Меню
Поиск



рефераты скачать Методы лова рыбы

Лов плавными сетями в реке называется речным плавным ловом, а участок реки, на котором проводится этот лов, - плесом или плавом. Плавными сетями ловят с мелких речных судов - обычно лодок. Рыболовецкое звено состоит из двух человек. Рыбу ловят одной сетью, цельной или состоящей из нескольких коротких сетей. Сеть набирают непосредственно в лодку, ящик или брезент в порядке, обратном выметыванию. Лов начинается со спуска в воду буя или маяка, называемого в некоторых бассейнах куренем. В качестве маяка применяют деревянную крестовину с шестом, на конце которого крепят какой-нибудь отличительный знак - вымпел, метелку или пучок травы. Для придания устойчивости к нижнему концу шеста подвязывают груз. Иногда вместо крестовины устанавливают шест, к середине которого подвязывают плав, а к нижнему концу - груз. Шест плавает в вертикальном положении. На конец его, находящийся над поверхностью, привязывают отличительный знак. Если рыбу ловят ночью, то к маяку крепят зажженный фонарь.

Маяк служит для обозначения конца сети. Наблюдая за его положением, можно судить о том, как движется сеть. От маяка тянется подмаячный конец или оттуга, соединенная с уздечками сети. Спустив маяк, рыбак начинает выметывать оттугу и уздечки. В это время второй рыбак гребет, заставляя лодку двигаться поперек реки. Когда в воду сойдут уздечки, первый рыбак начинает выметывать сеть, наблюдая за тем, чтобы она не спуталась и не зацепилась за какие-либо предметы в лодке. Выметав всю сеть, уздечки и оттугу, крепят конец на лодке. Сеть оказывается растянутой поперек реки и сплывает вниз по течению навстречу идущей рыбе. С одной стороны сети вместе с нею плывет маяк, а с другой - лодка. Плывущая в воде сеть может занимать разное положение: сеть плывет по поверхности воды; сеть плывет в полводы, т. е. под  оверхностью; сеть движется у дна. При сплывании по поверхности сеть, движущаяся посредине реки, часто обгоняет лодку, так как течение посредине сильнее, чем у берега. Середина сети начинает выпячиваться. Чтобы выровнять сеть, рыбаки в лодке время от времени подгребают. При лове по дну, наоборот, сеть движется медленнее лодки. Чтобы выровнять порядок, движение лодки необходимо тормозить, время от времени подгребая веслами в обратную сторону. При сплывании в полводы сеть поддерживается в воде до полнительными буйками, прикрепленными к сети на буйковых поводцах, или буйковых тоньках. Взяв большую или меньшую длину буйкового поводца, можно опустить сеть глубже или, наоборот, поднять ближе к поверхности в зависимости от горизонта, на котором держится рыба. Буйками служат стеклянные кухтыли, связанные куски бал-беры, пенопласта, пучки чакана и т. д. Сплывание сети является основным процессом лова, так как именно в этот период рыба улавливается сетью. Поэтому сплывание стараются продлить на возможно большее время и использовать для лова всю протяженность речного плеса. Подплывая к концу плеса, рыбаки начинают подъем или выборку сети: Подтягиваясь за оттугу и уздечки, рыбак добирается до сети и постепенно выбирает ее в лодку вместе с пойманной рыбой. Второй рыбак, подгребая, подвигает лодку к сети, тем самым помогая первому поднять сеть.
Выбрав сеть, рыбаки поднимают в лодку маяк и возвращаются к началу плава для следующего сплывания.

Речная плавная сеть представляет собой прямоугольное сетное полотно с размером ячей, соответствующим размеру ловимой рыбы. Длина сети в посадке колеблется от 50-70 до 250- 300 и даже до 600 м, в зависимости от ширины плеса и условий лова. Высота сети также различна: от 1,5-2 до 8 м. Длинные сети составляют из нескольких коротких, которые связываю с приухами, а сетные полотна съячеивают или соединяют шворкой в рубец. Сеть садят на верхнюю и нижнюю подборы с посадочным коэффициентом и=0,5. Такая густая посадка увеличивав путлявость сетного полотна, а следовательно, и уловистость сети.

Способы посадки различны: большей частью применяется посадка на бегу, а иногда с пропуском ячей для увеличения путлявости. Крупноячейные сети, например для лова семги, садят путем пропускания подборы сквозь ячеи и прихватывании в узел каждой пятой, шестой ячеи. Для увеличения уловистости иногда сеть садят только на верхнюю подбору. Нижняя кромка сети свободно свисает наподобие фартука. Такие плавные сети называют самоплавами. По боковым кромкам сеть иногда садят на пожилины из тонкого сеточника, шпагата или толстой хлопчатобумажной нитки.

Подборы оканчиваются приухами, к которым подвязывают уздечки из рыболовной веревки, соединяемые с оттугой, которая в процессе лова крепится на лодке. С другой стороны сети оттугу крепят к маяку. Оснастка сетей зависит от условий лова, типа сети, глубины, на которой будет производиться лов,и т. д.

По верхней подборе плавные сети оснащают плавом в виде мелких поплавков, нанизанных на подбору или прикрепленных к ней на коротких веревочках. В качестве плава применяют мелкую сетную балберу, бересту, свитую цилиндриками, пучки чакана и т. п. Наилучшим плавом являются мелкие цилиндрические поплавки из пенопласта. Поплавки должны быть гладкими, округлой формы, чтобы не цепляться за сетное полотно и не рвать его.

Если сеть предназначена для сплывания по поверхности воды, то плав должен удерживать в воде сеть и грузила. При этом предусматривают не менее чем двойной запас плавучести. Если сеть предназначена для лова донной рыбы и должна сплывать по дну, то плав должен удержать в воде только сеть без учета веса грузил. Грузила заставят сеть опуститься, нижняя подбора ляжет на дно, поплавки расправят сетное полотно и сеть займет рабочее положение.

В качестве грузил применяют мелкие таши из обожженной глины, камни, свинцовые пластинки, металлические кольца и т. д. Количество грузил зависит от назначения сети. Если сеть будет сплывать по поверхности, то потопляющая сила грузил должна быть меньше плавучести поплавков, без учета запаса плавучести. Грузила должны лишь опустить низ сети и расправить сетное полотно.

Для донных сетей расчет загрузки значительно сложнее. Здесь загрузка выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она заставляет сеть опуститься и идти по дну. Во-вторых, она регулирует скорость движения сети по дну: чем больше загрузка, тем больше сила трения ее о дно, тем сильнее она тормозит движение сети. Загрузка регулирует также наклон сети. Так как груз тормозит движение нижней подборы, то течение, увлекая вперед верхние части сети, несколько наклоняет сетное полотно. Чем сильнее торможение, тем этот наклон больше. Изменяя количество грузил, мы изменим наклон сети. Наклон сети увеличивает ее уловистость. Создается как бы козырек, которым накрывается рыба. Переход рыбы через верх сети от этого уменьшается. Однако слишком большой наклон уменьшает высоту облавливаемого пространства. Учет всех этих факторов приводит к сложным расчетам. Поэтому загрузку таких сетей теоретически не рассчитывают, а подбирают практически. Загрузив сеть, пускают ее по течению и наблюдают за положением в воде и скоростью сплывания. Наблюдают за положением и наклоном сети с помощью караулки, представляюшей собой деревянную палочку, к середине которой на короткой веревочке (10-12 см) подвязан камень или таш. Караулку бросают впереди сплывающей сети, она тонет и палочка течением прижимается ко дну или находится вблизи него. Проходящая сеть захватывает палочку и вытаскивает караулку. Подняв сеть, рыбаки смотрят, в каком месте сети запуталась караулка. Если она попала у самой нижней подборы, то, следовательно, сеть идет почти без наклона. Если караулка запуталась в средних рядах ячей, то сеть излишне наклонена. Изменяя количество грузил, добиваются наклона сети, удовлетворяющего условиям лова. Речные плавные сети, так же как и ставные, могут быть простыми, или одностенными, порежными, или двустенными, двухпорежными, или трехстенными. Пореж в дву- и трехстенных плавных сетях делают из толстых ниток. Размер ячеи порежи в 3-5 раз превышает размер ячеи частика.

 

 

 

1.6.Дрифтерный лов


Дрифтерный лов является одним из важнейших видов лова. В качестве орудий лова используются дрифтерные сети, соединяемые в порядки. Дрифтерные сети представляют собой обьячеивающие орудия лова морского типа. Будучи выметанными, они дрейфуют в море под действием морских течений, объячеивая встречную рыбу. В отечественном рыболовстве дрифтерный лов применяется на Каспии, в Баренцевом море и других районах Севера-для лова сельди, в морях Дальнего Востока - кроме того, для лова лососевых и скумбрии. Развит этот лов также в крупных озерах, например в Байкале (лов омуля). Однако наиболее развит дрифтерный лов в Северной Атлантике и в Северном море на промысле сельди. Широко применяется дрифтерный лов в рыболовстве многих зарубежных стран. Дрифтерные порядки, длина которых достигает 3-4 км и даже больше, одновременно облавливают большой участок, что очень важно в условиях морского и океанического рыболовства. Кроме того, порядки можно опускать на различную глубину в соответствии с горизонтом нахождения рыбы. Порядок находится в воде длительное время, автоматически и непрерывно вылавливая рыбу, причем не только густые косяки, но и разреженную рыбу и даже единичные экземпляры. Таким образом, при длительном нахождении порядка на удачно выбранном месте улов будет обеспечен. Лов дрифтерными порядками удобно производить с крупных судов, имеющих неограниченный район плавания, могущих промышлять в океанических и удаленных морских промысловых районах. В настоящее время для дрифтерного лова в Северной Атлантике широко применяются суда типа СРТ-400, СРТР-600 и др. Производственные процессы дрифтерного лова хорошо механизированы и легко поддаются дальнейшей автоматизации и механизации. Кроме того, дрифтерный лов дает ценную рыбу. Все это приводит к тому, что дрифтерный лов имеет и еще долгое время будет иметь большое значение в рыболовстве. Вместе с тем этому виду лова присущ ряд недостатков и прежде всего пассивность. Кроме того, уловистость дрифтерных порядков ниже, чем, например, тралов или кошельковых неводов, вследствие чего ниже и производительность труда. Велика также трудоемкость работы с дрифтерными порядками и длинен производственный цикл. Эти и ряд других причин приводят к тому, что дрифтерный лов, несмотря на его большое значение, стремятся заменить более совершенным видом лова, например траловым, ловом на электросвет и т.д.

Широко применяются сети в открытых морях, где из большого числа сетей составляют длинные порядки, которые дрейфуют под влиянием морских течений, объячеивая встречную рыбу. Такие сети называют морскими плавными или дрифтерными, а лов - морским плавным или дрифтерным. Этот вид лова имеет большое значение в рыболовстве всего мира.

Дрифтерный лов принадлежит к активным видам лова. Суда, снабженные сетями, топливом, продуктами, водой и т. д., уходят на промысел далеко в море, разыскивают рыбные косяки, облавливают их и возвращаются на береговые базы идя сдают уловы на приемные суда и плавучие базы-матки. Наиболее широко дрифтерный лов применяется в Северной Атлантике, которая является основным районом сельдяного промысла, начатого здесь в 1948 г. Сначала промысел проводился лишь в весенне-летний период. Однако опыт работы промыслового флота показал, что промысел можно с успехом проводить круглый год и что в осенне-зимний период уловы значительно выше. Определился и тип дрифтерного порядка: в весенне-летний период, когда сельдь держится в верхних горизонтах, стали применять порядок с нижним вожаком, а в осенне-зимний, в связи с опусканием сельди на глубины, применяют порядки с верхним вожаком.  Наличие скоплений сельди в течение всего года в Северной Атлантике у Фарерских островов, Исландии, Ян-Майена и даже в Северном море обусловило возможность создания наиболее крупного экспедиционного лова. В настоящее время сотни судов типа СРТ выходят в этот район из Мурманска, Калининграда, портов Латвии, Эстонии, Литвы. Рейс СРТ продолжается 100- 130 суток и даже больше. В море суда базируются на матки- крупные океанские пароходы, куда они сдают продукцию и откуда получают все необходимое. Суда сведены в отряды (по 10-20 судов в каждом) с флагманом во главе. Большую роль на промысле играет хорошо организованная промысловая разведка и оснащение судов новейшей поисковой аппаратурой. На Каспийском море существует два вида дрифтерного промысла - весенний и зимний экспедиционный. Весной суда находятся в море на протяжении всей путины, т. е. около 50 дней, не возвращаясь к берегу. Вместе с промысловым флотом в море выходят приемно-транспортные суда, принимающие улов от сейнеров и доставляющие его на плавучие или береговые рыбозаводы. Сейнеры в море снабжаются продовольствием, водой, горючим для двигателей и т. д. Благодаря этому путинное время не теряется на переходы к базам и возвращение в море. Следуя за косяками сельди, суда занимаются только ловом. Выметав с вечера сети, рыбаки отдыхают ночь, а утром приступают к выборке порядков и выпутыванию рыбы. Днем команда занимается мойкой, чисткой и ремонтом сетей,заменой некоторой части их новыми, дезинфекцией и сушкой сетей и т. д. В это время капитан, получив по радио указания о скоплениях сельди в каком-либо районе, направляет туда судно. Рыбаки набирают порядок и готовят судно к новому дрейфу. По окончании сельдяной путины суда возвращаются на береговые базы или, в связи с развитием в последние годы летнего килечного лова на электросвет, большей частью переключаются на этот вид лова. Осенью ввиду ухода сельди на зимовку в южные районы Каспийского моря промысел носит экспедиционный характер. Экспедицию, состоящую из промысловых и транспортных судов, возглавляет плавучая матка - большое морское судно, имеющее на борту ремонтные механические мастерские, цех консервирования орудий лова, склады сетематериалов, запасных частей, продовольствия и т. д. На матке имеется клуб, кино, баня, прачечная и т. д.

Сейнеры ловят сельдь в течение всей зимы. Приемно-транспортные суда, принимая от них рыбу, выполняют функции снабжения, связи и т. д. На судах установлены рации. Управление всей флотилией осуществляется с базы.
В Баренцевом море организация дрифтерного промысла несколько иная. Лов сельди дрифтерными сетями здесь начинается в открытых районах моря с июня и продолжается до декабря, т. е. в период перемещения ее с запада на восток.

В июле сельдь подходит к прибрежным районам, где держится до октября. Зимой она отходит в западные районы моря и опускается ,на большие глубины, недоступные для дрифтерных сетей. В прибрежных районах сельдь ловят с малых судов - МРТ, РБ и других, выходящих в море на 3-5 суток, а в открытых частях моря работают СРТ, находящиеся в море 15-20 суток. Суда берут с собой запас соли для посола выловленной сельди. По указанию промысловой разведки суда выходят в район наиболее густых концентраций сельди и занимаются поиском рыбы. Обычно днем сельдь опускается на глубину, а с наступлением темноты поднимается к поверхности. Поэтому ловят ее большей частью ночью.

Порядки выметывают вечером, и после ночного 6-7-часового дрейфа выбирают их. Рыбу .вытряхивают из сетей, сети перебирают, моют, чинят и готовят к новому дрейфу. При этом одну треть сетей заменяют новыми. Одновременно с обработкой сетей убирают и засаливают рыбу. Если береговая база расположена близко от района лова, то сельдь доставляют на нее в свежем виде.

В условиях полярного дня сельдь ловят при дневном освещении. Опыт передовиков дрифтерного лова свидетельствует о полной возможности дневного лова и в период смены дня и ночи. Взяв полный груз сельди, судно возвращается в порт. В прибрежных районах при лове с малых судов иногда приходится возвращаться в порт ежедневно, доставляя рыбу в свежем виде.

На Дальнем Востоке у берегов Сахалина и Приморья дрифтерный лов развит главным образом в прибрежной зоне. Суда днем выходят в море, разыскивают места концентрации рыбы, выметывают порядки, дрейфуют ночь и после выборки порядков возвращаются на береговые базы. В Охотском море лов жирующей сельди проводится экспедиционным способом с участием плавучих баз.

Процесс лова дрифтерными сетями состоит из следующих операций: подготовки к лову, выметки порядка, дрейфа, выборки порядка, выпутывайия рыбы и уборки порядка. В тех случаях, когда рыбу из сетей не выпутывают, а вытряхивают, этот процесс совмещен с выборкой порядка. Подготовка к лову включает подготовку рабочего борта, освобождение палубы от ненужных предметов, проверку промысловых механизмов и подготовку орудия лова, заключающуюся в проверке вожака, размолаживании его и снабжении марками (если он новый) и в укладке его для лова. Вожак укладывают либо в специальный отсек, либо на палубе судна. Затем начинают набирать сети, т. е. укладывают их у борта судна в порядке, обратном выметыванию, и последовательно соединяют одну с другой приухами. В порядках с нижним вожаком нижнюю подбору койлают в сторону носа судна, а верхнюю-ближе к надстройкам, а в порядках с верхним вожаком-наоборот. Это объясняется тем, что вожак сходит за борт через мальгогер, установленный в носовой части, и вожаковые поводцы идут в первом порядке от нижней подборы а во втором-от верхней, поэтому в первом случае к мальгогеру должна быть расположена нижняя подбора, а во втором - верхняя. Сети соединяют концами (огонами) вожаковых и буйковых поводцов поэтому при связывании приухов одновременно подвязывают поводцы. Поводцы должны быть разобраны и уложены в порядке, удобном для выметки. Подготовляют и надувают буи, соединяют их с поводцами и укладывают в необходимом порядке. В порядках с верхним вожаком сети оснащаются загрузкой. Обычно подготовка к лову производится во время переходов судна с тем, чтобы, прибыв на место лова, можно было, не теряя промыслового времени, приступить к выметке сетей. Сети выметывают различными способами. Наиболее простым является следующий способ. Судно становится рабочим бортом на ветер. За борт опускают маяк с подвязанным к нему подмаячным концом и начинают травить его Ветер, дуя в борт, постепенно относит судно от маяка. Когда подмаячный конец сойдет за борт, вяжут к первой марке вожака вожаковый поводец и выносят за борт кромку первой сети с поводцами и буйком. По мере того как ветер относит судно, за борт сходит первая часть вожака, присоединенная к подмаячному концу, и первая сеть. Когда подойдет вторая марка вожака, к ней вяжут второй _поводец и в воду сходит вторая сеть. При выметывании вожака и сетей за борт последовательно сбрасывают буйки. Таким образом в воду сходят все сети, и порядок вытягивается в линию. Затем стравливают необходимое количество стояночного вожака и переносят точку его крепления на нос судна. От этого судно разворачивается носом к порядку. На этом процесс выметки заканчивается и начинается следующий процесс - дрейф судна с порядком. Подобный способ выметки прост и безопасен, но занимает много времени. Поэтому в последнее время рыбаки стали выметывать сети несколько иначе. Судно становится лагом к ветру и при застопоренной машине приступает к выметке порядка. Когда судно несколько отнесет от сетей, машина дает ему толчок вперед, при этом руль держат так, чтобы сети не попали под винт. Как только сети начнут подходить к корме, машину стопорят, а судно с выровненным рулем по инерции продолжает двигаться. Эту операцию повторяют несколько раз, пока весь порядок не будет выметан. Порядок при этом в плане имеет вид волнистой линии. Этот способ прост, но все же на его осуществление затрачивается много времени. Линия порядка располагается под углом к направлению ветра. Когда порядок нужно расположить точно по направлению ветра, применяют другой способ выметки. Судно разворачивают кормой к ветру и дают ему полный ход. Затем стопорят машину и, когда судно пойдет по инерции, начинают выметку. Сети жгутом идут вместе с вожаком и расправляются сами за кормой судна. Перед выметкой сети необходимо смочить забортной водой, так как сухие сети будут путаться на вожаке или попадать под корму и цепляться за перо руля. Во время выметки судно нужно держать строго на курсе, чтобы не допустить ухода порядка под корму. Процесс выметки занимает вдвое меньше времени, чем в предыдущем случае. При отсутствии ветра сети выметывают на ходу с останов кой и без остановки машины. В этих случаях, дав ход судну, стопорят машину и начинают выметку, повернув судно в сторону сетей на 16-30° к направлению выметки. Выметав три-четыре сети, дают судну ход и поворачивают на курс выметки. Снова стопорят машину, мечут несколько сетей, а затем, повернувшись к сетям на 15-30°, снова дают ход и т. д. Такой способ называется выметкой толчками. От выметки, рассмотренной выше, он отличается тем, что работа происходит в безветрие. Более быстрой в безветренную погоду является выметка на непрерывном ходу. В этом случае, выбрав направление постановки сетей, дают ход судну и, застопорив машину, приступают к выметке. Затем судну дают сначала малый, а затем средний ход. При этом сети с вожаком сами жгутом сходят в воду. Остановка или замедление опасны тем, что сети могут уйти под винт. Порядок выметывается в виде дуги малой кривизны. Порядок с верхним вожаком также выметывают различными способами. Наиболее проста техника выметки при постановке судна лагом на ветер и спуске под действием ветра или при периодической подработке машиной. Однако это занимает много времени. Выметка на переднем ходу такого порядка затрудняется тем, что загруженная грузилами нижняя подбора может попасть на вожак и верхнюю подбору и запутаться. Поэтому применяют выметку на заднем ходу. Так как корма СРТ в этом случае отклоняется влево, то применяют постановку паруса на бизани или плавучие якоря, опущенные за борт. Сила их сопротивления гасит реакцию винта, вызывающую отклонение кормы. Расстановка рабочих во время выметки несколько изменяется в зависимости от типа судна, типа порядка и способа выметки. Принципиально она сводится к следующему: один человек подвязывает поводцы к вожаку, второй подает их первому, третий подвязывает буйки, четвертый и пятый сбрасывают подборы, один следит за ходом вожака, остальные выполняют различные вспомогательные работы. На рис. 1 показана примерная схема расстановки команды при работе с порядками с верхним и нижним вожаком. Дрейф порядка продолжается 6-8 часов в зависимости от условий лова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.