Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Министерство образования Ставропольского
края
Ставропольский
государственный педагогический институт
Факультет
искусств
Кафедра
общей и дошкольной педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: механизмы достижения катарсиса у детей
младшего школьного возраста на уроках музыки
студента 5 курса И 5- М группы
очного отделения
Блужиной Юлии
Вячеславовны
Научный руководитель:
старший преподаватель,
кандидат педагогических наук
Сорокопуд Юнна Валерьевна
Рецензент:
доцент,
кандидат исторических наук
Косов Геннадий Владимирович
Ставрополь
2003
Содержание
Введение..............................................................................................................5
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия
музыкального про-
изведения в трудах отечественных
исследователей.
I.1. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие лич
ности.........................................................................................................................9
I.2. Сущность и особенности восприятия музыкального
произведения.................21
I.3. Анализ понятия «катарсис» в
музыке..................................................................38
Глава II. Экспериментальное исследование механизмов
достижения млад-
шими школьниками катарсиса в музыке.
II.1. Цель и методика констатирующего
эксперимента..........................................43
II.2. Характеристика формирующего
эксперимента..............................................48
II.3. Результаты контрольного
эксперимента..........................................................51
Заключение.........................................................................................................53
Литература..........................................................................................................56
«Рассматриваю
музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств
трогать души и возбуждать чувства»
Глюк.
«Музыка – откровение более
высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать огонь
из души человеческой.
Музыка – народная
потребность»
Людвиг ван Бетховен.
«Восприятие музыки - это
познание самого себя»
Ф.Лист.
Введение.
Современное образование рассматривается как
сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его задачей является
воспитание человека, ориентированного на понимание, признание и принятие
другого человека. Задачи гуманизации педагогического процесса и аксиологический
подход к нему требуют создание атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения
необходимых условий для его полноценного развития. Для этого важную роль
отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что
музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.
Музыка есть
совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных
оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний,
настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения
прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств,
отношений.
«Музыка переносит
нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в
область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки
становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные
переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р.М.
Чумичева).
Активное
восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в
самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве.
Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично
удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях
жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия
музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и
поведения человека.
Музыка как вид
искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике
постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного
общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или
структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое
переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или
горю, дружбе или вражде».
У ребенка в
процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до
которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После
завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону
своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки
дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно
ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством
воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах
Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.
Проблема
достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения привлекает
внимание исследователей в разных странах мира. Несмотря на многочисленные
работы в этой области, все же перед педагогами встает целый ряд малоизученных
вопросов, и среди них выделяется такой как исследование механизмов достижения
катарсиса при восприятии музыкального произведения. Этот вопрос является остро
актуальным и именно он лег в основу нашего исследования.
Успех
музыкального развития детей зависит в первую очередь от личности педагога, от
использования им методов и приемов обучения, форм организации музыкальной
деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего – от качества
используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания. Важно
использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку:
это прежде всего классика и народная музыка, которые способствуют достижению
необычайно сильных переживаний, которые, другими словами, Аристотель назвал
«катарсисом».
Наша современная
жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. Она звучит не менее половины
радиовремени с раннего утра до поздней ночи. На телевидении музыкой
сопровождается едва ли не любая немузыкальная передача. И как часто вместе с
этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в
нейтральный, практически не воспринимаемый шум. Старшим нравится, когда этот
шум потише, младшим – когда он погромче. Но в том и другом случаях результатов
от длительного искусства никаких. А то даже и отрицательные. Люди просто
отвыкают слушать музыку всерьез. Сейчас учащиеся практически не слышат
настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает
в большинстве лишь музыка низкопробная, рассчитанная на человека с низкой
культурой. И такая музыка звучит практически везде.
Поэтому
необходимо уделить этой проблеме больше внимания, а именно, построить свою
деятельность так на уроках музыки, чтобы дети научились слышать, могли
«увидеть» глубину музыкального произведения и понять те чувства, которые хотел
передать композитор, а через это получить «успокоение» и художественное
наслаждение.
Цель работы: изучить пути и
условия развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при
восприятии музыкального произведения.
Объектом исследования является
педагогический процесс формирования катарсиса у младших школьников при
восприятии музыки.
Предметом данного исследования
является содержание и методика развития катарсиса у младших школьников.
Анализ
отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы
по изучению проблемы достижения катарсиса и данные собственных исследований
позволили выдвинуть гипотезу исследования: если проблема
достижения «пикового» состояния при восприятии музыкального произведения на
современном этапе столь глобальна, то, возможно, следует подойти к ее решению
таким образом, чтобы разработать содержание художественно-эстетической
деятельности, наполненное ценностями музыки, как вида искусств и отражающее мир
знаний человека.
В работе
поставлены и решаются следующие задачи:
·
изучить
работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов,
физиологов, музыкантов-педагогов;
·
разработать
содержание уроков по достижению катарсиса у детей младшего школьного возраста в
процессе восприятия музыки.
Специфика объекта
и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:
o
теоретический
анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем,
обозначенных задачами исследования;
o
наблюдение
за процессом достижения катарсиса младших школьников;
o
тестирование
детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;
o
анализ
продуктов детской деятельности;
o
протоколирование
высказываний и пояснений детей;
o
опытно-экспериментальная
работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
Экспериментальной базой
исследования являлся лицей № 16. В эксперименте принимало участие 20 человек -
дети младшего школьного возраста.
Глава I. Теоретический анализ проблемы
восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей.
I.1. Аксеосфера музыкального
искусства и ее влияние на развитие личности.
Издавна музыка
признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его
духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что
музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок
делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Доказано, что
музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже
внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека:
музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие
ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.
Музыка как вид
искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания
развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в
самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного
общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или
структурные элементы, а «социальные чувства человека и эстетическое переживание
заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе
или вражде».
Музыкальное
искусство через общение, диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни,
обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять
социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные
ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и
приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке
вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальным
произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает
гармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее
высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению как в целом
своей жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с тонким
эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений.
О огромном
значении музыки мы можем найти уже в трудах античных философов. Так, например,
одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой
понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных
проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и
в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже
оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт»,
античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к
ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской
гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным
ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в
оркестре, отведена своя роль.
Пифагором, по
свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых
на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были
мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против
раздражения, гнева и других душевных недугов.
По мнению другого
греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую
зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для
государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход
от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей
проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады
обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его
последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая
помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой
собственный мир как единство с полисной общиной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|