Меню
Поиск



рефераты скачать Налогообложение России (анализ, реформы, планирование)


Некоторые итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ до 2000 года


Анализ налогообложения предпринимательской деятельности до 2000 года позволяет подвести некоторые итоги.

Налоговая политика велась таким образом, что для налоговой системы России были характерны большое количество налогов, сборов, отчислений и тяжелое их бремя на предпринимателей. Это подтверждается высоким удельным весом совокупных налоговых выплат в прибыли юридических лиц (по разным оценкам эта доля колеблется от 74 до 85% прибыли). Обусловлено это было не столько ставками налога на прибыль, которые были доведены до среднемировых, сколько принятой системой расчета налогооблагаемой базы в результате невозможности исключить необходимые для ведения бизнеса расходы.

Налоговое бремя предпринимателя стало еще ощутимее в результате косвенных налогов – НДС (основная ставка которого 20%), акцизов, таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. Кроме того, к ним добавился налог с продаж в размере 5%, в результате которого возникло не только двойное, но и тройное обложение.

Указанные налоги увеличиваются на сумму взносов в социальные внебюджетные фонды. В конечном счете, косвенные налоги вместе со страховыми взносами вели к росту цен на продукцию и ослабляли конкурентоспособность. Предприниматель при налогообложении сталкивался со сложностью расчетов, обусловленной нечеткостью формулировок в законе, противоречивостью отдельных статей, а также частыми изменениями в налогообложении, которые не всегда вовремя становились известными налогоплательщику. Права юридических лиц в области налогообложения были ограничены, им тотчас сложно было получить необходимую информацию о налогообложении. Наблюдалось увеличение недополучения бюджетами огромных налоговых сумм в связи с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами отклонений.

Несовершенная налоговая система РФ, непомерная тяжесть налогового обложения сфер хозяйственной деятельности сдерживали экономическое развитие страны, требовали пересмотра налоговой системы.

Началом налоговой реформы стало вступление в силу первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года. Главным направлением реформирования налоговой системы являлось поэтапное (в течение 4 – 5 лет) решение наиболее волнующих бизнес следующих вопросов:

1.      Сокращение количества налогов (прежде всего с юридических лиц), достигающего в ряде регионов нескольких десятков, что осложняло работу финансовых служб предприятий и налоговых органов, путем отмены ряда налогов и объединения других со снижением ставок. Отмена должна была коснуться прежде всего налогов дорожных фондов (которые утратили силу с 1.01.2003 г.) и сбора за использование наименований «Россия» и «РФ». Предполагалось осуществить объединение налога на имущество предприятий и налога на имущество физических лиц, а позднее к ним присоединить земельный налог, в результате чего будет функционировать единый налог на недвижимость.

2.      Отмена многочисленных и особенно редко используемых налоговых льгот, которые затрудняли расчеты налогов и приносили значительный урон бюджетам (12 – 15 млрд. руб. в год), и расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита при обеспечении подотчетности его использования и своевременности возврата.

3.      Пересмотр правил формирования налогооблагаемой базы налога на прибыль и других налогов. Планировалось ликвидировать ограничения при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль всех обоснованных и необходимых для ведения бизнеса расходов, в том числе расходов на рекламу, выплаты процентов, взносов на страхование, обучение персонала, затраты на НИОКР и др.

4.      Пересмотр правил амортизации в сторону  их повышения. Шире использовать методы ускоренной амортизации, особенно в первые годы службы основных фондов.

5.      Сохранение НДС и налога с продаж, поскольку они обеспечивают большее поступление доходов: первый – федерального бюджета, второй – регионального бюджета, но при понижении налога с продаж до 3%.

6.      Улучшение работы налоговых органов в целях обеспечения полного и своевременного получения налоговых доходов в бюджет, а также недопущение налоговых уклонений.

Все эти изменения позволили бы налогоплательщику быть уверенным в соблюдении его прав и в конечном итоге способствовали бы большей привлекательности предпринимательской деятельности в России.

Проведение ответственной налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в поддержание устойчивого роста в период после 1998 года. Начиная с 2000 года федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть. Правительству в основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание резервов, в частности, стабилизационного фонда. Оно также сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институционных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики. Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база расширена. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была сориентирована на изъятие большей части налоговой ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.

С целью прекращения роста внутренних цен и обеспечения условий для их существенного снижения по сравнению с мировыми возможно и необходимо:

— предельно отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов(это элемент так называемого налогового администрирования);

— провести ревизию цен монополистов, включая цены на электро и теплоэнергию;

— обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

Для реализации перечисленных мер необходимо было изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию, используя ограниченный набор довольно примитивных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством.

Принципы и направления налоговой реформы России

начала XXI в.


В своем «Послании Федеральному собранию РФ» от 26.05.2004 года В.В. Путин говорил о необходимости реформирования налоговой системы. Он постарался ответить на вопрос: «Какой должна стать налоговая система после завершения реформы».

Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.

Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.

В-третьих, налоговую систему России нужно сделать более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - боле благоприятной, чем в странах-конкурентах.

Президент говорил и о необходимости снижение единого социального налога, о том, что необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.

Еще один немаловажный вопрос, отмеченный в послании Президента – дальнейшее снижение ставки налога на добавленную стоимость, решение вопроса о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключение налогообложения авансовых платежей.

Масштабная налоговая реформа в Российской Федерации проходит уже несколько лет. Приняты и вступили в силу большинство глав Налогового кодекса РФ. Реформа ориентирована при одновременном сокращении налоговых льгот на снижение номинального налогового бремени, упрощение всей налоговой системы.

В результате можно говорить о том, что налоговая система в Российской Федерации в основном упорядочена и приспособлена к условиям рыночной экономики.

Среди уже сделанного особо следует отметить осуществленное в ходе налоговой реформы снижение налоговой нагрузки на экономику. Достигается этот эффект как за счет резкого сокращения числа «оборотных» налогов, так и за счет снижения налоговых ставок.

Начиная с 2000 г. были приняты решения об отмене большинства налогов с оборота, таких как налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж и др.

Снижение налогового бремени стало возможным благодаря упорядочению структуры налогов и изменению акцентов налоговой политики.

С 1 января 2005 года вступили в силу законы, которые внесли существенные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Самые важные поправки в часть первую НК РФ касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории  Российской Федерации.

Осталось:

десять федеральных налогов

— налог на добавленную стоимость,

— акцизы,

— налог на доходы физических лиц,

— единый социальный налог,

— налог на прибыль организаций,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— налог на наследование и дарение,

— водный налог,

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

— государственная пошлина;

три региональных налога

— налог на имущество организаций,

— налог на игорный бизнес,

— транспортный налог;

два местных налога

— земельный налог,

— налог на имущество физических лиц.

Перечень специальных налоговых режимов остался прежним:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде отдельного налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Не все перечисленные налоги имеют свои главы в Кодексе. Если учесть, что с 1 января 2005 г. введены новые главы НК РФ – 252 «Водный налог» и 253 «Государственная пошлина», то остались без своих глав один федеральный налог и местные налоги: налог на наследование или дарение, налог на имущество физических лиц. Порядок исчисления этих налогов регулируется законами, принятыми до вступления в силу части первой НК РФ.

С 1 января 2005 г. потерял силу Закон  Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», соответственно с этого времени налоги не установленные НК РФ не взимаются (налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация», сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции).

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов, определенных Кодексом, так как указанные платежи носят неналоговый характер. Но начисляют и уплачивают их по-прежнему.

Изменениями в часть первую НК РФ определено, что с 2005 г. региональные и местные власти могут устанавливать порядок, сроки уплаты налога, льготы по ним в рамках, предусмотренных НК РФ.

Подробнее можно остановиться на изменениях, которые произошли при исчислении конкретных налогов.

1. Налог на прибыль организаций. При неизменности ставки налога на прибыль – 24% - распределяется между бюджетами разных уровней он по измененным ставкам: в федеральный бюджет 6,5% (вместо 5% в 2004г.); в региональный – 17,5% (вместо 17% в 2004г.), а ставка в местные бюджеты не предусмотрена. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом не может быть ниже 13,5%.

Повышена ставка по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации. С 2005 г. она согласно Федеральному закону от 29.07.04 № 95-ФЗ составляет 9% при 6% в 2004 году.

Федеральным законом установлены особенности налогообложения эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, которыми в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» являются ипотечные агенты и кредитные организации.

В связи с этим из состава дохода эмитента облигаций с ипотечным покрытием, признаваемых таковыми в целях формирования налоговой базы налога на прибыль, исключены процентные доходы по видам деятельности, непосредственно связанным с выпуском облигаций с ипотечным покрытием, каковыми являются деятельность по приобретению прав требований по кредитам (займам), обеспеченными ипотекой и (или) закладных и выпуск облигаций под обеспечение ипотечным покрытием.

Кроме того, установлено, что доходы ипотечного агента в виде имущества, включая денежные средства, и (или) в виде имущественных прав, полученные им в связи с его уставной деятельностью, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В новой редакции изложен пункт 4 статьи 284 части второй НК РФ, устанавливающий ставки по налогу на прибыль, которые применяются к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

В соответствии с этими изменениями ставка налога в размере 15% распространена на доходы в виде процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после  1 января 2007 года, и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.

Кроме того, Федеральным законом от 20.08.04 № 107-ФЗ установлена новая ставка в размере 9% по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года.

Федеральным законом от 20.08.04 № 110-ФЗ глава 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена положением, устанавливающим, что амортизируемое имущество, полученное от собственника организацией-инвестором в соответствии с законодательством об инвестированных соглашениях в сфере оказания коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течении срока действия инвестиционного соглашения.

2. Налог на добавленную стоимость.

В перечень операций, не подлежащих налогообложением налогом на добавленную стоимость (НДС), Федеральным законом от 20.08.04 № 109-ФЗ включены операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, операции по передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Не являются объектом налогообложения и операции по реализации земельных участков (долей в них).

Таким образом, с 1 января 2005 г. все операции на вторичном рынке жилья не облагаются НДС. Но здесь следует учесть, что и входной НДС нельзя засчитывать. Налогоплательщику стоит помнить, что он может отказаться от этой льготы, представив в налоговый орган соответствующее заявление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.