Меню
Поиск



рефераты скачать Налогообложение России (анализ, реформы, планирование)

Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров, работ и услуг и уплачиваются в процессе их реализации фактически покупателем. Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В настоящее время к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

По периодичности взимания налоги и сборы бывают регулярными и разовыми.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, либо осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость – помесячно или квартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими систему. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта экспорта или импорта товара. Для конкретного плательщика экспортно-импортная операция может иметь непостоянный случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

В зависимости от субъектного состава налоги и сборы подразделяют на три вида:

1.                  уплачиваемые только юридическими лицами (например, налог на прибыль, налог на игорный бизнес);

2.                  уплачиваемые только физическими лицами (налог на доходы, налог на имущество физических лиц);

3.                  смешанные налоги и сборы, уплачиваемые всеми категориями субъектов (транспортный налог, земельный налог, государственная, таможенная пошлина и др.).

III Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – основные исходные положения системы налогообложения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации декларированы в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» следующим образом:

1.      Принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2.      Принцип учета возможностей налогоплательщика по уплате налога – при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

3.      Принцип недискриминации, принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4.      Принцип обоснованности норм налогового законодательства, принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

5.      Принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств.

6.      Принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства – федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах соответственно НК.

7.      Принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные НК.

8.      Принцип определенности правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

В мировой практике налогообложения и построения используются такие принципы и правила: презумпция невиновности, правила совершившегося факта, принцип обложения реально полученного дохода, принцип достаточной информированности налогоплательщика, принцип обложения чистых доходов налогоплательщика, принцип стабильности налогового законодательства, принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков, принцип доступности и открытости информации по налогообложению.

Налоговая политика и налоговое планирование


Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной налоговой политики связана с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных ресурсов государство способствует сбалансированному производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую стабильность. Изымаемые из производства средства направляются на финансирование непроизводственных отраслей и в значительной своей части расширяют совокупный спрос и двигают производство. Стимулирующее значение фискальной составляющей налоговой политики выражается в снижении общего налогового бремени и расширении потенций экономического роста. На каждом конкретном историческом отрезке налоговая политика участвует в решении и тактических задач, проявляясь в отклонении от общего порядка обложения. Исходя из классических принципов налогообложения, справедливость налогов изначально состоит в их равенстве. Поэтому только с проведением определенной налоговой политики возникает необходимость в дифференциации налогообложения. Налоговое регулирование сводится, таким образом, к налоговым льготам. Активная налоговая политика предполагает широкое использование льгот. Однако налоговые льготы имеют негативные стороны – освобождение от налогов одних ведет к переобложению других. Современные теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот. Практическая реализация той или иной налоговой политики в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение различных моделей фискального федерализма и др. История налогов знает примеры ярко выраженного профессионального, сословного, классового, национального характера обложения. Налоговая политика может иметь и межгосударственный аспект: протекционизм, фритредерство, таможенные союзы. Налоговая политика во многом обуславливается общеэкономической политикой государства и часто подвергается незаслуженной критике. В частности, в России на налоги возлагается вся вина за экономический кризис, развал производства, рост цен, бедность. Тесная связь налогов с доходами населения и самыми острыми гранями жизни общества делает их ареной политического противоборства, в ходе которого налогам часто вменяются несвойственные им функции. Поэтому для налоговой политики всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных мер и предотвращения сползания ее в русло популизма и субъективизма.

Составной частью системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики является налоговое планирование. Основная задача налогового планирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридическим лицом – налогоплательщиком.

Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений.

Налоговое планирование проводится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей (ВВП, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей), а также показателями развития экономики субъектов Федерации. Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое планирование.

Оперативное налоговое планирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ (при этом одновременно решается задача подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного – на год – налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки).

Краткосрочное налоговое планирование осуществляется в целях составления проектов федерального, регионального и местного бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России и экономическими органами субъектов Федерации, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным видам налогов. Краткосрочное налоговое планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговых и других экономических органов (в частности, соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах).

Процесс краткосрочного налогового планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных действий экономических ведомств: детального анализа позитивных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства; разработки предложений по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налоговой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней; анализа народнохозяйственных факторов, позитивно и негативно влияющих на поступление налогов в текущем году, и разработки мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций; расчета суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений (на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год); рассмотрения в органах исполнительной власти проектировки налоговых поступлений в составе бюджета (совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны и каждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство) и предоставления после одобрения в органы законодательной власти, где эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующих законов.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое планирование носит вероятностный характер, вместе с тем налоговые показатели в целом по соответствующему бюджету, а также по отдельным видам налогов включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде статей закона о бюджете.

Оперативное и краткосрочное налоговое планирование – две составляющие единого процесса текущего планирования. При этом решаются в основном тактические задачи и создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налоговой политики, которая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного (перспективного) налогового планирования.

При прогнозе социально-экономического развития страны перспективное налоговое планирование используется как метод экономического предвидения. Перспективное налоговое планирование не получило в РФ достаточно полного развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса на 3 года, разрабатываемой в основном на федеральном уровне. При этом долгосрочное налоговое планирование на 5-10 лет не осуществляется.

Процесс планирования налоговых поступлений можно представить в виде схемы:

Министерство налогов и сборов РФ

 
 







Министерство финансов

РФ

 
 





Финансовые управления субъектов РФ

 
 






Важной составляющей налогового планирования является анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов. Однако следует иметь в виду, что при государственном налоговом планировании сложно учесть все особенности налогооблагаемой базы. Это приводит к погрешностям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйствующих субъектов. Например, реальность поступления в бюджет налога на прибыль зависит не только от объема производства, ценовой политики, уровня инфляции, определяющих величину прибыли от реализации произведенной продукции, но и влияния на конечный результат операционных внереализационных доходов и расходов. В частности, курсовых разниц, налогов, относимых на финансовые результаты и др., способных привести к потере или значительному сокращению объекта налогообложения и, соответственно, к потерям бюджетных доходов. Очевидно, решение этих задач невозможно без широкого использования прогрессивных компьютерных технологий при обработке информации, которой располагают налоговые и другие государственные органы. Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра налогоплательщиков и общей информационной системы налоговых, финансовых и иных органов, отвечающих за исполнение доходной части бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.