Меню
Поиск



рефераты скачать Муниципальное управление в социальной сфере

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании, учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли.

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

Изменения в системе образования требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих поднять эффективность образования на должный уровень.

Таким образом, уровень населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.


2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края

Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классного руководителя. И с января 2006 года всем им – а в районе это 238 человек – стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство в зависимости от количества учащихся в классе.

На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели конкуре на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством, в районе определились две такие школы – это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и села Екатериновка.

Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, и доказательство тому – национальный проект «Образование», ставший основой в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что все, что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных учреждений.

Реализация национального проекта «Образование» в Щербиновском районе шла по нескольким направлениям.

Основное направление – это вознаграждение педагогов, выполняющих функции классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затрачено более 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.

Сегодня нужно ставить вопрос не столько о выплате вознаграждения как такового, сколько об эффективности работы классного руководителя.

Второе направление – поощрение лучших учителей.

Здесь уместно будет сказать, что установленную Президентом России В.В. Путиным премию в размере 100 тысяч рублей в крае получили 406 учителей, в том числе учитель истории средней школы №5 О.Б. Шейкин.

Победителями районного этапа конкурса стали учитель начальных классов средней школы №5 Н.Б. Березина, учителя: биологии – Е.В. Маракуша (СОШ №10), английского языка – И.А. Ильичева (СОШ №2), математики – Л.А. Вивчарь (СОШ №1), русского языка и литературы – Е.Л. Карпенко (СОШ №7) и учитель истории СОШ №3 Т.А. Васькова. Этим педагогам главой района В.П. Филоновым вручены грамоты и денежные премии на августовском совещании учителей.

В этом году необходимо значительно увеличить число участников конкурса и всемерно популяризировать работу лучших учителей района в средствах массовой информации, а также через методические объединения. Задача эта крайне важная, поскольку в конечном итоге речь идет об обобщении передового опыта и повышении профессионального уровня учительства района.

Третье направление – конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии.

Здесь безусловным лидером в районе стал коллектив средней школы №1 имени А.В. Ляпидевского, руководит которым опытный педагог Л.В. Макаренко. В качестве премии этому коллективу вручен грант Президента России в размере одного миллиона рублей.

Школа распорядилась такой солидной суммой очень толково. В рамках реализации программы развития школы уже закуплены такие необходимые учебные кабинеты, как начальной школы, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, географии, математики, универсальный интерактивный предметный кабинет. Все эти приобретения, безусловно, скажутся на улучшении качества образовательного процесса, достижении хороших результатов, что, кстати, уже нашло свое подтверждение: школа заняла в этом учебном году первое место по результатам районного и зонального этапов краевых предметных олимпиад.

Очередное направление – информатизация образования. По району затраты на эти цели уже составили 320 тыс. рублей, которые выделены их средств краевого бюджета (по краю эта цифра составляет около 30 миллионов рублей). В школы района поставлено 11 автоматизированных рабочих мест, к скоростному интернету по графику подключена средняя школа №5 районного центра. Отдел образования изыскал средства на приобретение компьютеров для средних школ № 4 и № 11. И делается все это для повышения качества общего образования за счет информатизации и переоснащения учебно-демонстрационной базы. Кроме того, 2006-2007 учебный год должен стать годом ликвидации компьютерной безграмотности среди учительства района. Эта задача уже успешно решается в школах №1, 5, 6 и других.

Пятое направление – оснащение школ современным оборудованием.

Решение этой серьезнейшей проблемы стало возможным благодаря нацпроекту. Так, школы №3, 6 получили кабинеты истории; №6, 9 – кабинеты географии; №2 – кабинет физики и №6 – интерактивную доску.

В январе будут получены кабинет химии для средней школы №1, три кабинета математики для школ №5, 11,13.

Кроме этого, приобретены 60 комплектов мебели, которые направлены во все без исключения школы района. На эти цели из районного бюджета затрачено 1436 тысяч рублей, 1393 тысячи рублей –из краевого бюджета[8].

В плане реализации национального проекта «Образование» удалось решить проблему подвоза учащихся на занятия. Необходимо отметить в этой связи то внимание, которое уделяет ей администрация района, губернатор Кубани А.Н.Ткачев. Благодаря этому удалось решить вопрос с подвозом учащихся в школы №10, 6 и 13, которые получили специально оборудованные школьные автобусы.


2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения


Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

– защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.

Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления. К ним относятся:

– контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

– координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

– осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

– лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

– регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

– создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

– санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания 'разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.