Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами
Международные конфликты, связанные с трансграничными
водными ресурсами
Введение
Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят
сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к
дезориентирующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу.
Некоторые подразумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие
включают в это понятие даже убийства в местных конфликтах. Некоторые говорят
об урегулировании конфликтов, когда на самом деле подразумевается управление
конфликтами. Усиливается неразбериха в рассмотрении воды как причины конфликтов
(безотносительно определения термина «конфликт») или воды как результата
некоторого другого конфликта, или воды как одного из многих факторов,
способствующих развитию конфликта или даже преобразованию конфликта в сложное
чрезвычайное положение (СЧП). За исключением некоторых географов, антропологов
и археологов, количество различных заявлений и предположений значительно
превышало число реальных исследований проблемы водных ресурсов и ее связи с конфликтами.
Для совершенствования практики управления конфликтами из-за
трансграничных водных ресурсов, мы должны разрушить по крайней мере два
отношения: отношение инкрементализма и отношение нулевого выигрыша.
Инкрементализм является скрытым и потенциально разрушительным процессом, так
как он может непреднамеренно привести к провалу попыток управления и урегулирования
конфликта. Кризисные меры, осуществляемые при поддержке сообщества управления
конфликтами, часто приводят к типу деконструкционистского управления
конфликтами. Каждая ситуация является уникальной. Данная ситуация не позволяет
допустить идею об интегрированном «конечном состоянии» и о том, каким образом
меры по управлению конфликтами являются частью более широкого эволюционного
процесса усиления организационного потенциала в направлении создания совместных
водохозяйственных структур, которые затем сами продолжат свое развитие.
Отношение нулевого выигрыша или синдром «либо-либо» является,
возможно, наиболее деморализующим для водных специалистов: «потому что мы знаем
лучше». Большинство из нас знает, что вода предлагает многочисленные
возможности, поэтому невозможность их использования из-за политического
позиционирования вызывает чувство неудовлетворенности.
Часть I: Географические сферы воды и конфликтов
Большинство самых крупных рек мира являются международными, а
после возникновения СНГ число таких рек возросло. Например, Волга сейчас
является международной, а бассейн Аральского моря включает пять государств. По
данным ООН, в мире существует более 200 речных бассейнов, расположенных на
территории двух и более стран. Бассейн Амазонки включает семь государств, Дуная
– более восьми, Нигера и Нила – более семи, Рейна -семь, Заира -девять, Замбези
-шесть. Почти 40 % населения в мире проживает в речных бассейнах, расположенных
на территории двух или более стран. Данная площадь составляет около половины
всей территории земель на нашей планете. На Ближнем Востоке жизнедеятельность
двух третей арабо-говорящего населения зависит от трансграничных водных
ресурсов. Поскольку международное согласие по вопросам качества воды,
окружающей среды и другим проблемам пока не достигнуто, существующая
взаимозависимость должна будет рассматриваться путем стимулирования. Как
указано в недавнем докладе ООН, международные финансовые учреждения с
финансовыми рычагами станут играть важную роль в стимулировании и руководстве
новыми инициативами.
В докладе указывается, что данные инициативы являются главным
образом двусторонними, основными компонентами которых являются водоснабжение и
гидроэнергетика. Часто отсутствуют ясные механизмы мониторинга и принуждения,
которые являются показателями устойчивости соглашений о трансграничных водных
ресурсах. Уровни вододеления также часто не определены. В докладе говорится,
что часто имеет место внешнее вмешательство, а также связь с финансовыми
вопросами. Все это подтверждает понимание того, что соглашения часто
развиваются в той степени, в которой стороны могут перейти от чистого
распределения стока к распределению дохода и выгод.
Вулф подчеркивает, что организации, созданные по данным
соглашениям, по-видимому, будут достаточно устойчивы. Этот факт доказывается
тем, что двусторонние соглашения постепенно расширялись в направлении
многоцелевого охвата новых требований, связанных с водными ресурсами, таких как
внутрирусловое использование. Этот опыт во многом отражает трансграничный
водный опыт стран. Сфера деятельности бассейновых организаций и других
совместных структур часто включает первоначально только несколько основных
задач, в последствии расширяясь. В качестве примера можно назвать Речные
бассейновые комиссии во Франции, бассейнах Дуная, Рейна, Саскуэханна,
Делавэра. Соглашения и созданные по ним организации обеспечивают структуру для
переговоров и создания доверия. В сущности, они обеспечивают структурированное
сотрудничество, предотвращая и смягчая последствия стихийных бедствий, которые
могут с высокой вероятностью привести к возникновению конфликтов.
Часть II: Конфликты в прошлом и настоящем
Трансграничные водные ресурсы: война или создание сообщества
Достаточно легко рассматривать вопросы возникновения конфликтов
из-за водных ресурсов или использования воды как оружия. Борьба за доступ к
дефицитным водным ресурсам между странами может основываться (и такие случаи
были) на насилии. С другой стороны, орошение способствовало возникновению
ранних сообществ и объединению этих сообществ в более крупные функциональные
системы. Такое объединение сообществ было основным стимулом к росту
цивилизаций.
Ни одна из существующих обширных баз данных о причинах войн не
содержит указания на случаи, когда водные ресурсы были причиной войны.
Используя данные международного кризисного поведения (ICB) и дополнительные
данные о водных конфликтах Алабамского университета, Хьюитт, Вульф и Хаммер
выявили только семь случаев возникновения споров, где вода была причиной конфликта,
по крайней мере, частично. Эти данные охватывают большую часть двадцатого столетия.
Даже на Ближнем Востоке, где сохраняется чрезвычайно напряженная
обстановка, сочетающая высокую политическую и водную напряженность, имеется
только один спорный пример, кода вода стала причиной войны. Действительно,
страны бассейна продолжали собираться на «переговоры за столом» и во время
конфликтов, и во время спокойных периодов. Первый документ, подписанный тремя
главными сторонами на текущих многосторонних мирных переговорах, касался воды.
Подобные тенденции наблюдались и в бассейне Меконга. Страны бассейна
продолжали заседания в Комиссии Меконга даже во время Вьетнамского конфликта.
Водные соглашения фактически предотвратили крупные конфликты -например,
конфликт между Пакистаном и Индией. При поддержке США, в течение нескольких лет
Всемирный банк эффективно занимался посредничеством при споре между этими
странами, в результате чего было подписано Водное соглашение. Данное
соглашение предотвратило войну и продолжало работать даже во время периодов насилия
между этими странами.
Существует множество подобных случаев и на локальных уровнях.
Например, недавно на венгерско-словакской границе жители по обе стороны реки -и
венгры, и словаки – по своей собственной инициативе организовали встречу для
обсуждения проблемы загрязнения и управления водными ресурсами для снижения
риска для здоровья. Вода как основной предмет обсуждений способствовала
диалогу между конфликтующими этническими группами в данном регионе. Диалог
закончился принятием соглашения об очистке и управлении, а также ряда
совместных проектов, реализация которых все еще осуществляется. Чувство
причастности и морального долга этих действий, фактически предпринятых вопреки
желанию национальных правительств, вынудило правительства следовать принятым
решениям.
Часть III: Интересы, действующие лица и движущие силы
A. Движущие силы требований
на воду и потенциальных
конфликтов
Сельское хозяйство потребляет в настоящее время самое большое
количество воды, сельскохозяйственные требования растут быстрее прочих. Данная
водохозяйственная динамика преобладает во всем мире. Поскольку требования на
воду растут по различным причинам, их удовлетворение требует все большего
перераспределения воды между данными отраслями. Однако такое перераспределение
часто затруднительно, поскольку водопользование часто определено правами и
сильными политическими учреждениями. В пределах страны каждая отрасль
стремилась к развитию, предполагая наличие воды, без учета отраслевого анализа
водообеспеченности. Во многих регионах мира просто не имеют инфраструктуры,
которая может физически передавать воду из одной отрасли в другую.
Многие годы вода прежде всего предназначалась для орошаемого
сельского хозяйства. Сельскохозяйственное использование воды производит
иностранную валюту и может также дать чувство продовольственной безопасности.
Невозможность перераспределения воды между сельским хозяйством и другими
отраслями усилит воздействие дефицита воды на малоимущее население в крупных
городах и сельских районах, а также может создать чрезвычайные ситуации.
Существенная нехватка продовольствия кажется неизбежной во многих
регионах мира. Многие страны с аридным климатом решили эту проблему,
перераспределяя воду из сельского хозяйства в пользу коммунального и городского
водопользования. Вместо производства продовольствия при ограниченном
водоснабжении, продовольствие импортируется, вырабатывая, таким образом, так
называемую «виртуальную воду», содержащуюся в импортированном продовольствии.
Продовольствие необходимо будет перемещать из регионов, обеспеченных
продовольствием, в регионы, страдающие от его дефицита. Например, в Марокко
передача 5 % воды из ирригации увеличило бы муниципальное и индустриальное
водоснабжение на 15 %. С другой стороны, снижение ирригации могло бы уменьшить
сектор сельского хозяйства и стимулировать перемещение населения из сельских районов
в города.
Проблема в конечном счете состоит в продовольственной
безопасности, а не продовольственной самообеспеченности. Обеспечение
продовольственной безопасности часто означает торговлю и участие в прибылях
других стран бассейна (в пределах и вне страны), а не простого утверждения прав
на долю воды и стока. Наряду с другими проблемами, эта торговля зависит от
межотраслевых и межведомственных подходов к воде; другими словами, выходит за рамки
одноотраслевого подхода.
Исторически конфликты из-за воды возникали тогда, когда воды было
слишком мало или слишком много, а также во времена чумы и болезней. Доступные
пресноводные ресурсы составляют лишь небольшой процент от всего количества
воды на планете. Большая часть пресноводных ресурсов содержится в ледниках.
Однако цифры совокупного количества пресноводных ресурсов и численности
населения показывают, что имеющейся воды достаточно. Проблема возникает из-за
того, что распределение воды и населения не сбалансировано. Например, в Азии
проживает 60 % населения мира, однако данный регион имеет только 36 %
пресноводного стока. В Южной Америке проживает 5 % населения, а объем воды -
26 %. География воды не совпадает с границами государств.
В 1987 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию
заявила следующее: «Бедствия, непосредственно связанные с неумелым
руководством окружающей средой/развитием -засухи и наводнения – оказывали
воздействие на наибольшее количество населения и резко увеличились в масштабах
воздействия. Последствия засух затрагивали около 18,5 миллионов человек
ежегодно в 1950-х, 24,4 миллиона -в 1960-х, 5,2 миллиона -в 1970-х. По 1980-м
данных нет, однако … 35 миллионов пострадали от засух в Африке … и десятки миллионов
–в Индии».
По оценкам, средний ежегодный ущерб от природных бедствий составил
3,7 миллиарда долл. США в 1960-х; 11,4 миллиарда долл. США в 1980-хи 39
миллиардов долл. США в 1990-х. В то время как три пятых затрат приходились на развитые
страны, в процентах от ВНП затраты значительно выше в развивающихся странах.
Например, наводнения из-за штормовой волны в 1988 г. в Бангладеш затронули 48
миллионов людей, разрушили 1 миллион домов и уничтожили 6 месяцев
экономического роста. В 1991 г. в результате наводнения погибло 200 тыс.
человек, миллионы остались без крова. Из числа 1 миллиарда «беднейших из
бедных» более 70 % проживает в регионах с низкой сельскохозяйственной
производительностью, 57 % - в экологически уязвимых регионах, склонных к таким
бедствиям, как засухи и наводнения.
Треть всего объема продовольствия на шестой части всех
возделываемых земель производится благодаря ирригации. Эта территория
увеличивалась на 2-4 % в год с 1950 по 1980 гг., затем площадь увеличивалась
примерно на 1 %. Ускоряется засоление и заболачивание, в результате чего
требуются срочные мелиоративные меры. По некоторым оценкам, современный
уровень потери орошаемых земель составляет 1 % в год. Если ситуация не
улучшится, это может привести к потере орошаемых земель на 30 % к 2025 г. И на
50 % к 2050 г.
B. История:
напряженные отношения между политиками и
специалистами
Признание того, что политическое мнение преобладает над
техническим, может привести к потере надежды и чувству беспомощности. Лучшее,
что можно сделать – это выдвинуть идею и ожидать ответа политической системы.
Некоторые называют такую систему системой высокой и низкой политики.
На одном конце спектра Карл Виттфогел связывал рост централизованной
бюрократии и автократичного правления с увеличивающейся ролью воды через
ирригацию и судоходство. Сочетание ориентированных на воду сельского хозяйства
и правительства с единым центрированным обществом представляет собой
организационную суть ориентированной на воду цивилизации. В результате такой
ситуации возникает скопление сельского и городского населения, которое, в
отличие от параллельно развивающихся территорий мелкомасштабной ирригации
(например, Японии), не сочетается с более высокоразвитыми аграрными
цивилизациями, основанными на богарном сельском хозяйстве. Подобные
цивилизации занимали значительно большую часть поверхности Земли, по сравнению с
другими крупными аграрными цивилизациями.
Другие исследователи также поддерживают подобные идеи. Некоторые
отмечают, что централизованная власть правления Сасанидов в регионе Систен,
расположенном в юго-западной части современного Афганистана, сделала возможным
создание сложной ирригационной сети. Именно здесь нашел убежище Заратустра.
Другие доказывают, что возможность управлять водой лежит в центре дискуссий о
возвышении и падении цивилизации Майя. Они считают, что интенсивное сельское
хозяйство, вместе с централизованным водным управлением, по-видимому, требовало
высокого уровня социальной организации. Данные исследователи используют
результаты археологических раскопок на Тикале как свидетельство того, что,
возможно, именно отсутствие достаточных водных запасов во время засух, а не
военный или политический конфликт привел к опустошению территории.
На другом конце спектра исследователи говорят о том, как ирригация
в сообществе порождала демократический дух и чувство общности. Например,
ирригацию в Испании в шестнадцатом и семнадцатом столетии начинали,
организовывали и финансировали местные общины. Некоторые предполагают, что
изменение политической организации в направлении к большей или меньшей
централизации может рассматриваться как реакция общества на деградацию
окружающей среды. Хотя первоначальные действия в ответ на увеличение деградации
окружающей среды могли усилить централизацию, долгосрочная деградация
приводила к децентрализации. Население переходило от оседлого сельского
хозяйства к кочевому животноводству и обратно. Вывод заключается в том, что
ирригация сама по себе не обязательно неизбежно ведет к политической
централизации. Кроме того, политическая централизация не требует использования
ирригационных каналов. Фактически, в крупных цивилизациях происходил периодический
рост и разрушение политических империй.
Тем не менее, другие аналитики не находят сильных аргументов в
пользу гипотез централизации или децентрализации. Недавно тезис Виттфогеля
использовался для частичного объяснения развития орошения на западе США. Запад
США рассматривается как пример развития бюрократии или даже централизации
аридных сообществ на основе масштабной ирригации. Другой исследователь считает,
что, независимо от того, какая политическая структура используется
-дистрибутивные системы, коллективные товары и т. п. -результаты всегда одинаковы.
Те, кто имеет власть, получают доступ к воде при помощи цен, участия или
административных процедур. Такой взгляд зародился в американской литературе,
рассказывающей о водных ресурсах западных штатов, например, о Малагва Бин Филнд
Вордс и Чайнатауне.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|