Меню
Поиск



рефераты скачать Международные экономические связи России

Факторами, сдерживающими экспорт российской химической продукции, являются увеличение ее себестоимости и снижение конкурентоспособности из-за роста цен на товары и услуги естественных монополий, а также изношенность основных производственных фондов и сохранение экспортных пошлин на отдельные виды продукции.

При благоприятной конъюнктуре внешнего рынка и снижении до нулевых значений вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки ожидается увеличение экспорта всех видов продукции лесопромышленного комплекса за исключением необработанных лесоматериалов. В этих условиях к 2007 году вы­воз обработанных лесоматериалов и фанеры может возрасти на 12%. целлюлозы — на 3%, газетной бумаги — на 4%.

В прогнозируемый период ожидается увеличение экспорта продукции агропромыш­ленного комплекса (АПК). Основными видами экспортной продукции оста­нутся пшеница, рыба свежая и мороженая, водочные изделия. Так объемы экспорта пшеницы могут достичь в конце рассматриваемого периода 6-8 млн. т.

Стремление ряда российских машиностроительных предприятий к выпуску наукоем­кой продукции, их активизация на внутреннем рынке позволяют рассчитывать на посте­пенное восстановление позиций на традиционных рынках и увеличение экспорта в среднесрочной перспективе.

Свою нишу на мировом рынке сохранят традиционные изделия: энергетическое оборудование, легковые и грузовые автомобили, металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование, вертолеты и другая авиационная техника. Значимая доля придется на экспорт продукции военно-промышленного комплекса (ВПК), на рынке которой России удалось восстановить ведущие позиции.

Для расширения экспорта машинно-технической продукции в развивающиеся страны по-прежнему особое значение имеет возобновление экономического и технического сотрудничества в сооружении объектов энергетики, в том числе атомной, строительстве новых и реконструкции ранее построенных предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспортных и ирригационных сооружений.

Динамика импорта в среднесрочной перспективе будет определяться постепенным укреплением национальной валюты, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, ростом располагаемых доходов предприятий и населения. В связи с этим прогнозируется увеличение в структуре импорта доли инвестиционных товаров при некотором снижении удельного веса потребительского и промежуточного импорта (таблица 1)

Структура импорта

Таблица 1 (в % к итогу)

 

 

2002г

 

2003г.

 

2004г.

 

2005г

 

2006 .

 

2007 г

 

Импорт, всего

в том числе

100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


потребитель­ский

 

55.9

 

53.3

 

52,4

 

51,9

 

50,7

 

49,8

 

промежуточ­ный

 

21,2

 

22.9

 

23.9

 

23,5

 

23,2

 

21,6

 

инвестицион­ный

 

22,4

 

23.8

 

23.8

 

24,6

 

26.0

 

27.6

 


В среднесрочной перспективе в структуре импорта машин и оборудования возрастет доля инвестиционных товаров и снизится удельный вес низкотехнологичного и потребительского импорта. Расширению закупок инвестиционных товаров будут способство­вать меры по стимулированию внутренних инвестиций, а также снижение ставок пошлин на ввоз технологического оборудования. Прогнозируется, что импорт машин и оборудования к 2007 году может возрасти в 2—2,5 раза по сравнению с 2003 голом.

Несмотря на ожидаемый рост производства основных видов продовольствия, отечественный АПК пока не в состоянии полностью удовлетворить спрос населения по ряду товарных групп, поэтому на период до 2007 года сохранятся поставки из-за рубежа отделных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

В то же время на импорт продовольствия сдерживающее влияние будут оказывать принимаемые Правительством Российской Федерации меры по защите отечественных производителей.

В связи с введением в 2003 году тарифных ограничений на импорт мяса говядины и свинины прогнозируется некоторое снижение закупок мяса свежего и мороженого.

В результате введения квотирования импорта мяса птицы его ввоз значительно сокращается. Восполнить указанное сокращение объемов импорта планируется за счет увеличения отечественного производства аналогичной продукции.

Увеличение посевных площадей и валового сбора сахарной свеклы позволит в ближайшее время преодолеть многолетнюю тенденцию снижения производства сахара из этого сырья и несколько сократить ввоз сахара-сырца.

Прогнозируется увеличение импорта зерновых культур.

Объемы импорта кофе и чая будут определяться ростом плате­жеспособного спроса населения и емкостью внутреннего рынка, который при нынешнем уровне потребления почти насыщен.

Важными статьями импорта останутся медикаменты и некоторые виды химической продукции.

В отношении продукции легкой промышленности ожидается увеличение импорта тканей, не производимых в России или производимых в недостаточном количестве, спрос на которые на внутреннем рынке будет расширяться вместе с ростом благосостояния населения. Предполагается увеличение импорта обуви, как за счет снижения ставок ввозных таможенных пошлин, так и за счет уменьшения доли теневой продукции вследствие ужесточения таможенного администрирования.

В рассматриваемый период в системе торгово-экономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение сохранит сотрудничество с европейскими странами и, в первую очередь, с Европейским Союзом (ЕС) - основным торговым партнером России, на долю которого после его расширения приходится более 50% внешнеторгового оборота страны. Определение условий международного разделения труда на основе прямого диалога Россия-ЕС приобретает важнейшее значение для дальнейшего развития экономиче­ских отношений в Европе.

В стратегическом плане большое значение имеет дальнейшая работа по созданию Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Так, принципиальные вопросы энергодиалога могут быть решены в случае формирование ОЕЭП, включая Россию. Энергетическая составляющая, включающая российские поставки нефти и газа, является важнейшим инструментом для продвижения экономических интересов России в Европе. Не­маловажным может стать перевод на европейскую валюту расчетов между Россией и ЕС.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России останутся США. Учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Ожидается продолжение стратегического сотрудничества в энергетической сфере, активного двустороннего диалога по проблематике присоединения России к ВТО (Всемирная Торговая Организация).

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с возможностями развития российского экспорта высоких технологий и продукции военного назначения, а также взаимного производственного сотрудничества с учетом заметно возросшего производственно-экономического потенциала этого региона. Латиноамериканские страны сохранят роль поставщиков на российский рынок продукции тропического земледелия.

Ожидается, что значимость Азиатского региона для России будет неуклонно возрастать, что определяется перспективами в сфере поставок отечественной высокотехнологичной продукции, включая продукцию ВПК, и увеличения экспорта энергоносителей, особенно после сооружения трубопроводов, а также закупок там разнообразных потреби­тельских товаров, от продовольствия до бытовой техники. Китай все увереннее становится одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России.

Важными партнерами останутся Япония, Индия. Республика Корея, ряд стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику. Кроме того, платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлека­тельны как потенциальные источники инвестиций в экономику России.

Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из привлекательных для России, что связано с наличием там значительных запасов разнообразных природных ресурсов. Кроме того, в этом регионе, особенно на севере континента, имеется спрос на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов, включая строительные товары,

В рамках сценариев экономического развития до 2007 года предполагается опережающий рост торговли со странами СНГ по сравнению со странами дальнего зарубежья. Прогнозируется рост экспорта России в страны СНГ в 2004-2007 годах на 42.3-54%. им­порт - на 46,8-53,4%.

Сотрудничество России со странами СНГ является одним из основных направлений во внешнеэкономической политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики.


2.2 Межгосударственные кредитные учреждения


Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная финансово-кредитная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

Участники МВФ - 184 государства, включая все республики бывшего СССР. Официальные цели МВФ: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами; оказывать помощь странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте; предоставлять консультационную помощь по финансовым и валютным вопросам странам-членам; осуществлять контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях и др.

Всемирный банк является крупнейшим источником помощи развитию. Он осуществляет деятельность более чем в 100 развивающихся государствах, уделяя основное внимание оказанию содействия беднейшим слоям населения и беднейшим странам.

Членами Всемирного банка являются более 180 стран -членов. Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка.

Хотя Всемирный банк наиболее известен своими финансовыми услугами, он также предоставляет аналитические и консультативные услуги и занимается обучением и наращиванием потенциала в развивающихся странах всего мира.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудс (США) и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов.

Участники МБРР - 184 государства.

Цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономиче­ском отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной. Образовав фонд льготного кредитования через МАР, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Причем членами МАР стали такие страны, как Индия, а затем Китай. В состав МАР входят 164 государств-членов.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956г. и является крупнейшим источником прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Членами МФК являются 175 стран, включая все бывшие союзные республики.

МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей. Усилия МФК направлены на достижение главной цели – повышение качества жизни населения в развивающихся странах – членах. МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем: финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран; оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках; предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) МАГИ было соз­дано в апреле 1988 г. в качестве члена Группы Всемирного Банка и фактически начало функционировать с 1990 финансового года. Членами МАГИ являются 162 стран мира, включая все бывшие республики СССР.

Основная цель деятельности Агентства - стимулировать поток инвестиций в целях развития между странами-членами и, особенно, в развивающиеся страны, дополняя тем самым деятельность МБРР, МФК и других международных финансовых организаций. Для достижения указанной цели МАГИ предоставляет иностранным инвесторам из стран-чле­нов долгосрочные гарантии (обычно сроком до 15 лет, но в некоторых случаях до 20 лет) от политических рисков.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.