При рассмотрения сопоставимых значений
аудиторы должны определять:
соблюдена
ля преемственность учетной политики в отношении сопоставимых значений либо были
сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация;
согласуются
ля показатели за предыдущий период с другими величинами того же периода либо были
сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация.
МСА
720 вменяет аудиторам в
обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с
финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства
или Совета директоров, финансовый обзор и т. д. При наличии значительных
расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий,
а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.
2.
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
2. 1. Цели проверки и источники информации
Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда
является установление соответствия применяемой в организации методики учета и
налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в
Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того
чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на
достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудиторской проверки
расчетов по оплате труда:
- оценка существующей в организации системы расчетов с
персоналом и ее эффективности;
- соблюдение положений законодательства о труде,
состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
- оценка состояния синтетического и аналитического
учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в
проверяемом периоде;
- оценка полноты отражения совершенных операций в
бухгалтерском учете;
- проверка соблюдения организацией налогового
законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
- проверка соблюдения организацией законодательства по
расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
К источникам информации, используемой в процессе
аудиторской проверки, относят документы по зачислению, увольнению и переводу
работников предприятия, первичные документы, регистры синтетического и
аналитического учета и отчетность. В качестве первичных документов
преимущественно используются унифицированные формы первичной документации,
разработанные НИПИ-статинформом Госкомстата России.
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется
на юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного состава
используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1), личная
карточка (№ Т-2), учетная карточка научного работника (№ Т-4), приказ
(распоряжение) о переводе на другую работу (№ Т-5), приказ (распоряжение) о
предоставлении отпуска (№ Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового
договора (№ Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов с
персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего
времени и расчета заработной платы (№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (№
Т-49), расчетная ведомость (№ Т-53), лицевой счет (№ Т-54).
Отчетность включает:
1.
Бухгалтерский
баланс (форма № 1);
2.
Отчет о
прибылях и убытках (форма № 2);
3.
Отчет об
изменениях капитала (форма № 3);
4.
Отчет о
движении денежных средств (форма № 4);
5.
Приложение
к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Также источниками информации являются аналитические и
синтетические данные по счетам: № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», №
68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по
депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет
«Расчеты по возмещению материального ущерба»).
Прежде всего целесообразно проконтролировать, как
осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой
связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и
увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда
и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и
увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из
применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная
системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников
предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность
применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность
применения норм и расценок.
2. 2. Основные законодательные и
нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, чч. 1 и2.
2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1, 2.
3. Инструкция о составе фонда заработной платы ив
выплат социального характера (утв. Постановлением Госкомстата России № 116 от
24 ноября 2000г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России и
Банком России).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы
организации» ПБУ 9/99.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы
организации» ПБУ 10/99.
7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по
его применению (Приказ Ф РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
8. Альбом унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты (утверждены Постановлением Госкомстата
России от 6 апреля 2001 г. № 26).
2. 3. Основные комплексы задач и
вопросы для составления программы проверки
К числу основных комплексов задач, которые необходимо
проверить, относятся следующие:
1.
Соблюдение
положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым
отношениям:
ü
применяются
ли типовые формы документов по учету личного состава;
ü
личные
карточки на работающих (ф. № Т-2);
ü
приказ
(распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
ü
приказ о
переводе на другую работу (ф. № Т-5);
ü
приказ
(распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8);
ü
ведутся
ли на работающих трудовые книжки;
ü
проверяется
ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих,
установленных в штатном расписании;
ü
ведутся
ли в цехах (отделах) табели рабочего времени.
2.
Учет и
контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам:
ü
применяются
ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ;
ü
используются
ли типовые формы первичных документов;
ü
организовано
ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов;
ü
применяются
ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда;
ü
применяются
ли наряды на бригаду.
3.
Учет и
начисление повременных и прочих видов оплат:
ü
ведутся
ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего
времени;
ü
проверяет
ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям
различных видов оплат;
ü
применяется
ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы.
4.
Расчеты
удержаний из заработной платы физических лиц:
ü
проставлены
ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления
удержаний;
ü
налог на
доходы с физических лиц;
ü
удержаний
по исполнительным листам;
ü
прочих
удержаний;
ü
применяются
ли ПК для прочих удержаний;
ü
проверяли
ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на
доходы с физических лиц.
5.
Аналитический
учет по работающим (по видам начислений и удержаний):
ü
какие
ведутся документы по аналитическому учету;
ü
расчетно-платежные
ведомости;
ü
расчетно-платежные
ведомости и лицевые счета на работающих;
ü
применяются
ли ПК для ведения аналитического учета;
ü
организовано
ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.
6, 7. Сводные расчеты по заработной
плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и
платежей с ФОТ:
ü
имеют ли
сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости;
ü
сопоставляются
ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию,
медицинскому страхованию, пенсионному фонду, фонду занятости;
ü
проверяет
ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях
сумм начислений по оплате труда;
ü
применяются
ли ПК для сводных расчетов по оплате труда;
ü
имеются
ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда.
8.
Расчеты
по депонированной заработной плате:
ü
ведутся
ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате;
ü
производится
ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока
исковой давности;
ü
применяются
ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате.
2. 4. Программа аудиторской проверки
расчетов с персоналом по оплате труда
Начальным этапом проведения аудита является
планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так,
чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их
отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя
составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения
аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.
Программа
аудита является развитием общего
плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е.
обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской
процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде
программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде
программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит
процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок
составления и оформления плана и программы проверки
аудитор определяет самостоятельно.
Таблица 1
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с
персоналом организации
Проверяемая организация____________________________________________
Период аудита______________________________________________________
Количество
человеко-часов___________________________________________
Руководитель аудиторской
группы______________________________________
Состав аудиторской
группы___________________________________________
Планируемый аудиторский риск______________________________________
Планируемый уровень существенности__________________________________
|