Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Федеральное
агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский
государственный технический университет
Кафедра
финансов и кредита
Сумарокова
Елена Владимировна
Факультет
ИЭФиБ курс 2 группа 114
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Налоги и налогообложение»
На
тему «Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Единый
социальный налог для адвокатов»
Отметка
о зачёте _____________
________________
(дата)
Руководитель
_______________
____________
С.Ю. Угловская
(должность)
(подпись)
(и.о.
фамилия)
_______________
(дата)
Архангельск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
|
3
|
Часть I
1. Налоговая система РФ до
вступления в силу части 1 НК РФ
2. Единый социальный налог для адвокатов.
|
5
14
|
Часть II
1. Классификация налогов (в форме таблицы)
|
19
|
Часть III
1. Налогообложение юридического
лица,
(на примере ООО «Стройреконструкция»)
|
20
|
Заключение
|
25
|
Список использованных источников
|
27
|
ВВЕДЕНИЕ
Под налоговой
системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории
государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность
норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых
правоотношениях, а также имуществом.
Введённая в
действие с 1 января 1992 г. налоговая система РФ была сформирована буквально в
течении нескольких месяцев фактически путём копирования западных налоговых
систем. Созданная таким образом налоговая система России была направлена в
первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при её
формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за
счёт высоких ставок налога, введения большого числа налогов, установление
штрафных санкций и т. д.
При этом
созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень
поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных
государственных расходов.
Налоговые
отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировалась
не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала
громоздкой, сложной и запутанной.
Всё это
потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы России.
В июле 1998г.
была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая часть налогового
кодекса РФ. Принятие первой части Кодекса явилось историческим моментом в
развитии экономических реформ в России.
Однако принятие
первой части НК РФ не обеспечило решения принципиальных вопросов конкретного
применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была
продолжена работа над второй частью Налогового кодекса РФ, которая была принята
в 2000г., и вступили в действие с 1 января 2001г. ещё четыре важнейшие главы
кодекса. Процесс реформирования налоговой системы Росси продолжился и в 2002г.,
приняты ещё три новые главы, а начиная с 2004г. приняты четыре новые главы
Налогового кодекса РФ.
Начатая в 1998г.
принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему
времени практически завершена. В 2004г. приняты законы отменяющие действие
Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие
налоговую систему РФ. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих
в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части
второй Налогового кодекса.
ЧАСТЬ I. 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ ДО
ВСУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ.
В Советском союзе
налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались, как чуждый для
социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными
предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не
может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в
государственном секторе, полностью принадлежит государству».
Из 268,2 млрд.
руб. прибыли, созданной в 1989 г., 98,7 % было создано на государственных
предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет и 64 % оставлено в народном
хозяйстве[1]. Изъятие прибыли
происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы» и
«отчисления от прибыли»), в дальнейшем замененных индивидуальными нормативами
платежей для каждого предприятия.
Появление во
второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных,
кооперативных, с участием иностранного капитала «совместных» и др.), разрушение
идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества
создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как
форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991г. был
введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и
организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на
прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда
колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на
доходы.
Таким образом,
основой налогообложения предприятий уже с 1991г. стал налог на прибыль.
Максимальная ставка налога составляла 45 %, из которых 22 % направлялись в
союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли
вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и
природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные
ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23 %
облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом
данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы
государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня
рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались
повышенные ставки обложения.
Для отдельных
плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных
специализированных и коммерческих банков – 55 %; совместных предприятий при
доле иностранного участника в уставном фонде более 30 % ставка налога на
прибыль составляла 30 %. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в
СССР подлежала обложению также по ставке 30 %. Стимулирование развития
отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения
производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.
Налог на
экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в
результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог
исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в
виде разницы между ценами.
Налог,
регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на
прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между
накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение
средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом.
Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода
текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем
году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного
дохода[2].
Доходы,
получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им
акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных
предприятиях, облагались по ставке 15 %.
Таким образом,
Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно
противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно,
что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей,
бухгалтеров и финансистов.
Введение Закона
«О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с
процессом распада СССР. Парламент России во главе с Президентом Б. Ельциным,
пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» против М. Горбачева, который в
какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть
короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась.
Чтобы перевести крупнейшие союзные предприятия в подчинение Правительству
Российской Федерации, было устроено «президентское перетягивание канатов»
(предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль
уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев ответил на вызов, и предприятиям,
изъявлявшим желание остаться в подчинении союзных министерств, налоговые
ставки также снижались. Естественно, какие-либо экономические основы для этого
отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество
убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от
перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, прежде всего
прибалтийскими, практически полностью обескровил союзный бюджет, который по
сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались
за счет «печатного станка», что привело к безудержной инфляции и пустым полкам
в магазинах.
По расчетам
специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991г. была настолько
велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для
удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР
не хватило бы запасов товаров всего мира.
Приведем
некоторые статистические данные, характеризующие динамику экономики Российской
Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в
комментариях.
Следует отметить,
что в течение длительного периода государственный бюджет СССР практически (по
официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал
стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без
соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины
финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции
1991г.:
• резкое возрастание оборонных
расходов в связи с войной (и ее последствиями) в Афганистане;
• бездумная антиалкогольная
компания середины 1980-х гг. обусловила сокращение налоговых доходов более чем
на 30 %;
• Чернобыльская катастрофа и
ликвидация ее последствий;
• перевод ряда республик
(прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;
• падение собираемости
налогов.
Все это в
значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России
встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную
налоговую систему страны.
В последние
предреформенные годы состояние системы государственных финансов России и
Советского Союза характеризовалось стабилизацией поступлений по основным
бюджетным источникам: платежам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то
же время продолжал увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое положение
государства резко ухудшилось в 1990г., что было связано с эскалацией
социальных выплат, а также с ростом правительственных субсидий после
централизованного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
(осень 1990г.) и оптовых цен на промышленную продукцию (январь 1991г.) при
неизменных розничных ценах. Поэтому в конце 1990г. - начале 1991г. союзное и
республиканские правительства в процессе бюджетного планирования старались
увеличить долю государственных доходов в ВВП. Попытка сбалансировать доходы и
расходы бюджета была осуществлена за счет введения дополнительных налогов:
налога с продаж; налога на фонд заработной платы, поступающего в фонд
стабилизации экономики; за счет повышения ставки отчислений на социальное
страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий;
обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по
завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны были повысить норму
обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие годы
колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.
В новых условиях
согласно бюджетным расчетам должен был резко снизиться удельный вес налогов на
доходы предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества
предприятий (отчислений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем
сокращение доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета статей
предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджетных фондов:
пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.
Как и можно было
ожидать, эти проекты не были реализованы. Политическая ситуация к началу 1991г.
характеризовалась «войной законов» между Союзом ССР и составлявшими его
республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов
законодательные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие
вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были снижены ставки
налогообложения физических лиц, ставки налога на прибыль, налог на продажи
превратился из кумулятивного адвалорного налога (что предполагалось в
проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была
установлена нулевая ставка налога на продажи.
Поступления
налога на прибыль за 1992г. составили 29,5% общего объема доходов
консолидированного бюджета. На величину реального изъятия прибыли предприятий
в настоящее время воздействуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие
за девять месяцев около 110 млрд. руб., с другой – темпы роста заработной
платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты
труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к
тому, что норма изъятия балансовой прибыли увеличилась с 17% в I квартале того
же года до почти 33% за первое полугодие 1992г. В III квартале фактическая
ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев – 37,6%. Следует отметить,
что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно
1\3 намечавшихся бюджетом[3].
На налог на добавленную
стоимость в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в
бюджет, на акцизы – около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную
стоимость и акцизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это
объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быстрым ростом в
феврале и марте, что связано с устранением организационных трудностей при
установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов
роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса
неплатежеспособности предприятий и до некоторой степени – накоплением запасов
готовой продукции.
На 1 января
1992г. просроченная взаимная задолженность предприятий и организаций достигала
34 млрд. руб., на 1 апреля – 780 млрд. руб., на 1 июля –3004 млрд. руб. За
январь - май реализованная продукция составила около 55% общего объема
выпуска, а 38% отгруженной продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в
виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета
предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по
отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная
продукция не учитывается при исчислении облагаемого оборота при уплате НДС так
же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.
Ускорение темпов
роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется
изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи
превышали 300 тыс. руб., должны были начиная с мая уплачивать подекадно не
авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе
фактических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из
обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным
ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов.
Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем
объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков.
Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I
квартале, увеличенных в 2,5 раза.
Страницы: 1, 2, 3
|