Музыку как
средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и
Пифагором развивал Аристотель. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе,
в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах
воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана
концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя
древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По
мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного
переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе
глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей
частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной
жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в
общем, и до настоящего времени, разрушается при наличии самых разнообразных
конкретных мелодических приемов, ведущих к нравственному и психическому
здоровью.
Аристотель
подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином
направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и
размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению.
Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека
оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный. Фригийский лад
воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и
размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось
сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском
ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого
поколения не допускать.
У античных авторов
мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое
состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки
и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл
приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим
пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц.
Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не
шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние
звуками труб и барабанов.
Демокрит,
известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных
заболеваниях.
В библейской
истории также можно найти примеры воздействия музыки на человека. Так,
библейский пророк Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски своим пением и
игрой на кифаре.
В китайской
натурфилософии, представленной в литературном памятнике «Люйши чуньцю» (3 в. до
н.э.), музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые
привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры,
нормы, иерархии, для гармонизации общественной жизни. Причины, вызывавшие
дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях
двух видов - «янь» и «инь». При помощи музыки достигалась гармонизация этих
двух видов энергий, устранялся хаос и восстанавливался космический и
общественный порядок.
В древнем Китае
музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук,
обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа (цзюнь-цзы)
как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знанием
ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к
человеку образованному. «Благородный муж» никогда не расставался с музыкальным
инструментом. Наличие такового считалось его видовым признаком. Известно, что
Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент типа цитры)
в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и
самообладание перед лицом смертельной угрозы.
В Индии, как и в
Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства.
В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хруум»,
«хриим», «храйм», «храум», «хра» - и магический звук «ом» использовались для
лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при
произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению.
В истории
человечества была эпоха, которая заложила основы современного искусства. Это
эпоха, которую для краткости называют античностью, сформировала целый комплекс
культурных предпосылок и современной музыки. Наибольшую роль сыграли в этом
отношении античная Греция и Древний Рим.
Основные понятия,
которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции:
гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само
слово «музыка» греческого происхождения.
Музыка
по-гречески - «искусство муз». У греков была музы лирики и муза танцев, муза
комедии и трагедии, муза истории и даже астрономии. Но не было музы, которая
отвечала бы за музыку. Все они, во главе со своим предводителем Аполлоном,
занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все
искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы
и воды в единое гармоническое целое - космос.
Музыка никогда не
рассматривалась в античной культуре «сама по себе», вне связей с другими
искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей, она может
показаться и однообразной и примитивной. «Но музыка вместе с танцами, ритмом и
пением приближает нас к богам»,-говорили греки. А через танец музыка
соединялась с пластикой и живописью, через слово - с поэзией и красноречием.
Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное
воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего
проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее.
В основе
античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен
и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и
наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и
человеком - созвучие (симфония).
Исходя из того,
что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к
познанию мира и познанию человека. Если мир гармоничен и находится в вечном
движении, он должен вечно и непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого
звука? Может быть, они привыкли к нему с детства? Может быть, по невежеству не
знают и не догадываются о его существовании? Или эту музыку заглушают для них
шумы повседневной жизни? А может быть, просто их слух лишен необходимой
остроты, а ум - сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет преодолеть все
эти препятствия, сможет услышать эту гармонию, настроиться в соответствии с нею
и жить с нею в лад. В этом состоит существо мудрости. Обычный же человек лишь
случайно или по научению может оказаться в ладу с миром, то есть в правильном
настроении. Главным средством такого научения и является музыка, созданная по
законам Вселенной и советам мудреца. В повседневной жизни человек легко
утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются плохо
настроенной лире. Звуки ее становятся все фальшивее, пока она не приходит в
полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело и такую душу, состоит
именно в том, чтобы восстановить гармонию. Лечить - значит для каждого человека
находить музыку, способную перевести его из разлада с миром в гармонию с ним.
Живя в согласии с
природой, греки лишь продолжали ее музыку в своей, когда пронизывали свою жизнь
звуками лиры и флейты, поэзией и песней, танцами и плясками. Истинная
музыкальность состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну
подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою душу и жизнь законам ритма
и гармонии. Музыкально воспитанный человек «очень остро чувствует всякое
упущение, плохое качество работы», - говорил Платон. Нет, видимо не зря музыка
рассматривалась в классической Греции не только как источник радости и
наслаждения, но и как «главная составная часть воспитания».
Всего лишь
столетие назад большинство русских людей росло под звуки деревни. А сейчас и
звуки эти стали иными, и большинство уже растет в звуковой атмосфере города.
Непрерывный и
напряженный шум моторов, лязг и скрежет железа, глуховатая, тонущая в этом
хриплом хаосе речь взрослых, звонкие, еще пока прорезающие шум детские голоса.
Чириканье и щебет городских птиц слышны разве что по утрам, а листва деревьев и
вовсе давно утратила голос.
Вечером
включаются телевизоры, приемники, магнитофоны. В дома и на улицы приходит
музыка. Музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Вам классику?
- пожалуйста. А вам рок или поп? - на соседней волне.
Жаль, что,
сталкиваясь в пространстве, даже две хороших музыки легко становятся простым
шумом, а три или четыре - шумом невыносимым, рядом с которым куда музыкальнее
даже деловитое гудение машин.
И только ночью
наступают мгновения, когда город наслаждается музыкой тишины. Ах, если бы
вокруг нас звучала только та музыка, которая музыки тишины!
Музыка, как и
всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. После хорошего концерта оно
хранится годами, а после исключительного - всю жизнь. И все же главное не в
этом! Главное в том, что удовольствие это делает человека умнее и нравственнее,
облагораживает его и возвышает. Конечно, это редко бывает «сразу», хотя и такие
случаи известны. Конечно, этого может и вовсе не быть, если концерты посещаются
не ради удовольствия, а ради престижа или эрудиции, но обязанности или в погоне
за модой.
При редких
встречах с музыкой подлинное удовольствие и возникает редко, и хранится
недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно
превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и
действовать. И в этом разворачивающемся светлом кругу ускоренным темпом идет
саморазвитие, выявление и духовное возвышение личности.
Почему
художественное, музыкальное удовольствие побуждает человека к творчеству? Да
просто потому, что она на мгновение, на час или на день собирает в одно целое
все его мысли и чувства, все его духовные и физические силы, а это и есть то
состояние, в котором творчество становится желанным и простым делом.
Многие художники,
поэты и даже музыканты любят слушать музыку, готовясь к собственному
творчеству.
Помимо
очеловечивания, возвышения и побуждения к творчеству, музыкальное удовольствие
способно еще и объединять, сплачивать и сближать людей, начиная с танцующей под
музыку пары молодых людей и кончая человечеством.
Музыке, которая в
прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале,
а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась
возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал
приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры подготовленные к
встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем
исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию
людей.
Наиболее активная
часть потребителей музыки - молодежь, преимущественным вниманием которой
последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки.
Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и
радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то
часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские
шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам.
Поскольку радио и телевидение - неотъемлемые элементы современного музыкального
быта, поскольку нельзя не видеть связи между репертуаром транслируемой музыки и
состоянием бытовой музыкальной культуры.
Для слушания
музыки как искусства недостаточно того, чтобы играли музыканты и пели певцы,
нужны выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда каких-нибудь 30 минут
звучания моцартовской симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет
восприятия нейтрального музыкального шума.
Наверное, есть и
такая музыка, которая и рассчитана на рассеянное восприятие ее между прочим. Во
всяком случае, потребность в такой музыке есть. Композиторы XVIII века писали немало музыки для обедов
и пиров или прогулок по парку. Музыканты, исполнявшие эту музыку, искусно
прятались в кустах, заменяя соловьев и канареек для светской толпы, движущейся
по аллее или плывущей по лону вод в украшенной цветами лодке.
Теперь прогулки
под музыку доступны всем. Только место музыкантов заняли мощные
громкоговорители. Такая садово-прогулочная и застольная музыка похожа на
красивые обои и праздничное освещение. Она помогает создать атмосферу гуляния,
и за это ей, разумеется, спасибо. Но это еще не та музыка, которая в полной
мере является искусством. Хотя бы ее писали великие композиторы. Настоящее
искусство - результат высшей концентрации духовных сил композитора и
музыкантов, и оно требует такой же концентрации и от слушателей. Такой
способности напряженно и внимательно слушать не требует, но зато и не развивает
никакое другое искусство. На мгновение отвлекшись от рассматривания картины или
чтения стихотворения, вы можете вернуться и начать восприятие сначала. В музыке
все мгновенно и необратимо. В этом смысле ее восприятие можно было бы сравнить
с самыми душевными моментами человеческого общения. Если вы рассказываете о
чем-то важном, а человек один раз зевнул и два раза отвлекся, то вряд ли вам
захочется еще когда-нибудь поделиться с ним своими искренними чувствами.
Настоящий музыкант (или певец) в течение целого концерта ведет с нами беседу
высочайшей задушевности. Воспринимать такую беседу по законам нейтрального фона
или развлечения было бы бездушно, бесчеловечно. Разумеется, такие музыканты и
певцы еще не составляют большинства, но именно они делают музыку искусством.
Поэтому очень важно, чтобы при выборе музыка для слушания дома именно такие
певцы и музыканты были в центре нашего внимания.
Конечно, можно
увлекаться детективами, а Тютчева или Толстого читать в редкие минуты для души.
Так и в музыке можно часами крутить какой-нибудь популярный шлягер. Главное,
чтобы были и редкие минуты встречи с музыкой для души. А уж она постепенно все
поставит на место. Такая музыка, правда, не преобладает ни на радио, ни на
телевидении, и уже поэтому рано или поздно возникает потребность приобретать
пластинки с записями любимых композиторов, исполнителей, любимых произведений.
Интерес к
современной, к новой музыке в музыкальном быту семьи является одним из ключевых
звеньев всей нашей музыкальной культуры. Интересуясь новой музыкой, понимая ее
поиски и радуясь ее достижениям, поддерживая лучшие из ее результатов, простые
любители музыки становятся подлинными соучастниками ее творческого развития.
Как известно, во
всяком деле труднее всего начало. Накопив опыт общения с серьезной музыкой,
легче уже разобраться, что к чему, сталкиваясь с новым или с незнакомым
произведением. Но для первого знакомства опасно столкновение с непонятной,
неудачной или просто плохой музыкой, особенно если за ней закрепилась
завышенная по разным причинам оценка. Таких произведений и в современной, и в
старой музыке немало. Но есть, конечно, и такие произведения, которые способны
сразу захватить и самых начинающих любителей музыки. Это, например: «Полонез»
М. Огинского, «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Болеро» М. Равеля, «Лунная соната»
Бетховена, «На тройке», «Баркарола», «Осенняя песнь» П. Чайковского,
«Рондо-каприччиозо» К. Сен-Санса, Соль-минорная симфония В.Моцарта, «Рассвет на
Москве-реке» М. Мусоргского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, первые части
фортепианного и скрипичного концертов П. Чайковского, романс из музыки к
кинофильму «Овод» Д. Шостаковича, Второй фортепианный концерт С. Рахманинова,
музыка к пушкинской «Метели» Г. Свиридова. Для приобщения детей к современной
серьезной музыке С. Прокофьев специально написал симфоническую сказку «Петя и
волк».
Помимо живого
слова музыкантов и знатоков музыки, к ее пониманию нас приближает литература о
ней.
Для развития
музыкальной культуры крайне важны работы, доступные любителям музыки, способные
помочь формированию публики и музыкальному воспитанию детей. Таковы, например,
работы Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева. Ярко и интересно писали о
музыке выдающиеся музыканты и исполнители. Достаточно назвать имена
Ф.И.Шаляпина, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза. К счастью, как правило, просто и
доходчиво, образно и стилистически увлекательно писали о музыке сами
композиторы: А.Серов, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Д.Шостакович,
Д.Кабалевский, а из зарубежных - Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др. Бесценны
для понимания музыкального творчества и музыкальной культуры в целом письма
композиторов, из которых наряду с письмами Шумана, Берлиоза и Верди назовем
письма М. Мусоргского, П. Чайковского. Разумеется, мы не собираемся исчерпать
имена, нам хотелось бы только, чтобы первое знакомство с литературой о музыке
не стало бы для любителя музыки и последним и чтобы это знакомство сделало
слушание музыки глубже и разносторонней. Хорошая книга о музыке в семейной
библиотеке так же незаменима, как записи и пластинки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|