Резкий рост
поступлений НДС и налога па прибыль в октябре объясняется как значительным
увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и
особенностями техники налогообложения. В частности, в октябре поступили
средства, начисленные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС
лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресурсам, а
также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от
поставщиков (до соответствующего изменения порядка исчисления налога
распространенным методом уклонения от него было занижение цен и перечисление
поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой
службы, первая мера дала бюджету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой
базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а
не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд.
руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по
фактическим результатам по сравнению с авансовыми платежами составили, по
данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб.
Серьезное
воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса
зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета
направлялись на погашение задолженности предприятий перед бюджетом. Погашение
задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб.
С октября был
ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость.
Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС
ежедекадно по фактическим объемам реализации. При этом окончательные размеры
налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материальные
ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.
Подоходный налог
с физических лиц составил в 1992г. около 8% поступлений в бюджетную систему
России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений
этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста
заработной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991г. в
связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое
изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8%.
В ноябре 1992г.
поступление налогов в бюджеты России сократилось по сравнению с октябрем
примерно на ¼. Это объясняется отсутствием таких факторов,
действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим
результатам и завершение зачета задолженности предприятий. В декабре 1992г.
продолжалось увеличение объема налоговых поступлений, составившего по итогам
года около 33,6% ВВП.
Усиление
жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) политики осенью 1992г. привело к
декабрю месяцу к определенному снижению темпов роста цен и стабилизации
обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение
денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального
бюджета на 336 млрд. руб. (1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вызвало
новый виток роста цен уже со второй декады декабря и резкое падение обменной
ставки рубля в конце января 1993 г. Каковы же перспективы бюджетной политики
на 1993г.? Совершенно очевидно, что в первую очередь они зависят от
политических факторов. Смена Е. Гайдара на посту главы правительства В. Черномырдиным
вызывает серьезные опасения за последовательное осуществление политики финансовой
стабилизации. Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических
задач, свидетельствуют о популистских настроениях нового премьер-министра. С
другой стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом
кабинете дает возможность обеспечить преемственность в проводимой экономической
политике.
Основные
направления изменений налоговой системы в 1993г. заложены в июльских (1992г.)
постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения,
Законе «О внесении изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе
«О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом
22 декабря 1992г. В соответствии с этими решениями существенно изменился
порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога на добавленную
стоимость, подоходного налога.
В области
налогообложения прибыли изменения произошли в основном в части предоставляемых
предприятиям льгот. С 1 июля 1992г. во всех отраслях разрешено уменьшать
налогооблагаемую прибыль на величину затрат, направляемых на техническое
перевооружение производства, с 1 октября – на строительство объектов
социальной инфраструктуры. Освобождается от налогообложения прибыль
государственных предприятий, направляемая на погашение государственного целевого
кредита, используемого для пополнения оборотных средств. Для предприятий с
участием иностранного капитала, действующих в сфере материального производства
и зарегистрированных до 01.01 1992г., сохраняются «налоговые каникулы» в
отношении налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения
балансовой прибыли.
В августе 1992г.
принято решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее
обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных
фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо
от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение восстановительной
стоимости основных фондов исходя из балансовой стоимости, увеличенной на
установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от
вида фондов и даты их приобретения. Для основных фондов, приобретенных до 1991
г., коэффициент колеблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991г. – от 3 до 20.
Фонды, приобретенные в 199 г., переоценке не подлежат.
С 1993г. при
условии полного использования на реновацию амортизационных отчислений налогом
на прибыль не облагаются все производственные и непроизводственные
капиталовложения. Внесено изменение в механизм регулирования расходования
средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению
с нормируемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а
при превышении удвоенной нормируемой величины–по ставке 50%. В целях
противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной,
подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами
индексируется исходя из ставки процента, устанавливаемой в истекшем квартале
ЦБ России.
С 1 января 1993г.
снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным
товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% –по остальным товарам,
что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993г. К тому же
предварительное оповещение о данном шаге привело к определенному снижению
объемов реализации в IV квартале 1992г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного
эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в
феврале 1992г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на
молочные продукты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены
никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприятий–производителей
указанной продукции и предприятий торговли.
С февраля 1993г.
действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые
товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для
их производства, оборудование для научных исследований, изделия медицинского
назначения и сырье для их производства.
Поступления НДС,
составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизятся в 1993г. до 8,3% ВВП. Налог на
прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП
вместо 10,5% в 1992г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов
– с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18%
оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся
поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической
деятельности, налоги на имущество. Отчисления в размере 11% фонда оплаты труда
начиная со II квартала предполагается перераспределить из доходов пенсионного
фонда в пользу государственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту
бюджета, должны составить около 8% ВВП.
Наибольший
удельный вес (26%) в общем объеме расходов консолидированного бюджета на 1993г.
занимает финансирование социально-культурной сферы и мероприятий по социальной
защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992г. (9,2% ВВП).
Наряду с Законом
о налоге на прибыль в 1991г. был принят Закон о налогообложении дохода
предприятий, который в 1993г. еще не вводится в действие. Однако и его будущее
использование представлялось крайне нецелесообразным, причем отнюдь не только
потому, что его введение потребует от предприятий достаточно длительной адаптации.
Основной аргумент, приводимый обычно в пользу налогообложения дохода, то есть
прибыли и фонда заработной платы, заключается в том, что это якобы предотвратит
ускоренный рост средств, направляемых на оплату труда.
2. ЕДИНЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ АДВОКАТОВ.
Статья 19 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги
и (или) сборы.
Адвокатом согласно ст. 2 Федерального закона
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31 мая 2002г. N
63-ФЗ (далее - Закон об адвокатуре) является лицо, получившее в установленном
Законом об адвокатуре порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую
деятельность. Таким образом, адвокаты как физические лица в случаях,
установленных законом, должны уплачивать налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога у адвокатов
возникает в случае прямого указания закона и при наличии всех элементов
налогообложения, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ (объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и
др.).
Статья 1 Закона об адвокатуре устанавливает, что
адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь,
оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката,
физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а
также обеспечения доступа к правосудию. Обязанность по уплате налогов, сборов у
адвоката может возникнуть при осуществлении операций по реализации работ,
услуг. Для целей налогообложения оказываемая адвокатами юридическая помощь
признается работой (услугой).
При этом следует обратить внимание на то, что
пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции по
оказанию услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями
адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими
профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 350 НК РФ услуги,
оказываемые коллегиями адвокатов, освобождаются от налога с продаж. Таким
образом, адвокаты освобождены от уплаты НДС, а у адвокатских образований не
возникает обязанности по уплате налога с продаж.
В связи с адвокатской деятельностью адвокат
уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН)
и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Адвокатская деятельность не является
предпринимательской. Однако следует учитывать, что п. 1 ст. 2 Закона об
адвокатуре разрешает адвокату помимо адвокатской деятельности заниматься другой
оплачиваемой деятельностью (научной, преподавательской и иной творческой
деятельностью). В случае реализации адвокатом этого права указанные виды
деятельности будут подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.
Адвокаты являются налогоплательщиками ЕСН (пп. 2
п. 1 ст. 235 НК РФ). Объектом налогообложения для исчисления ЕСН для адвокатов
признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов,
связанных с их извлечением. Налоговая база адвокатов определяется в
соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ как сумма доходов, полученных за налоговый
период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо
иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их
извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях
налогообложения адвокатов, определяется в порядке, аналогичном порядку
определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на
прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 34 ст. 270 НК РФ при определении
налоговой базы не учитываются в т.ч. расходы в виде сумм целевых отчислений,
произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. К
данным целевым отчислениям относятся, в частности, отчисления адвокатов на
содержание коллегии адвокатов (ее учреждений), указанные в пп. 8 п. 2 ст. 251
НК РФ, а также в ст. 25 Закона об адвокатуре.
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:
Налоговая база
нарастающим итогом
|
Федеральный
бюджет
|
Фонды обязательного
медицинского страхования
|
Итого
|
Федеральный
фонд
обязательного
медицинского
страхования
|
территориальные
фонды
обязательного
медицинского
страхования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
До 100 000
рублей
|
7,0 процента
|
0,2 процента
|
3,4 процента
|
10,6 процента
|
От 100 001
рубля
до 300 000
рублей
|
7 000 рублей +
5,3 процента
с суммы, превышающей
100 000 рублей
|
200 рублей +
0,1 процента
с суммы,
превышающей
100 000 рублей
|
3 400 рублей +
1,9 процента
с суммы,
превышающей
100 000 рублей
|
10 600 рублей +
7,3 процента
с суммы, превышающей 100 000 рублей
|
От 300 001
рубля до
600 000
рублей
|
17 600 рублей
+ 2,7 процента
с суммы, превышающей
300 000 рублей
|
400 рублей +
0,1 процента
с суммы, превышающей
300 000 рублей
|
7 200 рублей +
0,8 процента с
суммы, превышающей 300 000 рублей
|
25 200 рублей +
3,6 процента с
суммы, превышающей 300 000 рублей
|
Свыше
600 000
рублей
|
25 700 рублей
+ 2,0 процента
с суммы, превышающей
600 000 рублей
|
400 рублей
|
9 600 рублей
|
35 700 рублей +
2,0 процента с
суммы, превышающей 600 000 рублей
|
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N
57-ФЗ)
Ставки ЕСН для адвокатов установлены п. 4 ст.
241 НК РФ. При этом следует обратить внимание, что для адвокатов предусмотрены
ставки ЕСН в части, уплачиваемой только в ПФР, фонды обязательного медицинского
страхования. Ставки налога, подлежащего зачислению в Фонд социального
страхования РФ, Кодексом не предусмотрены. Более того, согласно п. 1 ст. 245 НК
РФ адвокаты отнесены к налогоплательщикам, не исчисляющим и не уплачивающим
налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 244 НК РФ исчисление и
уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов (их
учреждениями) в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ для налогоплательщиков -
работодателей. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период
страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное
пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных
исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом
"Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. N
167-ФЗ (в ред. от 29 мая 2002 г.). При этом максимальный размер налогового
вычета ограничен суммой налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, которая
начислена за тот же период. Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ исчисление ежемесячных
авансовых платежей по налогу осуществляется в течение отчетного периода, по
итогам каждого календарного месяца, исходя из величины выплат и иных
вознаграждений, осуществленных с начала налогового периода до окончания
соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного
авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период,
определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей и
производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Декларацию по ЕСН должен
представить в налоговые органы сам адвокат. При этом коллегия адвокатов (ее
учреждения) обязана выдать ему справку о суммах единого социального налога,
начисленного и уплаченного за истекший налоговый период. Форма такой справки
утверждена Приказом МНС РФ от 3 апреля 2002 г. N БГ-3-05/173.
Страницы: 1, 2, 3
|