Налогообложение прибыли предприятия
Министерство образования
Российской Федерации
Тульский колледж технологий, экономики и права
Работа защищена
с оценкой ____________
________ М.В. Вахорина
«__» ___________ 2007г.
Курсовой проект
по дисциплине «Налоги и сборы
с юридических лиц»
Тема: «Налогообложение
прибыли предприятия»
Выполнила:
студентка группы 3-04 «Ф»
Щукина Е.С.
Проверила:
Вахорина М.В.
2006/2007 уч. год
г. Тула
Министерство образования
Российской Федерации
Тульский колледж технологии,
экономики и права
Согласовано
Протокол № 4 «9» января 2007 г.
Председатель ________ Н.А. Сидякова
Задание
к курсовому проектированию по дисциплине:
«Налоги и сборы с юридических лиц»
студентки группы 3-04 «Ф» Щукиной Екатерины Сергеевны
1.
Тема работы:
Налогообложение прибыли предприятия
2.
Срок сдачи законченной
работы: 10 марта 2007 г.
3.
Календарный план
выполненной работы: 12 января – 12 марта 2007 г.
4.
Содержание курсового
проекта:
Введение
Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации
1.1.
Налоги в системе рыночных
отношений.
1.2.
История возникновения
налога на прибыль.
Глава 2. Характеристика налога на прибыль.
2.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на
прибыль.
2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки
уплаты налога.
Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц.
Заключение
Список литературы
Приложения
Графическая работа по теме «Налогообложение прибыли предприятия»
Студентка
_______________ Е.С. Щукина
подпись
Руководитель
_______________ М.В. Вахорина
подпись
Содержание
Глава 1. Общие понятия
налогов в Российской Федерации................................... 6
1.1. Налоги в системе
рыночных отношений......................................................... 6
1.2. История
возникновения налога на прибыль.................................................. 14
Глава 2. Характеристика налога на прибыль......................................................... 17
2.1. Плательщики,
объект обложения и налоговая база налога на прибыль........ 17
2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок
исчисления и сроки уплаты налога................................................................................................................................. 23
Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц................................ 36
Заключение............................................................................................................ 54
Список литературы................................................................................................ 55
Приложения........................................................................................................... 56
Графическая работа по теме: «Налогообложение прибыли
предприятия»
Введение
Применение налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -
правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Налог на прибыль юридических лиц установлен
налоговым законодательством всех развитых стран мира. В
настоящее время он является самым существенным источником пополнения
государственной казны, на долю которого приходится около 30 % доходов
федерального бюджета.
Этими причинами подтверждается актуальность данной
темы исследования.
Объектом настоящего курсового
проекта является налог на прибыль организаций и предприятий Российской
Федерации.
Цель работы заключается в рассмотрении принципа
налогообложения прибыли и подробном изучении данного налога по каждому из
элементов.
Задачи курсовой работы:
1.
Изучить исторические предпосылки возникновения
налога на прибыль в России и проследить этапы его развития.
2.
Рассмотреть основные характеристики и значение
налога на прибыль в современной экономике.
3.
Произвести анализ расчета налогов, взимаемых с
юридических лиц на примере предприятия ЗАО «Стройсервис».
Данная курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе будут приведены основные налоговые
термины, а также функции и классификация налогов и сборов. Здесь же будет
рассматриваться экономическая природа и история развития налога на прибыль в
России.
Вторая глава полностью посвящена изучению самого
налога на прибыль, а именно в ней раскрываются основные элементы налога:
плательщики, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок
исчисления и сроки уплаты налога.
Третья глава является расчетной. В ней приводится
практическое налогообложение юридического лица, а также сравнительный анализ
перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения.
В качестве приложений в
данном курсовом проекте используется налоговая декларация по налогу на прибыль.
Кроме того, к данному проекту прилагается графическая работа, выполненная в
виде схемы по элементам изучаемого налога.
Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации
1.1.
Налоги в системе рыночных отношений.
Налоги представляют собой обязательные платежи,
взимаемые центральными и местными органами государственной власти с
юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.
Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано
существование государства. Налоги – это экономическая база содержания
государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Функции налогов
выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Выделяют
три важнейшие функции налогов: фискальную, регулирующую, или распределительную
и социальную.
Все
функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они
взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое
целое.
Фискальная
функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого
налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так
как главное предназначение налога — образование государственного денежного
фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания
материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций
— обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и
ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
Наиболее
тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или
распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как
особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в
обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через
бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет
финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет
финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих
общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов
государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению,
а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по
регионам страны.
Устанавливая
систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение
доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее
обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена
социальная функция налогов.
Выделяют следующие юридические признаки налога:
·
публичность;
·
законность установления;
·
процедурный характер взимания;
·
абстрактность;
·
индивидуальная безвозмездность;
·
безвозвратность;
·
принудительность изъятия.
Пошлины и сборы в финансовом плане менее
значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных
государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).
Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК
РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических ли,
уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно,
сбор не является налогом. Это плата за право пользования или право
осуществления деятельности.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это
понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила
налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов.
Большое количество налогов группируют
по следующим основным признакам:
§
административный
признак;
§
назначение;
§
место
взимания;
§
способ
взимания;
§
источник
платежа;
§
степень
обложения.
По административному
признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют, естественно, федеральные
налоги (устанавливаются Федеральным Собранием РФ): налог на прибыль предприятий
и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и
другие. Только перечисленные выше четыре федеральных налога дают 50%
поступлений в федеральный бюджет. Всего насчитывается 16 федеральных налогов.
Статус федеральных налогов определяется федеральным законодательством, хотя
строгого разграничения налогов по рассматриваемому признаку нет. К федеральным
налогам относятся таможенные пошлины, плата за недра, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, спецналог, транспортный налог с предприятий,
учреждений, организаций (кроме бюджетных) и другие.
Региональные
налоги - это налоги субъектов Российской Федерации, т.е. налоги
национально-государственных и административно-территориальных образований
(республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных
округов). К ним относятся налог на имущество предприятий, плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, отчисления
на нужды образовательных учреждений и другие. Перечень региональных налогов
определен федеральным законодательством, установлена также предельная ставка
налогов, но субъекты РФ могут устанавливать иную, меньшую ставку.
К местным налогам
относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и
другие. Удельный вес многочисленных местных налогов в общей сумме налогов
невелик.
По назначению
различают налоги общие и целевые. Общие формируют доходную часть бюджета и
расходуются на любые цели, определяемые при утверждении соответствующих
бюджетов. К общим относится налог на прибыль, на добавленную стоимость и
другие. Целевые (специальные) налоги (или сборы) предназначены для определенных
целей, установленных при их введении. К ним относятся образовательный налог,
земельные налоги, дорожные налоги, сбор на содержание милиции и другие.
По месту взимания
различают налоги, взимаемые у источника доходов, у владельцев доходов и при
реализации товаров. У источника взимаются, например, налоги на дивиденды по
акциям акционерных обществ. Обязанность удержания этих налогов и перечисления
их в бюджет лежит не на получателе доходов, а на организации, начисляющей их.
Примером налога,
взимаемого у владельцев дохода, является налог на прибыль предприятий и организаций,
ответственность за его уплату несут юридические лица, имеющие прибыль.
Примером налога,
взимаемого при реализации товаров, служат налог на добавленную стоимость.
Приобретая товары и оплачивая их стоимость, включающую сумму налога, покупатели
одновременно платят налог, но сборщиком его в этом случае является продавец
товара, он несет ответственность за перечисление налога в бюджет.
По способу
взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают
непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика, а косвенные налоги
включаются в цены товаров и услуг, они полностью оплачиваются потребителями.
Прямых налогов платит больше тот, у кого больше доходов, а косвенных - у кого
больше расходов. Прямыми являются налог на прибыль, подоходный налог с
физических лиц и другие. Косвенными являются налог на добавленную стоимость,
таможенные пошлины, акцизы.
Важное значение для
предприятия имеет источник платежа. Одинаковые по размерам налоги
характеризуются различной тяжестью для предприятия в зависимости от источника
платежа: себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности,
балансовая прибыль, чистая прибыль и выручка от реализации продукции.
По степени обложения
налогоплательщиков различают налоги:
1. Прогрессивные
2. Регрессивные
3.
Пропорциональные
Прогрессивными
являются налоги, по которым тяжесть налогообложения (ставки налоговых платежей)
возрастает с ростом размеров доходов или иной облагаемой налогом базы, объекта
налогообложения.
Регрессивными
являются налоги, когда тяжесть обложения снижается с ростом доходов или
увеличение иного облагаемого налогом объекта.
При пропорциональном
налогообложении ставка налога не меняется в зависимости от размеров облагаемого
налогом объекта, т.е. сумма налога возрастает пропорционально росту сумы дохода
или величины иного облагаемого налогом объекта. Пропорциональными налогами
являются налог на прибыль, налог на имущество и другие.
По каждому налогу
законодательством определены присущие ему элементы.
1. Субъект налога или
налогоплательщик.
Налогоплательщик — это то
лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать
налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом
налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или
носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|