Последняя функция
налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих
мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие
(юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от
налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде
всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от
налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых
странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и
опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии
указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым
автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью
или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно
установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или
частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты
на производство.
Указанное
разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все
они переплетаются и осуществляются одновременно.
Виды
налогов
Налоги бывают
двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог
и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и
другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их
называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и
услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на
добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на
цену товара или услуги.
Прямые налоги
трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на
землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату,
цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на
конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и
услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая
часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение,
тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В
случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести
к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к
сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив
капитала в другие сферы деятельности.
Различают также
твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от
размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные
ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с
большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины
ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту
абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов
налогоплательщиков.
В зависимости от
использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги
используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного
и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование
или отчисления на дорожные фонды).
Стабильность
и подвижность налогов
Налогам присуща
одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система
налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может
заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того
или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.
Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность
всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к
неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой
системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих
принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки
налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть
ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность
налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции
могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем
налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает
характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и
все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных
условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям,
вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства.
В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки,
льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание
стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что
в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок)
не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен
быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать
стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской
деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения,
состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если,
естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической
целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом
желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя
бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета
на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут
определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения
на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не
нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют
эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность
налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных
принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным
бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на
добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги
и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с
изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
2.2. Система налогообложения в России
В законе
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под
налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными
актами". В этом же законе дается определение и налоговой системы:
"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также определяет
круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица,
другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с
законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги."
В дополнение ко
всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно
закону. "Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с
ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и
физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и
услуг и другие объекты, установленные законодательными актами."
"По налогам
могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами,
следующие льготы:
· необлагаемый минимум объекта налога;
· изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
· освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
· понижение налоговых ставок;
· вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
· целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов);
· прочие налоговые льготы."
Налоговая система
России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и
предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:
· равнонапряженность налогового изъятия;
· однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
· стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
· заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его
уплаты.
Возглавляет
налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему
центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту
и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной
задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством.
Классификация налогов в российской экономике
С 1992 года в
нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения
определил закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91
(введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов,
сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и
обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и
отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам
осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным
законом.
Налоговая система
Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида:
1. Федеральные;
2. Республиканские налоги и
сборы республик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных
образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями
государственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы,
устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с
законодательством РФ и республик в составе РФ;
К федеральным
налогам относятся:
1) налог на
добавленную стоимость;
2) акцизы на
отдельные группы и виды товаров;
3) налог на
доходы банков;
4) налог на
доходы от страховой деятельности;
5) сбор за
регистрацию банков и их филиалов;
6) налог на
операции с ценными бумагами;
7) таможенные
пошлины;
8) отчисления на
воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный
внебюджетный фонд РФ;
9) платежи за
пользование природными ресурсами;
10) подоходный налог с физических лиц;
11) налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);
12) налоги,
служащие источником образования дорожных фондов;
13) гербовый
сбор;
14)
государственная пошлина;
15) налог с
имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
16) сбор за использование наименований "Россия",
"Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и
словосочетаний;
17) транспортный налог с предприятий.
Все суммы
поступлений от налогов указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в
федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими
доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в
республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты
краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении
республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета
автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Федеральные
налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики
налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Все республиканские
налоги являются общеобязательными.
К налогам
республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов
относятся следующие налоги:
1) налог на
имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в
республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты
краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по
месту нахождения плательщиков;
2) лесной налог;
3) плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
4)
республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги
устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее
территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в
составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей,
автономной области, автономных округов, если иное не установлено
законодательными актами РФ.
Из местных
налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с физических
лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью.
К местным
относятся следующие налоги:
1) налог на
имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет
по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
2) земельный
налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет
определяется законодательством о земле;
3)
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
4) налог на
строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
5) курортный
сбор;
6) сбор за право
торговли: сбор устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими
органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового
талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий
бюджет;
7) целевые сборы
с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их
организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий
и др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной
власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют
определенные ограничения;
8) налог на
рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию
по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
9) налог на
перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог
устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по
ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
Страницы: 1, 2, 3
|