Этот порядок определен
Уставом службы на рыбопромысловом флоте Российской Федерации, знание, и строгое
соблюдение которого является первой обязанностью каждого работающего на
рыбопромысловом флоте.
Все
лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого
соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения
своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума;
прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки,
обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской
комиссии о годности по здоровью.
Труд экипажа
организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством,
КТМ и настоящим Уставом.
Все
судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение,
промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их
надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в
надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.
Лица,
обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также
пользующиеся техническими средствами бытового назначения, независимо от того, в
чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и
сохранность.
Должностные
обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются
должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.
Все члены экипажа
в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.
Судовые службы
обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых
технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа
и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую,
судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на
учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство
службами возлагается на лиц командного состава. Основой организации службы на
судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов
экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.
На судах должны
быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по
заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни
экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его
безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах по
усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания {по бункеровке
судна в борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).
Охрана
человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по
организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести
судна предусматривает: постоянное поддержание судна, его устройств, технических
средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность
судна и его мореходность;
надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе
за живучесть; постоянное наличие на борту количества экипажа, способного
обеспечить борьбу за живучесть.
Аварийно-спасательное
и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам
судового экипажа и должно храниться на штатных местах.
На
судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости,
вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью
корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка
балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения
капитана.
Общее руководство
борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне
капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный
помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном
отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации
борьбы за живучесть из членов экипажа создаютс постоянные аварийные партии
(группы), которые возглавляютс начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе
за живучесть всех лиц, находящихся на судне.
Основой
организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам.
Установлены следующие виды судовых тревог:
общесудовая -
объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно
подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения
поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну;
взрыва, возникновения пожара либо обнаружения его признаков: дыма и запаха
гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;
"Человек за
бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт
или обнаружении человека (людей) за бортом;
по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его
указанию.
Установлены
следующие сигналы судовых тревог:
-
общесудовая
- непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 секунд, повторяемый 3-4 раза;
при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;
-
"Человек
за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей
продолжительностью не менее 15 секунд, повторяемый 3-4 раза; продолжительность
одного сигнала не менее 5-6 секунд;
-
по
оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один
продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 34 раза.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой
свисток, тифон, сирена и другие средства. Сигналы тревог сопровождаются
командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово
"учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или
по трансляции.
Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и
утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности,
фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а
также взаимозаменяемость. По общесудовой тревоге определены обязанности членов
экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи,
наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса
судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за
живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка. По тревоге
"Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению
человека (людей) и оказанию ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт
не производится. Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов
экипажа и лиц, находящихся на судне в части: подготовки к спуску и спуска
спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием,
посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи
между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь
обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.
При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов,
журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и
других ценностей.
Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных
местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его
обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на
судне лиц, вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по
тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны
высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с
иллюстрациями.
Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на
судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в
сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности
мореплавания.
Курение на судне разрешается только в отведенных для этого местах.
Членам экипажа не разрешается:
перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а
также груз, принадлежащий членам экипажа;
выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать
нефтепродукты и загрязненную ими воду;
купаться с борта судна без разрешения вахтенного помощника капитана.
Членам судового экипажа запрещается распивать спиртные напитки и
находиться на судне в нетрезвом состоянии.
Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться
только по разрешению капитана или старшего помощ-
ника капитана. Наблюдение за безопасностью проведения указанных
мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана.
Глава 4. ОБЪЕКТЫ
И РАЙОНЫ ПРОМЫСЛА.
Рыбные запасы
(рыб, беспозвоночных, водорослей, млекопитающих), формирующие сырьевую базу по
своей изученности, вовлеченности в промысел, международно-правовым аспектом, подразделяются
на две крупные группы - реальные и потенциальные.
Рыбные запасы
пресноводных водоемов, морских внутренних вод, территориального моря,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также
совместные запасы и конвенционные, из которых России на постоянной основе выделяют
национальные квоты, относятся к группе эксплуатируемых реальных.
Рыбные запасы,
раннее осваиваемые Россией в Мировом океане, но в 90-х годах не изучаемые и не
осваиваемые, а также те, освоение которых прекратилось в связи с окончанием
межправительственных соглашений (например, Марокко), относятся к категории потенциальных.
К ним можно отнести и квоты, которые выделяются АНТКОМом для всех стран
(олимпийская система), поскольку практически российские суда в последние годы
почти (за исключением единичных судов) не участвуют в этом олимпийском
промысле.
В пресноводных
водоемах возможный вылов должен составить 185 тыс. т, включая 64 тыс. т за счет
товарного рыболовства.
В ИЭЗ России и
континентальном шельфе суммарное ОДУ 3.6 млн. т (против 4.3 млн. т в 2001 г).
Основное снижение
ОДУ произошло за счет уменьшения ОДУ рыб в 2002 г. до 2.9 млн. т, что на 775
тыс. т меньше, чем в 2001 г. Основная причина этого - существенное изменение
ОДУ наиболее эксплуатируемых запасов. Так, ОДУ минтая с 1.68 млн. т в 2001 г.
снизится до 0.93 млн. т в 2002 г., ОДУ трес
ки ДВ со 138.4
тыс. т до 104.72 тыс. т, ОДУ сельди ДВ с 410.4 тыс. т до 361.7 тыс. т.
Резкое снижение
ОДУ минтая связано с падением величины запасов в Беринговом и Охотском морях. В
Наваринском районе Берингова моря резкое снижение запаса минтая произошло из-за
неконтролируемого иностранного промысла (перелов в ходе которого оценивается в
4-5 раз против их квот), перелов квот российскими судами, чрезмерных ОДУ в этом
районе в 1997-2001 гг. Эти ОДУ в последние годы уже не осваивались из-за
падения вылова на усилие и нерентабельности промысла (табл. 4). Дальнейшая
практика высоких ОДУ в уповании на то, что мы облавливаем в этом районе только
американский минтай, приведет к полному истреблению российского запаса. О
состоянии этого запаса хорошо говорит общий вылов и декадный рост уловов в
разные годы (табл. 4). Из таблицы видно, что с 1999 г. декадный вылов упал в
4-8 раз.
В Охотском море
неконтролируемый иностранный промысел, переловы квот вылова российскими судами,
а также массовые выбросы молоди минтая в последние годы (в этом году от 50 до
70-80%) привели к снижению запаса минтая в 5-6 раз по сравнению с началом 90-х
годов. Кроме того, в последние 2-3 года в основном добывали впервые созревающий
минтай. Так, в путину 2001 г. до 60% икры представленной российскими
судовладельцами на торги состояли из ястыков с навесками 10-30 грамм. Таким
образом, наш промысел минтая в своей основе не рационален, мы не даем поколению
стать половозрелым и уничтожаем его с минимальной экономической выгодой.
Однако при оценке
ОДУ рыб в 2.9 млн. т следует учитывать, что часть ОДУ дана по экспертным
оценкам и ОДУ этих рыб никогда не осваивались. К таковым относятся (табл. 3) -
60 тыс. т тунца в ЮКР, акулы и скаты - 7 тыс. т, макрурус - 47 тыс. т, песчанка
- 7 тыс. т, мойва - 86 тыс. т, сайра - 155 тыс. т (в последние годы освоение
3-5 тыс. т).
Также не
осваивались малоценные камбалы - звездчатая, колючая и др., около 30-50 тыс. т.
Ежегодно учтенный вылов трески ДВ ниже ОДУ, но резкое
снижение запасов
и преобладание в запасах маломерной трески указывает, что эти запасы, как и
запасы минтая, в последние годы перелавливались. Ежегодно по учтенному вылову
недоосваивается сельдь охотская и корфо-карагинская. Следовательно, из суммарного
ОДУ рыб в ИЭЗ в 2002 г. необходимо отнять не менее 400 тыс. т, чтобы получить реальную
величину вылова рыб в 2002 г.
Таким образом,
вылов должен составить в ИЭЗ России не более 2.5 млн. т. С учетом вылова рыб в
морях Европейской части (292 тыс. т) (табл. 2) и пресноводных водоемах 185 тыс.
т, а также в районах промысла СВА (728 тыс. т), суммарный вылов рыб должен составить
3.61 млн. т.
К группе
эксплуатируемых реальных запасов могут быть отнесены конвенционные запасы в
открытой части Северо-Западной Атлантике, квоты которых выделяются России НАФО.
Полагаем, что в 2002 г. квоты рыб суммарно составят 11.8 тыс. т, в том числе
5.0 тыс. т окуня, 3.8 тыс. т палтуса и 3.0 тыс. т прочих морских и около 5 тыс.
т креветки.
В ЦВА, в ИЭЗ
Мавритании (есть соглашение) возможно освоение 350 тыс. т пелагических рыб.
Таким образом,
суммарное ОДУ рыб и национальных квот, которые реально могут быть освоены
Россией в 2002 г. оценивается в 4.1 млн. т.
Суммарное ОДУ
беспозвоночных в ИЭЗ и на континентальном шельфе России в 2002 г. составит 576
тыс. т (табл. 1-3), это чуть больше ОДУ 2001г. Однако в это ОДУ включены
объекты, которые не осваиваются. Так, пелагические кальмары (тихоокеанский -
231 тыс. т и бартрама - 50 тыс. т) и часть донного (командорского - 50 тыс. т)
ежегодно не осваиваются, т.е. реальная величина ОДУ беспозвоночных в 2002 г.
составит 245 тыс. т.
Характеризуя
состояние запасов крабов, следует иметь в виду, что на ДВ чрезмерным промыслом
подорваны запасы равношипого краба, камчатского краба у Западной Камчатки, в
Южном Приморье и в Сахалино-Курильском регионе. Поэтому из 56.2 тыс. т
дальневосточных крабов основу вылова дадут крабы стригуны (33.36 тыс. т), из
них 50% приходится на глубоководных крабов (красный, ангулятус). Дальнейшее
развитие промысла этих крабов - низкостоимостных и не имеющих больших рынков
сбыта - приведет к полному уничтожению шельфовых крабов (камчатского, синего,
стригуна опилио). Опыт освоения красного стригуна у Южного Приморья и состояние
запасов шельфовых крабов в этом районе служит хорошим подтверждением этой
зависимости.
Из запасов
беспозвоночных в других районах (за пределами вод России) возможно освоение
10-20 тыс. т креветки у Шпицбергена, 5 тыс. т креветки в Северо-Западной Атлантике.
Таким образом,
реально для освоения в 2002 г. суммарная величина беспозвоночных в объеме
260-270 тыс. т.
Слабо осваиваются
запасы ОДУ водорослей, поэтому из их ОДУ в 167.4 тыс. т реально освоено будет
18-20 тыс. т.
Также почти не
осваиваются млекопитающие, которые сегодня потребляют рыбы и морепродуктов
такое же количество, какое осваивается промыслом. Дальнейшее несбалансированное
рыболовство приведет к еще большему потреблению млекопитающими промысловых
объектов.
К потенциально
перспективным для промысла запасам прежде всего следует отнести запасы рыб и
криля в водах Антарктики. АНТКОМом будет выделено на 2002 г. (заседание еще не
состоялось) ОДУ рыб на уровне 14.5 тыс. т, криля 1.5 млн. т.
В ЮЗА реально
освоение 35 тыс. т кальмара иллекса, в Тихом океане, в ЮВТО и ЦВТО имеются
недоиспользуемые запасы пелагических кальмаров.
В ЮВТО и ЮЗТО
возможно освоение 845 тыс. т ставриды и прочих пелагических в объеме 30 тыс. т.
Однако ни промысла, ни исследований здесь не проводилось в 90-е годы и поэтому
к этим цифрам следует относиться как к экспертным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|