Возникшие
конфликты должны быть быстро и эффективно разрешены. Этот процесс включает два
момента: ликвидацию причины противоречия, снятие или уменьшение отрицательных
эмоций, порождаемых конфликтом. Существует два способа преодоления конфликтов:
педагогический и административный. При разрешении конфликта необходимо
учитывать психологические особенности персонала. На одного лучше действует
убеждение, на другого – требование изменить поведение с предупреждением о
возможных административных последствиях. Метод убеждения является основным
педагогическим приемом, используемым для оценки и преодоления конфликтных
ситуаций. Педагогический прием эффективен, если он исходит от авторитетных лиц.
Административные
методы воздействия используют по отношению к инициаторам конфликтов без видимых
оправдательных причин.
Участие
руководителя в разборе конфликтной ситуации способствует снятию отрицательных
эмоций, выработке оптимального решения этой ситуации, повышению авторитета
руководителя. В объективном разрешении конфликта, организации отношений велика
также роль всего коллектива.
Одним из
важнейших условий создания нормальных отношений является умение руководителя
затронуть чувства подчиненных, убедить, что предлагаемое предприятием
мероприятие выгодно не только организации, но, что самое главное, выгодно для
его работников, а возможные трудности – проходящие.
Второй
немаловажный принцип – умение привлечь подчиненных к разработке проблемы и ее
выполнению, разъяснить и убедить подчиненных в том, что осуществление
намеченного зависит от навыка, практического опыта, что их идеи и предложения
имеют ценность для предприятия. В этих случаях подчиненные будут проявлять
инициативу, вкладывать в работу все свои знания и опыт. При разговоре с
подчиненным не следует применять шумных и в то же время бессвязных
высказываний, заниматься другими делами (говорить по телефону, подписывать
бумаги, давать распоряжения другим лицам), т.к. это мешает взаимопониманию.
Высказывания руководителя по возможности должны быть краткими, откровенными,
четкими, ясными, чтобы подчиненный смог не только усвоить идею, но и понять
необходимость ее выполнения. Постоянная забота о подчиненных является хорошим
методом, обеспечивающим получение наилучших производственных результатов.
Следующим
принципом взаимоотношений служит умение при разговоре с аудиторией или подчиненными,
найти с ними контакт. Первым условием этого является доверие руководителя к
подчиненным. При разговоре ему необходимо знать их мнение по интересующим его
вопросам, а потом постараться их убедить в необходимости осуществления
предлагаемых мероприятий.
Если к
руководителю относятся с недоверием, подозрением, а в некоторых случаях с
ненавистью или страхом, то его не поймут или поймут превратно. Во всех случаях
руководителю необходимо найти с подчиненными общий язык, согласовать все
вопросы, привести их к своей точке зрения, тогда они быстрее поймут, что и как
нужно делать.
Не надо забывать,
что людей больше привлекает то, что будет завтра или через месяц, а не через
два или три года. Вот почему минимальное повышение зарплаты и небольшая премия,
ожидаемые в ближайшее время, воспринимаются лучше, чем обещание продвижения по
службе через несколько лет. Взаимопонимание появляется быстрее, если начинается
с конкретных дел, а не с личных выводов, т.к. дела люди воспринимают быстрее,
чем суждения. Таким образом, психология контакта в коллективе – это
определенная сумма психологических навыков, этических норм, используемых в
управлении.
Важным условием
создания в коллективе здорового психологического климата и заинтересованности
каждого человека в труде является формирование у людей чувство перспективности
в работе. При этом руководитель должен использовать различные материальные и
моральные стимулы – повышение квалификации и зарплаты, улучшение жилищных
условий, присвоение почетного звания и т.д.
Сложность
взаимоотношений руководителя с подчиненными, поддержание благоприятного
психологического климата в коллективе состоят в том, что руководитель вынуждает
постоянно оценивать работу членов коллектива, причем, как правило, оценивать
комплексно, т.е. с учетом всех основных видов социальной активности работников
предприятия. К таким видам относят: производственную, общественно-политическую,
общеобразовательную, культурно-эстетическую, семейно-воспитательную активность.
2.3.4. Психологические методы
управления
Особенностью
труда работников общественного питания является их постоянное общение с людьми.
Контакты с гостями в процессе обслуживания, управления трудовым коллективом,
группами людей, требуют от менеджера глубоких знаний психологии человеческих
отношений.
Большую роль в создании
хорошего психологического климата в коллективе играет высокий авторитет
руководителя, который должен являться образцом для подчиненных, как по деловым,
так и по личным качествам: психологическим, эстетическим, этическим. Одним из
важнейших требований, предъявляемых к современному менеджеру, являются высокие
психологические качества, умение работать с людьми. Менеджер должен обладать
административными навыками, чертами социального и интеллектуального лидера. Для
выполнения функций администратора он должен, прежде всего, обладать сильной
волей, что выражается в способности преодолевать препятствия в осуществлении
целенаправленных действий. К этому качеству близки такие свойства характера,
как решительность и смелость, которые часто приходится применять при принятии
ответственных решений.
Качества
менеджера определяются его организаторскими способностями. Хорошим
руководителем является не тот, кто умеет работать сам, а тот, кто может
обеспечить эффективную работу руководимого коллектива. Он должен уметь
поддерживать деловые отношения с подчиненными, руководителями различных звеньев
и вышестоящими инстанциями, подчинять личные интересы достижению общей цели.
На основании
многочисленных исследований выделено 18 типичных качеств организатора, семь из
которых являются специфическими, т.е. определяют способность или неспособность
человека к организаторской деятельности:
1. Психологическая
избирательность – способность наиболее полно понимать психологию других людей.
Здесь особое место занимает сопереживание тому, что переживают и чувствуют
люди.
2. Психологический ум –
качество, позволяющее находить наилучшее практическое применение каждому
человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей.
3. Психологический такт –
способность находить подход к людям при установлении с ними взаимоотношений и
взаимодействия.
4. Общественная энергичность –
способность “заряжать” своей энергией людей, активизировать их.
5. Требовательность к людям.
6. Критичность – способность
анализировать отклонения от некоторой нормы в деятельности и поведении других
людей.
7. Склонность к организаторской
деятельности.
Для успешного овладения
основами организаторской деятельности и для ее осуществления необходимо
единство всех качеств. Ибо только в комплексе все качества и свойства являются
организаторскими способностями. Кроме того, умение логично мыслить, развитое
воображение, эмоциональность, хорошая память характеризуют руководителя как
интеллектуального лидера коллектива. Хорошая память позволяет, учитывая все
многообразие факторов управленческой ситуации, руководить деятельностью многих
людей, глубоко познать управляемый объект. Важное значение имеет в нужный
момент вспомнить соответствующие факты, научные сведения, фамилии, цифры и т.п.
Развитое воображение способствует выработке оптимальных решений и проблем
управления с учетом накопленного опыта. Оно является необходимой предпосылкой
творческого подхода к функциям планирования и прогнозирования не только для
создания, но и для правильной оценки нового.
Важным условием
успеха управления является конкретность мышления руководителя. Эта способность
важна при принятии решений, когда нужно учесть множество фактор, определить
важность каждого из них в данной конкретной ситуации.
При всех видах
лидерства руководителю должны быть присущи эмоциональная зрелость: зрелость, отсутствие
косности как в восприятии нового, так и в принимаемых решениях;
самостоятельность, коммуникабельность. При этом следует учитывать, что излишняя
эмоциональность отрицательно сказывается и на интеллектуальной деятельности, и
на взаимоотношениях с подчиненными. С другой стороны, чувства способствуют
подъему духовных и физических сил, формированию увлеченности делом, без чего не
возможен подлинный успех управленческой деятельности.
Самостоятельность
суждений руководителя в принятии решений основывается на умении точно воспринимать
ситуацию и принимать обоснованные решения в соответствии с ее особенностями,
независимо от преобладающих мнений.
К
числу важнейших качеств руководителя относят коммуникабельность – способность
точно передавать мысли тем или иным способом и точно воспринимать передаваемую
мысль. Руководителю приходится общаться с людьми разного уровня образования,
специальной подготовки, различных интересов и потребностей. Это предъявляет к
способности общения или коммуникабельности руководителя высокие требования.
Коммуникабельность связана с особенностями мышления, воображения и речи.
2.3.5.
Лидерские качества менеджера
Менеджер
должен быть лидером, достойным подражания. Главное предназначение менеджера –
делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы, это значит
сотрудничество, а не запугивание. Хороший менеджер никогда не отставляет планы
и проблемы фирмы на второй план. Он стремится к балансу интересов группы,
интересов босса, необходимости выполнения работы с необходимостью найти время
для обучения, производственных процессов с потребностями подчиненных.
Нет
никакой строгой формулы, чтобы стать лидером. Это искусство, мастерство,
умение, талант. Некоторые люди обладают качествами лидера, другие им обучаются,
а третьи никогда не постигают их. В конце концов каждый находит свой стиль:
один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других, другой – спокоен,
сдержан в речи и поведении, однако, оба они могут действовать с одинаковой
эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа
выполнялась быстро и качественно, но есть определенные качества, присущие
лидерам различных стилей.
Лидер
предан своей фирме, он не принижает свою фирму (предприятие) в глазах
сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства компании.
Лидер
должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи,
потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как модно меньше,
потому что ожидает всегда плохих новостей. Оптимист думает, что люди по
преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к
созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Интересен
тот факт, что оба подхода обычно оказываются правильными.
Лидер
любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может
выполнять ее хорошо, если старается избегать людей. Лучшие лидеры заботятся о
своих сотрудниках, их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и
не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет
в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
Лидер
должен быть смелым, он всегда пытается найти новый способ выполнить задачу
только потому, что этот способ лучше, но он никогда не делает необоснованными.
Если он кому-то разрешит провести эксперимент и то окончится неудачей, то он не
возложит вину на него и не потеряет веру в него.
Лидер
обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “это не мое дело”. Если Вы
ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда
возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы
сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет
большой интерес ко всем аспектам деятельности организации. Руководитель должен
быть решительным, всегда должен быть готов принять рациональное решение. Когда
есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности,
труднее, когда известны не все данные, а решение все равно необходимо принять.
Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что
оно может быть ошибочным.
Лидер
тактичен и внимателен. Основной его принцип – критиковать работу, а не
человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал: “Каждое критическое замечание
нужно упаковать как бутерброд – между двух ломтей хвалы”.
Нельзя
не упомянуть такой важной черты лидера как справедливость. Например, если
сотрудник получил надбавку, а но ничего не сделал, чтобы ее получить, у Вас,
вероятнее всего, появится, по меньшей мере, десяток недовольных. Когда
подчиненный совершает ошибку, ему необходимо указать на нее, он должен ее
признать, после чего Вам надо забыть об этом.
Лидер
всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это значит говорить
вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть
честным по отношению к подчиненным, значит говорить им, когда они правы, а
когда нет. Быть честным – это признавать свои ошибки, не всегда легко сказать
правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность во
имя всеобщего блага – организации и ее сотрудников – всегда должна быть превыше
всего.
Лидер
всегда честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения
сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим
энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе. Лидер последователен и
скромен, он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать
свои ошибки.
Лидер
должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе
уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность
и решительность.
Лидер
уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без
высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.
2.4.
Управленческие решения: требования к ним, условия принятия и классификация
Под управленческим
решением понимают, с одной стороны, процесс нахождения связи между существующим
состоянием системы и желательным, определяемым целью управления, с другой
стороны, желательное состояние системы или искомый результат действий.
Выработка решений – деятельность субъекта управления, направленная на
достижение стоящих перед производственной системой целей, разрешение проблем.
Руководитель
любого уровня управления общественным питанием осуществляет возложенные на него
экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и
организации выполнения решений.
Решение – это основная форма
управленческой деятельности, отражающая содержание труда руководителя, процесс
его целенаправленного воздействия на коллектив.
Действенность
управленческого решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно
соответствовать ряду требований.
Одним из
обязательных требований, предъявляемых к управленческим решениям, является их
научная обоснованность. Решение должно приниматься на основе достаточно полной
и достоверной информации о состоянии объекта, внешней среды с учетом действия
экономических законов и конкретной производственной обстановки. В соответствии
с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть
реальными, политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных
вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта,
основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных
закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач
управления.
Реальность
управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность,
качество обслуживания потребителей, оснащенность необходимым
торгово-технологическим оборудованием). Реальность управленческих решений
гарантируется глубоким и всесторонним изучением состояния возможностей не
только объектов управления, но и внешней среды.
Управленческие
решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным
перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается
данное решение, или объектом в целом. В процессе производственно-торговой
деятельности перед руководителями предприятий общественного питания возникают
задачи разной важности: главные задачи, связанные с более полным
удовлетворением потребностей населения в разнообразном и рациональном питании,
повышением качества продукции и обслуживания; второстепенные, относящиеся к
организации различных сторон деятельности предприятий общественного питания,
каким-либо частным процессам и явлениям. Целевая направленность управленческого
воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных,
второстепенных задач, исходя из решения главных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|