Основным
условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение
достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и
слухового мира, в котором существует младенец (Л.А.Венгер, Ш.А.Абдуллаева,
Э.Г.Пилюгига, Н.П.Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо:
соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка
пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое
проведение специальных занятий.
Сенсорное
воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении
детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним
признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о
внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так
как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования
методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением
действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного
соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом,
дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом
являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей
второго-третьего года жизни (С.Л.Новоселова, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина и др.).
Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности:
развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное
воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их
дальнейшего развития.
При определении
содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной
деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в
них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью
воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.
Установив
совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть,
выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких
условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации
детской деятельности.
Сенсорное
воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах
педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных
способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет
такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются
формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности
на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Также был
выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на внешние свойства
объектов зависит от характера деятельности, в которую оказывается включенным
объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме
того оринтировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста
изменяется в зависимости от соответствия применяемых способов оперирования
особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства
применяемого способа оперирования (В.П.Зинченко).
Исходя из этого
определена основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста -
формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и
явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования,
конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т.д.
Современные
программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме
сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально
организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает
накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей
ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве
зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на
первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют
дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями
(вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.).
Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию,
элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
В настоящее
время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди
многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения
умственно отсталых дошкольников являются: создание условий, способствующих
развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и
отношений; усвоению необходимой сенсорной базы; своевременное и правильное соединение
опыта со словом; формирование плана представлений (Гаври-лушкина О.П., Катаева
А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)
Указанные
воспитательные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и
для умственно отсталых детей. Кроме того, Е.А.Стребелева, А.А.Катаева и др.
выделяют специфические задачи сенсорного воспитания, направленные на коррекцию
и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы ребенка-олигофрена. К
таким задачам относятся: обеспечение возможно более раннего начала развития
восприятия; ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификация; преодоление
отклонений в сенсорном развитии .
На решение этих
задач направлена система сенсорного воспитания, которая учитывает как
особенности аномального развития так и то специфическое, что несет в себе
каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития
ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных
видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с
аномальным развитием - предметной, игровой, изобразительной (О.П.Гаврилушкина,
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева и др.).
В ходе
специально организованных занятий проходит обучение умственно отсталых
дошкольников выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения детьми
перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной
деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта О.П.Гаврилушкина
выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.
Программой
воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста
предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения
различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов
строительных наборов по форме, величине, расположению[14]. Особое внимание рекомендуется
уделить обучению умственно отсталых детей умению обследовать предмет,
анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения
являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности
и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе
формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с
нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается
использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей
в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной
координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры
детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит
восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение
обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение
основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей;
повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы
предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию
моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание
перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П.Гаврилушкина).
В качестве
важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость
использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор
программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне
зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и
закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов
представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему
сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми
способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции,
подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по
словесной инструкции или по словесному описанию.
Анализ
сложившейся практики показывает, что внедрение системы сенсорного воспитания в
практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам
организовать систематическое целенправленное воздействие на развитие сенсорной
сферы умственно отсталых детей, а в конечном счете сделать более эффективным
обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности.
Немногочисленность
исследований по проблеме сенсорно-перцептивного развития детей с выраженной
интеллектуальной недостаточностью выдвигает задачу по дальнейшей разработке
проблемы воспитания данной категории детей. Обобщение опыта практической работы
в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.
Представляет
интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М.Б.Медведевой и
Т.П.Бабич. Данная система ставит своей целью развить у глубоко умственно
отсталых учащихся вспомогательной школы «целенаправленное восприятие цвета,
формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве,
зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...»[15] и представляет собой
достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование
представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим
образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки,
пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную,
короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания;
локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на
развитие зрительного внимания.
Однако,
разрабатывая последовательность формирования представлений глубоко умственно
отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности
использования различных методов и приемов педагогического воздействия. Кроме
того, дидактическая игра является важной, но не единственной формой работы по
сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Тем не менее,
по мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению
социально-трудового прогноза при выраженной умственной отсталости является
способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке
(Н.Ф.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все
существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с
детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, включены задачи
развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по
сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В.Цикото),
изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой
деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и
дидактическая игра.
В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития
и сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и дефицитарным
развитием показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как
особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и
операционально-технический компонент.
1.
У детей раннего и
дошкольного возраста с нормальным и нарушенным
интеллектом
имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных
анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено,
что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального
освоения ребенком человеческого опыта.
3. Развитие
восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в
широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который
осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных
занятий и специально проводимой воспитательной работы
4. В
педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного
возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной
недостаточностью это направление воспитания является малоразработанным.
3. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей
дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью
3.1 Задачи и методика эксперимента
Основной
задачей данного исследования являлось изучение актуального уровня развития
сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной
недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного
воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач.
Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей
дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития
детей этой категории.
Изучение
особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением
интеллекта проводилось в 2007 году на базе….
В исследовании
принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 4 до 8
лет, в том числе.
Все дети имеют
умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой
имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени
имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной
имбецильности - у 4 человек.
Мы приняли
следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности
сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе
занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов.
Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического
эксперимента.
Наблюдение за
свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их
деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачей наблюдения
являлось:
а) выявление
наличия самостоятельной деятельности детей;
б) выявление
уровня развития действий с игрушками.
Предпринятое
наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на
занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное
содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение
особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на
втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического
эксперимента.
Эксперимент
включал задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей
по обследованию игрушек.
Эксперимент проводился
индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день
перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с
понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная
игрушка) в течение непродолжительного времени.
Были предложены
задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по
обследованию игрушек.
Данные задания
представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия
детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности
восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и
неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для
исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки
(шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и
красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).
Задание 1.
Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного
задания являлось выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект
и осуществляемые при этом действия ребенка.
Если ребенок не
захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения
обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной
интеллектуальной недостаточностью и установлении роли моторного компонента в
активизации обследовательских действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|