В “Эрмитаже” дело
поначалу вели три партнера-земляка: общее руководство осуществлял Оливье, самых
важных гостей обслуживал Мариус, а кухней заведовал знаменитый на ту пору
парижский повар Дюге. Вскоре и так весьма популярный “Эрмитаж” приобретает еще
большую славу среди гурманов благодаря великолепному салату месье Оливье, отличавшимся
тонким изысканным вкусом. А произошло изобретение этого блюда, можно сказать,
случайно, без особых усилий на то со стороны будущего гения кулинарии. Во
французской кухне того времени составляющие салата, как правило, не
перемешивались - ингредиенты красиво раскладывались на блюде или выкладывались
слоями. (Вообще французская кухня до начала 19 века была бедна на закуски и
весьма многое французские кулинары почерпнули именно из русской
гастрономической традиции. Хотя бы, к примеру, русский порядок подачи блюд -
первое, второе, третье. В Европе принято было все сразу выставлять на стол,
либо менять блюда, особо не соблюдая разделение на основные, второстепенные и
закуски. Каждый едок ел то и тогда, что и когда его душа желала). Первоначально
и месье Оливье угощал клиентов подобным салатом, состоящим из отдельно
разложенных продуктов и называвшимся майонез из дичи. Причем Оливье придумал
для этого блюда особый соус на основе оливкового масла, уксуса и яичных
желтков. Этот соус был назван изобретателем Провансаль.
Существует
легенда о том, как был изобретен этот соус: Оливье велел одному из своих
поварят подготовить для одного из блюд традиционный французский горчичный соус,
в который, на ряду с горчицей, входят масло, уксус и растертые желтки вареных яиц.
Однако то ли по ошибке, то ли решив съэкономить время, поварёнок добавил в
смесь сырые желтки. Результат его творчества поразил хозяина - соус получился
необычайно пышным и удивительно приятным на вкус. Выяснив причину столь
странного превращения смеси и дав нерадивому поварёнку для порядка нагоняй,
Оливье смекнул, что случай помог ему создать совершено новый соус, способный
кардинально улучшить вкус любого блюда. Со временем само блюдо майонез исчезло
из русской кухни, а придуманный к нему соус - остался. И теперь под словом
майонез провансаль мы подразумеваем именно этот оригинальный соус, а не тот
салат, для которого он был придуман французским кулинаром.
Майонез из дичи
готовился по довольно сложной технологии. Филе рябчика и куропатки отваривали.
Из бульона, в котором варилась птица, делали желе. Ломтики птицы укладывали на
блюдо под соусом майонез, между ними располагали нарезанное кубиками желе, а в
центре насыпали горкой картофельный салат с маринованными маленькими
огурчиками, сиречь корнишонами. Все это украшалось половинками вареных в крутую
яиц. Однако к удивлению и, возможно, неудовольствию повара-художника,
подвыпившие русские ценители прекрасного, не желая вкушать поданное блюдо
слоями, как это делать, и полагалось, варварски перемешивали ложкой всё в кашу
и с удовольствием поедали это месиво. Все же видимо Люсьен Оливье не был
глупцом и не стал пытаться плыть против течения, убеждая своих гостей, есть,
как положено. Он решил просто пойти на поводу у вкусов местной публики и стал
сразу нарезать все ингредиенты майонеза небольшими кубиками и перемешивать все
это еще до подачи на стол, заодно добавив туда еще некоторые компоненты,
популярные у посетителей.
Тем самым Оливье
фактически стал изобретателем нового салата поневоле. Этот салат первоначально
получил известность у московской публики под названием французский, хотя
практически ничего общего с французской кухней он не имел. Более того, за
рубежом его до сих пор чаще называют русским. Точный способ приготовления
салата Люсьен Оливье держал в строжайшей тайне даже от своих партнеров Мариуса
и Дюге и готовил его всегда только сам. Со смертью знаменитого кулинара секрет
его рецепта был утерян. Никому он не посчитал нужным его передать. А вскоре и
сам “Эрмитаж” перешел от Мариуса во владение мебельщика Поликарпова, рыбника
Мочалова, буфетчика Дмитриева да купца Юдина, организовавших “товарищество
Оливье”. Заведение стало именоваться “Большой Эрмитаж”. Публика трактира так же
поменялась. Аристократы, крупные землевладельцы, бывшие ранее завсегдатаями
трактира, после реформы 1861 года быстро проели свои выкупные деньги и
обнищали. В “Эрмитаж” вселились “новые русские” той эпохи - богатое купечество
и зажиточная интеллигенция, откусившие свой кусок от реформ Александра III
врачи, адвокаты, удачливые журналисты (в том числе и знаменитый Гиляровский, не
раз, упоминавший в своих статьях “Эрмитаж”). Эта публика сумела переложить
большую часть денег, оказавшихся в руках обезземелевших вдруг помещиков, в свои
карманы. Запросы у них были попроще, а вкусы по вульгарнее. Но и они хотели
вкушать знаменитый Оливье, изображая из себя аристократов, по сути, будучи, в
большей своей части, обычными прощелыгами.
Несмотря на то,
что секрет подлинного салата был утерян, все ж основные его ингредиенты были
известны. До самого закрытия “Эрмитажа” в нем подавали салат под названием
Оливье, но, по отзывам посетителей, помнивших еще тот, истинный Оливье, вкус
был совершенно иным. Появилось множество подражаний и попыток воспроизвести
знаменитое блюдо. Но при приготовлении блюда важна даже не сама рецептура, а
технология его приготовления, а так же, возможно, применение неких “секретных”
ингредиентов. Так что основной секрет - воссоздание настоящего Оливье разгадан
не был. Например, в поваренной книге “Кулинарное искусство” за 1899 год
приводился следующий рецепт салата Оливье: грудки от трех вареных рябчиков, 15
вареных раковых шеек, пять вареных картофелин, один стакан ланспика, пять
маринованных огурцов, по вкусу каперсов, оливок, корнишонов, прованского масла,
три трюфеля. Всё это нарезается кусочками и заливается большим количеством
соуса майонез и сои-кабуль.
Новые хозяева
“Эрмитаже” в начале 20 века как могли воспроизвели рецептуру приготовления
салата. В состав этой версии Оливье входили: 2 рябчика, телячий язык, четверть
фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки
пикулей, полбанки сои-кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц
вкрутую и, разумеется, соус майонез. Однако, по отзывам лиц, еще помнивших тот,
настоящий Оливье, вкус все же был другим. К указанным рецептам стоит дать
пояснение: ланспик, это разновидность желе из телячьих ножек и голов со
множеством специй. Соя-кабуль разновидность довольно острого, популярного в те
далекие от нас времена, соуса на основе соевых бобов. Пикули - маринованные
(именно маринованные) мелкие овощи, хотя бы те же огурчики.
В начале 20 века
в ряды посетителей ресторана вливается новая струя едоков, еще менее
взыскательная, менее утонченная и требовательная - лавочники, актеры,
различного пошиба народные поэты и бытописатели, которые, не будучи по
происхождению даже интеллигенцией, тем не менее, так же желали выглядеть
аристократами (в том виде, как они это понимали). Конечно, защищать свою честь
с пистолетом или шпагой в руке они бы не стали, но поесть “по-аристократически”
были очень даже не дураки. На этом заканчивается первый, дореволюционный, этап
в истории замечательного блюда.
В 1917 году
“Эрмитаж” закрылся. Мировая война и венчавшие её две российские революции почти
подчистую уничтожили и французских поваров и московских ценителей их искусства.
Рябчиков с куропатками стало просто опасно не только есть, но и упоминать о
них, так как привередливого едока могли посчитать буржуем и просто шлепнуть в
ближайшей подворотне. Казалось, что безнадежно утерян не только секрет месье
Оливье, но обречена на забвение и сама идея подобного блюда, чуждого новому,
нарождающемуся в муках (в прямом смысле этого слова) обществу.
Но наступил
весёлый НЭП. “Эрмитаж” вновь открыл свои двери, однако публика в нём была уже
совершенно иная - очередная волна внезапно разбогатевших проходимцев, но
разбогатевших не на бурном росте экономики, не на своей личной популярности, не
на своем таланте, а на голоде и разрухе. Даже бывшие безродные купцы и актеры
по сравнению с ними выглядели истыми аристократами (Кстати, именно эту публику
с ностальгией вспоминают наши дедушки и бабушки, уверенные, что застали в годы
своей юности тех самых настоящих аристократов). В меню вновь появился салат
Оливье. Но общего даже с предреволюционным он имел мало. Нэпманский “Эрмитаж”
просуществовал недолго и в 1923 году так же был закрыт, а в его помещениях
открылся Дом Крестьянина. В нём была столовая в меню которой салатов не было
вообще. Сейчас в этом доме 14 по Петровскому бульвару, на углу улицы Неглинной,
размещаются издательство и театр. Однако в новом, советском, обществе,
структура которого окончательно складывается к концу двадцатых годов,
появляется и своя новая элита, которой требуется и своя новая, пусть и на
основе чего-то, пришедшего из прошлого, атрибутика. В том числе и кулинарная.
Многие еще хорошо помнили славу старых московских, питерских, нижегородских,
ростовских, одесских рестораций.
В начале
тридцатых о некогда знаменитом Оливье вспомнил Иван Михайлович Иванов,
шеф-повар ресторана “Москва”, служивший, по его словам, в молодости
подмастерьем у самого Оливье. Он то и стал истинным родителем известного нам
салата Оливье. Ресторан “Москва” в советские времена был почти официальным
гостиным двором, этаким филиалом Кремля для наиболее важных персон государства.
И, не случайно, что именно в нём советское кулинарное искусство достигает
наибольшего расцвета. Иванов заменил идеологически невыдержанного рябчика на
рабоче-крестьянскую курицу, повыкидывал всякую непонятную дребедень вроде
каперсов и пикулей, и назвал свое творение - салат “Столичный”. Причем чудом
сохранившиеся с буржуйских времен гурманы, едавшие еще тот, истинный Оливье,
якобы даже заверяли в совершенной идентичности вкусов старого и нового
вариантов. Но оставим это на их совести. Секрет Нью-Оливье-Столичного (он же
Московский, он же Мясной, он же Летний), шефа Иванова довольно прост и
заключается в строгом равенстве весовых частей составляющих его компонентов:
куриного мяса, картофеля, маринованных корнишонов (или огурцов), вареных яиц. В
два раза меньше остальных ингредиентов кладется зеленого горошка. Добавляется
консервированное крабовое мясо и всё это заливается майонезом. Салат готов. По
рецепту не должно быть никакой сметаны, морковки или репчатого лука.
Современный
салат Оливье
На широких
просторах Союза в многочисленных точках Общепита, в рамках общей демократизации
общества, блюдо немедленно стали еще более демократизировать. Основным
компонентом в “Столичном” стал активно внедрявшийся в ту пору и вытеснявший в
рационе советских людей разные каши картофель. Уже даже не рябчиков, а курицу,
стали заменять на ветчину, отварное мясо, а затем и вовсе дошли до логической
точки идиотизма, решительно отвергнув любое натуральное мясо в пользу некой
усредненной докторской колбасы. Нежные маринованные пикули трансформировались в
вульгарные соленые огурцы. Салаты “Московский”, “Столичный”, “Русский салат”,
“Мясной”, салат овощной с мясом, салат овощной с рябчиками, салат овощной с
мясом и рябчиками всё это ресторанные разновидности нашего знакомого -
“Оливье”. В рецептуре “Оливье” ни от самого Оливье, ни от Иванова, никогда не
было вареной морковки. О том, как она появилась в некоторых рецептах,
сохранилась легенда: в тридцатые годы, в ресторане московского Дома литераторов,
по свидетельству поэта Михаила Светлова, находчивый местный повар, вместо
дорогих крабов, полагавшихся по рецепту, стал класть мелко нарезанную морковь,
в надежде, что подвыпившие мастера пера просто не отличат красную морковную
стружку от кусочков истерзанного крабьего тела. Разумеется прогрессивные
деятели ножа и поварешки по всей стране быстро подхватили этот почин и изгнали
краба из народного салата, став уже вполне официально крошить в него морковь.
В сороковых,
сразу после окончания второй мировой, на волне привнесенных вернувшимися из
Европы солдатами либеральных умонастроений, посещение ресторанов стало вполне
обычным явлением для весьма широких масс. Все хотели жить и наслаждаться жизнью
не когда нибудь, а именно здесь и сейчас. Тогда-то удачная и недорогая закуска
начала свое новое триумфальное наступление на советские рестораны.
А в пятидесятые
“Столичный” прочно занял лидирующее положение в ресторанной кухне, пододвинув
на праздничном столе на второй место вечный российский винегрет. Широкую известность
во всех слоях русского (следует уточнить - именно русского, а не всего
советского) народа салат приобретает в 60-70 годы 20 века. Именно тогда он
вышел из ресторанной кухни и поселился в коммунальной. До этого “Оливье”,
конечно, был известен, но аудитория поклонников была намного уже - в основном
интеллигенция и ответственные партийные и советские работники, любившие
скоротать свободное время в ресторане. В эти годы люди начинают наконец-то жить
в большем достатке. У них возникает желание, а, главное, появляется
возможность, несколько разнообразить своё меню, пусть хотя бы пока только
праздничное.
В нахлынувший
вдруг период хрущевской оттепели салат настолько популярен, что, как водится,
верхи захотели возглавить народное движение и здесь и повести тесные ряды
советских едоков за собой, придумав для всеми любимого блюда
верноподданническое имя “Советский”. Как было бы это красиво - на Новый Год
весь советский народ ел салат Советский и запивал его Советским-же шампанским!
Красиво! И идеологически выдержано. Но верха, вместе с переименованным ими в
меню столовых административных заведений ново-старым салатом, ушли своим путем,
а салат остался в сознании масс под своим гордым заморским лейблом - “Оливье”.
. .
А теперь -
главный секрет этого блюда - французский месье Оливье никогда не изобретал
нашего родного русского салата Оливье! . . . Как же так!? Да просто в советское
время произошло замещение названия широко известного в крестьянской России
блюда на красивое, иностранное, знаменитое. Наш Оливье, это не что иное, как
салат-заготовка для окрошки (картошка, зелень, лук, мясо, яйцо, огурцы),
который частенько ели, не разводя квасом, а просто, заливая сметаной. Не даром
до сих пор многие предпочитают заливать и наш Оливье не майонезом, а именно
сметаной! В этом то и заключается удивляющая многих причина отличия
современного Оливье от того, “настоящего”. И весь мир ест именно наш, а не его,
господина Оливье, салат, ошибочно по-прежнему приписывая именно ему честь его
изобретения. При этом ещё нас же пытаясь уверить, что мы едим некий плебейский
вариант знаменитого блюда. Интересно, что тот, кто пробовал изготовить Оливье
по тем, “настоящим”, рецептам, бывал крайне разочарован его вкусом - какой то
не тот, не родной! Приедающийся. В заграничных русских ресторанах до сей поры
подают якобы настоящий Оливье, но, по отзывам наших соотечественников,
вкусивших этого аристократического кушанья, это совсем не тот Оливье, который
мы любим и знаем. Гораздо хуже. (Вот, кстати, еще образец влияния французских
кулинаров на русскую кухню, косвенно подтверждающий сказанное: исконно русскую
закуску из свеклы, известную на Руси с допетровских времен, у нас вдруг стали
называть французским словом винегрет, от французского слова, означающего -
уксус, и считать его так же французским блюдом. Вместе с тем в самой Франции
это блюдо называется салат де рюсс. Хорошо хоть то уж, что не было у нас
француза-кулинара по фамилии Винегрет, что бы присвоить изобретение и этого
салата.) В общем - это два совершенно разных блюда, Оливье и наш Оливье,
сведенные в нашем сознании в единое целое волей исторического случая - желанием
нашей же, совдеповской интеллигенции быть хоть в чем-то ближе к тем, старым
русским интеллигентам. Хоть жрать-то то же самое. Вот и приклеил кто-то то ли в
шутку, то ли в серьез к популярному салату, приспособленному для ресторанной
кухни Ивановым И.М. знаменитое имя. А может быть просто на определенном этапе
само слово оливье ассоциировалось в народе со словом салат, блюдом, совершенно
не свойственном исконно русской кухне и употреблявшемся в основном лишь в
аристократической среде. В средине же 20 века словосочетание салат оливье,
объединившись в нашем сознании, закрепилось за естественной русской закуской.
основой для окрошки. Большая же несомненная заслуга француза Оливье состоит уж
в том только, что он внедрил блюда этого типа в русскую народную кухню,
обогатив её самим понятием салат. Ни в одном современном солидном кулинарном
справочнике вы не найдем рецепта салата Оливье. Рецепт настоящего Оливье никому
и не известен и никто, формально, не имеет права называть этим именем блюдо,
которое готовится не по тому рецепту, по которому оно должно быть приготовлено.
Автор, почив в бозе, унес с собою туда и рецепт изготовления своего салата. То,
что, якобы, было восстановлено по известным ингредиентам, строго говоря, не
является салатом Оливье знаменитого кулинара.
Страницы: 1, 2, 3
|