Налоговое планирование
Содержание:
Введение. 2
1. Базовые понятия и категории. 4
1.1 Понятие налогового планирования. 5
1.2 Элементы налогового планирования. 7
1.3 Этапы налогового планирования. 10
1.4 Пределы налогового планирования. 11
2. Основы управления налогами на предприятиях
и в организациях. 12
3. Общая схема налогового планирования. 15
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента. 18
4.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета. 19
4.2 Разработка схем минимизации налогов. 21
4.3 Контроль правильности расчетов и сроков уплаты
налогов. 22
4.4 Оптимизация системы налогообложения в рамках
действующего законодательства 26
5. Юрисдикции, позволяющие минимизировать
налоговые платежи. 27
5.1 Понятие оффшорной деятельности. 28
5.2 Схемы оффшорного бизнеса. 29
Заключение. 33
Расчетная часть по
основным налогам РФ…………………………………….34
Список использованной литературы.. 35
Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т.
к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то
любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет
отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового
планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно
сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в
области налогового планирования. В подтверждение этой идеи можно привести слова
американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы
осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все – и бедные,
и богатые, - и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более
предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным
пожертвованием». [2, с. 78]
Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их
сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще
хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность этой темы.
Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение
состоит в обобщении опубликованных материалов по теме исследования и изучении
теоретических основ налогового планировании. Практическая значимость - в
обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в
организациях и выявлении путей законного обхода налогов.
Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на
предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются
следующие задачи:
·
раскрытие
теоретических аспектов налогового планирования;
·
изучение
элементов, этапов и принципов налогового планирования;
·
исследование
проблемы минимизации налогов с помощью изучения схем минимизации налогов и
понятия оффшорных зон.
Объектом исследования является налоговое планирование на предприятиях и в
организациях.
Предмет исследования - детальное рассмотрение структуры налогового планирования,
ее элементов, этапов и принципов.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, расчетов
по основным налогам (практическая часть) и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены базовые понятия налогового планирования.
Элементы, этапы и пределы налогового планирования.
Во второй главе рассмотрено такое понятие как корпоративный налоговый
менеджмент и обозначены основные принципы налогового планирования.
Третья глава посвящена общей схеме налогового планирования и учетной
политике предприятия.
В четвертой главе рассмотрены прикладные вопросы налогового менеджмента.
В пятой главе рассмотрены понятия оффшорной деятельности и схемы
оффшорного бизнеса.
Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом
законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для
разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и
предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут
действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое
планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении
налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории
налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.
Налоговое планирование - это законный способ обхода налогов с использованием
предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств
(Реализация политики
«приемлемых» налогов). [9] Сущность его выражается в признание за каждым
налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и
способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения
своих налоговых обязательств.[1,c.105]
Задача налогового планирования – организация системы
налогообложения для достижения максимального финансового результата при
минимальных затратах.
Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса,
так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору
организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке
организационной структуры предприятия. [5]
По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для
предприятий) и личное (для физических лиц). Для указанных субъектов возможности
законного обхода налогов могут определяться:
• спецификой объекта обложения (например, могут не облагаться налогами
доходы от государственных лотерей);
• спецификой субъекта налога (например, малые предприятия имеют
определенные льготы в виде налогового кредита);
• особенностями метода обложения, способа исчисления и уплаты налога
(так, кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции);
• видом системы налогообложения (при шедулярной системе по разным
ставкам могут облагаться доходы по облигациям, дивиденды и банковские
депозиты);
• использованием «налоговых убежищ», ибо существующие различия в
налоговых режимах отдельных стран могут уменьшить налоговое бремя или
обеспечить уход от налогообложения вообще.[1, c. 106]
В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному
налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются
теоретические положения и методические основы налогового планирования в
организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный
требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к
сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего
развития предпринимательской деятельности.
За период рыночных преобразований российской экономики (около 15 лет)
произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового
планирования.
В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков
отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия
управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое
планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей.
Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как
легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась
целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на
максимальное использование всех нюансов существующего налогового
законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как
элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель
минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения
хозяйственно-финансовой деятельности.
Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию
налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к
появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину
«оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом
планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах:
наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество
принимаемых решений.
Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г.
Пансков и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и
амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных
вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для
оптимизации налоговых обязательств».
Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом
планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на
практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию
творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику)
факторов:
• состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов
законодательства;
• основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики
государства;
• комплекс законодательных, административных и судебных мер,
используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты
налогов, их минимизации;
• состояние правопорядка в государстве;
• уровень правовой культуры налоговых органов;
• профессионализм налоговых консультантов.
Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных
компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем
создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию
оптимизации.
Современное содержание налогового планирования на микроуровне
характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной
деятельностью.
В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность
плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных
на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и
структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих
своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим
законодательством. [3, c. 43]
Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за
счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон
законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех
составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам
относятся следующие:
1.
Состояние
бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго
соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование
законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в
нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять
получать необходимую информацию для налоговых целей.
2.
Учетная
политика –
выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и
налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку
законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или
иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы
погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
3.
Налоговые
льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном
объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству
налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с
учетом их налоговых последствий.
4.
Налоговый
контроль.
Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий
со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок
способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля
налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую
очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые
возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и
сборах.
5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности
исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также
представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с
несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых
обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии
с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным
законодательством.
6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой
стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является
построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной
оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более
высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих
планов.
7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы
снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и
низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие
построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса,
служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае
контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему
целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.
8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру
управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную
налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что
если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например
действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса,
проведение альтернативной налоговой политики).
9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента.
Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие
приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким
причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый
результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа
деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных
между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную
последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых
обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются
элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала
функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического
характера.
Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а
также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых
законодателем.
Страницы: 1, 2, 3
|