Меню
Поиск



рефераты скачать Международные экономические связи России

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Главная задача - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы, В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции: содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства; мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности; осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы; оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов; стимулирование развития национальных рынков капиталов; оказание поддержки экономически выгодным проектам, активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития; выполнение других функций, идущих в развитие вышеиз­ложенных положений.

Банк международных расчетов создан в 1930 г. как межгосударственный банк, совме­щающий проведение чисто коммерческих операций для центральных банков с ролью организатора и участника валютного сотрудничества. В состав членов (33) входят все страны Западной Европы, 6 государств Восточной Европы, а также США, Япония, Австралия, ЮАР и др.

Несмотря на участие в БМР Соединенных Штатов, традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы, в отличие от МВФ и МБРР.

Цели Банка: содействие сотрудничеству между центральными банками; обеспечение дополнительных благоприятных условий для международных финансовых операций; оказание содействия сторонам в качестве доверенного лица или международных финансовых соглашений.

Основными направлениями деятельности Банка являются проведение различных операций по поручениям центральных банков – акционеров.


2.3 Кредитно-финансовые отношения


В начале 1990-х гг. Россия стала членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Это позволило ей расширить свои возможности для привлечения средств для реструктуризации и дальнейшего развития экономики. Это касается не только самих этих организаций, сотрудничество с ними также создает благоприятные предпосылки для других инвесторов. Сотрудничество с МВФ позволило достичь соглашений с Парижским и Лондонским клубами по поводу выплат долгов РФ, большая часть из которых является долгами СССР.

Принимая участие в деятельности мировых валютно-финансовых организаций, Россия приобщается к деятельно­сти и опыту, накопленному международным сообществом в области регулирования валютно-финансовой и кредитной сфер.

Но кроме прав, у любой страны, вступившей в МВФ и МБРР, возникает и ряд обязательств, исполнение кото­рых порой требует принятия не только экономических, но и сложных политических решений.

При установлении отношений с МБРР Россия в 1990-х гг. получала до 2 млд. долл. в год в качестве кредитов. Больше средств от него получали только Китай и Индия. Кредиты, предоставленные банком, были предназначены для развития инфраструктуры, восстановления экономики и проведения масштабных экономических реформ.

Россия тесно сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития. Он тоже предоставлял нашей стране большие кредиты, которые большей частью были направлены на создание венчурных фондов, развитие некоторых целевых программ и т. д. ЕБРР часто принимал участие в кредитовании некоторых рискованных с точки зрения инвесторов проектов. Например, он предоставлял кредиты для судостроительных компаний.

Но, естественно, сотрудничество с международными кредитными учреждениями не дает стопроцентной гарантии получения кредитов в любых размерах, У России в ходе кредитования со стороны МВФ возникали проблемы. Например, несколько раз было отказано в предоставлении уже обещанных кредитов или замораживались операции, связанные с их предоставлением.

На сегодняшний момент Россия полностью погасила свои долги перед международными организациями, что позволило ей сэкономить на процентах значительную сумму денег. Но, к сожалению, возможность досрочного погашения долга во многом возникла благодаря высоким ценам на энергоресурсы, крупным поставщиком которых является наша страна.

Россия является членом Организации Объединенных наций. Это позволяет ей принимать участие в разрешении важных экономических и политических вопросов. После распада СССР это ей также немало помогло при получении международной помощи, и к тому же участие в деятельности организации такого уровня повышает престиж страны на мировой арене.

Таким образом, Россия активно вовлечена в структуры , механизмы международного экономического сотрудничества. Это очень важно для любой страны мира, так как на со­временном уровне развития ни одно государство не может обособленно заниматься развитием народного хозяйства. Участие в крупнейших международных организациях позволяет России получать выгоды, что после распада СССР было немаловажно. Но кроме преимуществ, у нее возникают и обязанности по отношению к ним, выполнять которые тоже необходимо. Однако в любом случае деятельность в рамках этих организаций позволяет получать не только экономические, но и политические выгоды.

На экономическое развитие России огромное влияние оказывает её членство в ООН. Хотя финансовые  возможности ООН и ограничены, она может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему доноров.

Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает научно-техническая и социально - экономическая информация, ноу-хау, документы  и  материалы на десятки миллионов долларов. Многосторонние  валютно-финансовые и торговые учреждения, входящие в состав ООН, выполняют важнейшую регулирующую роль в торговле и валютно-кредитной области. Их значение для  российской экономики в контексте её перехода к рынку трудно переоценить. Так, например, процесс либерализации торговли в рамках ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и тор­говле) имеет ключевое значение  для российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются  как своего рода международные свидетельства платёжеспособности страны и необходимое  условие её долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.

Рассмотрим  подробнее финансовые учреждения, являющиеся основными кредиторами России. Международный валютный фонд (МВФ) – международная финансово-кредитная организация. В МВФ входит 178 стран, в том числе Россия (с июня 1992 г.). Уставный капитал  МВФ составляет 144,6 млрд. долларов.

Квота России составляет 4 313,10 млн. СДР (6026 млн. долларов), т.е. 3% уставного капитала МВФ. Основные направления деятельности – регулирование платёжных балансов стран-членов (включая предоставление валютных средств на финансирование временных дефицитов платёжных балансов), внешней задолженности.

МВФ предоставляет кредиты странам - членам при условии проведения  ими определённых изменений в своей экономической политике. Страна-заёмщик обязана согласовать с фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы  стране предоставляются валютные средства. В августе  1992  г.  МВФ  одобрил первый транш резервного кредита (4,1 млрд. долл.) на сумму 1 млрд. долл. Для России, который был полностью  использован к январю 1993 г.; МВФ готов создать фонд стабилизации рубля (6 млрд. долл.). кредиты предоставляются  на условиях гораздо более мягких, чем традиционные  резервные  кредиты. Россия получила системный кредит в размере 3 млрд. долл.. Осваивается первый транш в 1,5 млрд. долл..

Соглашения России с МВФ имеют особое значение, поскольку они служат ориентиром для всех кредиторов и иностранных инвесторов.

Всемирный банк (МБРР). Целями Банка являются оказание помощи в развитии экономики стран-членов и её структурной перестройке, содействие  частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых частными  инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов. Уставный капитал Банка составляет 142 млрд. долл. Основные  направления его деятельности включают средне - и долгосрочное кредитование инвестиционных  объектов в различных отраслях экономики стран - заёмщиков. Он также принимает активное участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании.

В 1992 г. на Совете директоров  МБРР было одобрено решение о выделении России первого кредита на сумму 600 млн. долл.. Кроме того, с МБРР согласовано  предоставление России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл.

Со Всемирным банком связаны три дочерние организации: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация  (МФК) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Россия вступила во все организации группы Всемирного банка.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Целями банка являются содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитие частной предпринимательской  инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Уставный капитал Банка составляет 13 млрд. долл.

В соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России планируется осуществление  39  проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих финансовое участие Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР- 9,5 млрд. долл. Россия – крупнейший  получатель технической помощи со стороны ЕБРР. В настоящее время Консультативным советом  Банка  одобрено 63 проекта (объем содействия - порядка 48, 2 млн. долл.). В  процентном отношении наибольший объём  помощи  приходится  на  приватизацию (53,5%) и инфраструктуру (36,3%).

В организациях ООН во многом создаётся правовое  пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи. В этом смысле система ООН и бреттон - вудские учреждения имеют важнейшее значение для российской  и мировой экономики.


2.4 Сфера международного сотрудничества


Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого (в рамках избранной стратегии) для нерезидентов внутреннего рынка товаров услуг капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

В России фактически уже имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996 г. Россия подписала ст. VIII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

Важным шагом для российского рубля как валюты, признаваемой мировым экономическим сообществом, стала торговля срочными контрактами (фьючерсами) на рубль на Чикагской товарной бирже (ЧТБ) в США. В апреле 1998 г. МТБ стала использовать российский рубль как двенадцатую валюту, с которой ЧТБ проводит срочные сделки. Сумма контракта составила 500 тыс. руб., срок исполнения — 6 месяцев. У российских банков появилась возможность участвовать в торгах на ЧТБ. Вместе с тем после открытия торгов на американской бирже возросло воздействие на российский рынок со стороны мировых спекулянтов. Центральному банку России, который до начала 1998 г. был крупнейшим игроком на рынке фьючерсных валютных сделок, стало сложнее регулировать рынок, особенно в случае очередного мирового финансового кризиса.

Еще до открытия торгов по российскому рублю на ЧТБ Россия стала пятой по счету восточноевропейской страной после Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, чьи производные ценные бумаги — фьючерсы и опционы стали обращаться на Австрийской бирже деривативов, являющейся отделением Венской фондовой биржи. Для торговли российскими фьючерсами и опционами Австрийской биржей разработан специальный страновой индекс, в качестве базовой основы которого использован индекс РТС (официальный индикатор Российской торговой системы).

Для скорейшей интеграции России с европейскими фондовыми рынками Венская биржа планирует предоставить российским инвесторам, эмитентам и брокерским компаниям доступ к торговым площадкам Европы через терминалы биржи. Положительным эффектом присутствия Венской фондовой биржи в России станет повышение ликвидности российского фондового рынка, появление новых каналов торговли и экономия затрат членов биржи за счет «эффекта масштаба». Интеграция российского фондового рынка с его европейскими аналогами посредством Венской фондовой биржи отражает не только объективную реальность географического положения, но и тенденцию к глобализации и интеграции европейских рынков.

Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных ин­вестиций, а также ссудного капитала. В 90-е гг. деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего ряд международных финансовых организаций.

Мировые финансы являются важным фактором финансовой ста­билизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ. Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

• наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

• наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

• сохранение стабильного налогового режима Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

С 1992 по 1996 г. включительно Россия получила от МВФ 10,5 млрд долл. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита «стэнд бай» № 1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «стэнд бай» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации — соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены.

С середины 90-х гг. Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

Выпуск российских евробондов номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах.

Заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. Привлекательность еврооблигаций обусловлена большой емкостью данного рынка и отсутствием ограничений, которые, как правило, присутствуют в кредитах международных организаций или правительств других стран. Кроме государственных российских евробондов облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт-Петербург, ряд других субъектов РФ, например Татарстан, Московская область, Нижегородская область, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных российских предприятий, банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.