Второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения
производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних
компаний и руководящих органов.
Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее
соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию,
которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего
субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля
предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа
формируется план их использования по выбранным налогам.
Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы
договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий
осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд,
купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное
поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который
служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ
различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей
с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за
правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска
ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых
расчетов. [1, c. 106]
В ряде стран сложились специальные методы для предотвращения уклонения от
уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового
планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое
«антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое» законодательство.
Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь
в рамках действующей системы ограничений.
К пределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательные ограничения — это обязанность экономического субъекта
зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для
исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры
ответственности за нарушения налогового законодательства.
Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые
органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов,
предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они
могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих
санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать
взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.
Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не
соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью
уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина
«существо над формой» и доктрина «деловая цель».
Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы
ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение
пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на
обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что
налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых
обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные
финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае
слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует
вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не
меньше людей, чем от диктаторов».[2, c.84]
Хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права
любыми, не запрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют
значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от
профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят
возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление
налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в
практику хозяйственной жизни.
Корпоративный налоговый менеджмент — составная часть управления
финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих
решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных
налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых
платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе
управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует
рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый
менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении
представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним
контролем).
Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая
финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный
способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов
сокращения налоговых обязательств.
Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени
налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной
частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более
широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности ,
2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.
В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся
максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией
налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина
уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной
задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты
налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.
Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются
следующими положениями:
• уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния
предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги
целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост
свободной прибыли;
• снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения
финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его
применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для
хозяйствующего субъекта;
• последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы
для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды. Поэтому
применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;
• уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли на
льготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в
последующие периоды.
Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне
работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль
предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов,
качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение
установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и
особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.)
Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на
предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а
именно:
• наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и
бюджетов;
• готовность администрации осуществлять налоговое планирование на
основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных
принципов управления;
• организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на
использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
• выделение структурного подразделения (лица), ответственного за
организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;
• разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное
поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);
• мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых
планов и налоговое поле предприятия.
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на
предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная
форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций
рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих
предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и
хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.
Общая схема налогового
планирования на предприятиях и в организациях
Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящего
условно из восьми укрупненных процедур.
1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь
предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом
предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области
налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит
уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица,
характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог
описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,
• льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные
законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в
практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется
детальный план использования льгот по выбранным налогам.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства,
формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей
предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм
сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая
сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых
последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет
заключена.
Далее выполняются действия в следующей последовательности:
3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит
выполнять предприятию;
4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и
хозяйственных наработок;
5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков
бухгалтерских и/или налоговых проводок;
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных
операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом
налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее
рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые
хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета,
подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться
в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов,
приемлемую для конкретной организации.
При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:
• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
• создать систему налогового учета;
• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не
противоречащие действующему законодательству;
• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы,
которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского
учета и налогообложения.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может
оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом,
который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При
разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности
организации.
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от
реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия
и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных
законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета.
Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой
политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени
зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех
расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный
характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на
предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться
на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие
группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться
без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового,
налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение
квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько
направлений.
Управление
налогами на предприятии
1. Организация налогового и бухгалтерского учета
|
2. Разработка схем минимизации налогов
|
3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты
налогов
|
1.1 Верное толкование законодательства о налогах и сборах
с учетом его изменений
|
2.1 Разработка учетной политики для налоговых целей
|
3.1 Исключение арифметических и счетных ошибок
|
1.2 Определение характера связи бухгалтерского и
налогового учета
|
2.2 Определение совокупности льгот по уплате налогов
|
3.2 Применение технологии внутреннего контроля налоговых
расчетов
|
1.3 Правильное оформление первичных документов и
регистров налогового учета
|
2.3 Анализ и правильная организация сделок
|
3.3 Применение налогового календаря для недопущения
просрочки уплаты налогов
|
4. Оптимизация системы налогообложения в рамках
действующего законодательства
|
4.1 Разработка стратегии, бизнес –
плана, системы бюджетов
|
4.2 Разработка схем оффшорного
бизнеса (в случае необходимости)
|
4.3 Использование финансовых моделей
и имитационных расчетов
|
Причем работы по указанным ориентациям (кроме двух последних) могут быть
выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация и оптимизация
системы налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних
специалистов в области налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3
|