы дополнения групп Налогового паспорта,
с учетом специфики региона и экономических показателей: бюджетно-налогового
планирования, бюджетного выравнивания, налогового пространства и его
мониторинга; предложены рекомендации по совершенствованию Концепции
информатизации региона, позволяющие войти в единое информационное пространство по
управлению бюджетно-налоговой сферой России, рассчитаны прогрессивные ставки
налога на имущество, переходящего в порядке дарения, для построения модели прогнозирования
потребности инвестиций в социальную сферу экономики.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Инвестиционный спад в России за период
экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной
причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в
налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость
налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании
внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное
влияние на инвестирование социальной сферы экономики.
Будущие стабильность и рост российской
экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения
налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована
на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в
инвестировании социальной сферы экономики (рис.1).
Налоговое стимулирование
заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с
учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных
процессов.
В процессе формирования и реализации налоговой
политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и
налоговое бремя.
Исходя из качественного анализа, предлагается
под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов,
которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в
правовом поле, через реализацию налоговой политики.
Рисунок
1 – Структура
влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование
инвестиций
Исследование
показало, что в процессе формирования и реализации налоговой политики,
налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их
соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния
на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2).
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговый
компонент в инвестировании региона
|
|
|
|
|
|
|
|
Налог на наследование
и дарение имущества
|
|
Налог на имущество физических лиц
|
Налог на прибыль
|
Земельный налог
|
|
Налог на игорный бизнес
|
Транспортный налог
|
Рисунок
2 - Структура налогового инвестирования региона
Таким образом, одним из основных
компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал,
который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих
налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем
инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств,
направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами
налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги,
формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является
налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная
деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а
поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по
фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой
нагрузки (табл.1).
Таблица 1 – Структура налогового потенциала
региона за 2001 – 2005 гг.
Поступления налогов
|
Доля налогов в общем
объеме поступлений
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
В консолидированный
бюджет
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Налог на прибыль
|
21,6
|
31,9
|
25,1
|
23,7
|
24,9
|
НДФЛ
|
19,4
|
27,4
|
31,2
|
33,6
|
37,8
|
Налог на игорный бизнес
|
0,05
|
0,09
|
0,1
|
0,1
|
0,7
|
НДС
|
|
|
|
|
|
Акцизы
|
3,2
|
3,1
|
3,1
|
6,3
|
6,4
|
Налог с продаж
|
|
|
|
5,4
|
|
Налог на имущество физ. лиц
|
0,4
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
Налог на имущество юр. лиц
|
8,9
|
8,2
|
9,8
|
10,5
|
7,9
|
Налог на имущество,
переходящего в порядке наследования или дарения
|
0.03
|
0,04
|
0,04
|
0,05
|
0,06
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
3,0
|
2,9
|
4,5
|
7,1
|
5,7
|
Другие налоги и сборы
|
43,45
|
25,87
|
25,76
|
12,85
|
16,14
|
в том числе по основным
отраслям:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
промышленность
|
38,3
|
36,1
|
27,1
|
33,2
|
30,8
|
сельское хозяйство
|
4,9
|
9,5
|
11,9
|
2,3
|
2,8
|
транспорт
|
14,1
|
18,2
|
14,2
|
10,6
|
11,7
|
связь
|
3,6
|
5,2
|
3,1
|
8,8
|
7,7
|
строительство
|
7,9
|
4,2
|
4,7
|
3,2
|
3,1
|
торговля
|
14,0
|
15,2
|
8,0
|
10,2
|
7,3
|
материально-техническое
снабжение
|
1,9
|
1,6
|
2,9
|
2,2
|
1,8
|
ЖКХ
|
3,4
|
2,0
|
3,6
|
1,5
|
1,9
|
финансы
|
1,4
|
3,4
|
4,0
|
1,5
|
2,4
|
другие отрасли экономики
|
10,5
|
4,6
|
20,5
|
26,5
|
30,5
|
По нашему
мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально
возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых
баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам,
по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций
необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать
налоговый потенциал в экономике региона.
Наиболее
приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели
роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное
уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного
уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в
порядке наследования: Y = I+C+S,
Y=CI=(L+S)I
=> I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,
где, Y –
жизненный уровень населения;
С – льготы, полученные от налога
на наследование;
I – инвестиции;
S – сбережения;
F– размер исчисленного налога на имущество, переходящего в порядке
наследования до 01.01.2006 года;
K – выбытие населения (в связи со смертью);
L – полученный доход физическим
лицом;
L/S – налоговое бремя,
то есть, в условиях равновесия, инвестиции равны сбережениям физических лиц в
пределах этих сумм. В данном уравнении социальная функция определяется показателем
улучшения жизненного уровня населения и накоплением капитала, полученного физическим лицом в результате отмены налога на
имущество, переходящего в порядке наследования (рис.3 ).
Рисунок 3 – Эмпирическая кривая смещения
инвестиций при выбытии части населения и росте сбережений у наследников
где, Iw = dk – промежуточное состояние (равновесия нет);
k1, k2 –
выбытие населения (в связи со смертью);
k1 = S1:
f(k1) – промежуточное
состояние (равновесия нет);
Страницы: 1, 2, 3
|