Муниципальный
уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей,
определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в
привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного
самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является
непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих
условия жизни человека и его воспроизводство.
На
основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут
разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику
конкретного муниципального образования.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению
органами местного самоуправления таков:
– комплексные
центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
– социально-реабилитационные
центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома
инвалидов и престарелых;
– детские
дома;
– центры
психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия
и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской
беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в
подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и
работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых
споров.
1.4 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного
самоуправления в социальной сфере
Современный период развития человеческого общества принес
понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные
задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из
основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление
позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные
вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении
государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и
интересы государства.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации
одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов
государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного
самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности
осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами
государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления
отвечает идеям современного демократического правового социального государства,
высшая ценность которого – человек, его права и свободы[4].
Российская Федерация после длительного перерыва пытается
вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего
государственное управление и местное самоуправление.
Местное самоуправление необходимо рассматривать как
многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное
местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия
территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является
согласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления – задача не только самого
местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки
государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы
населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится
рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей
правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового
регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции
Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного
правового разграничения полномочий между органами государственной власти и
органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и
бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении;
неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической
самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной
защиты интересов местного самоуправления.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с
институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное
самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной.
Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение
активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными
делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении
очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются
важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему
взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы
государственного управления и органы местного самоуправления как элементы
единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей
жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем
труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей
необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения
относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства,
отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал
обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень
социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных
групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или
сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности
геополитического положения, исторического развития, демографического состояния
общества и др.
Государство – это сложная система, имеющая в своем составе
социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты
Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные
образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию
интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных
проживанием на определенной территории.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из
важнейших политических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке
института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной
сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и
интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во
имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный
комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального
государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл, предназначение местного
самоуправления в сегодняшних условиях.
2 Муниципальное управление отраслями социальной
сферы
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп
населения
Социальная защита представляет собой систему законодательных,
экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным
гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально
уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления,
прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.
Социальная поддержка – это временные или постоянные меры
адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
Социальная
защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства.
Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов и
городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции
поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными
законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения.
Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно
осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных
полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления
лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять
функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью
государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат
по социальной поддержке населения.
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения
являются:
– денежные
пособия;
– помощь в
натуральной форме (продукты, одежда);
– субсидии (целевые средства для оплаты
услуг);
– компенсации (возмещение некоторых
расходов).
Муниципальная политика в области социальной защиты и
социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и
переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по
организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных
уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального
неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной
поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам
и слоям населения, отдельным гражданам[5].
К основным критериям для оказания социальной поддержки
отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:
– низкий
уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека
(семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения,
этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение
душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего
прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода
развития общества;
– нетрудоспособность,
следствием которой является невозможность самообслуживания;
– утрата
жилища и имущества.
Категории
граждан, нуждающихся в социальной поддержке:
а) нетрудоспособные:
1)
пенсионеры;
2)
инвалиды;
3)
граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов
и т.д.);
4)
дети;
б) малоимущие;
в) попавшие
в экстремальные ситуации:
1)
безработные;
2)
пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и
т.д.);
3)
беженцы и переселенцы.
Для
каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические
программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной
поддержки.
Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна
на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ:
объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и
проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы).
Для реализации муниципальной политики в сфере социальной
поддержки населения в муниципальных образования создаются различные учреждения
социального обслуживания, а в структуре местных администраций – органы (отделы,
комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от
финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы
управления, наличия необходимых специалистов.
Социальное обслуживание осуществляется муниципальными
учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание
предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами
социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке,
установленном Правительством РФ.
Финансирование муниципального сектора системы социального
обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в
муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального
обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг,
включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется
ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.
Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее
позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что
характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между
возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во
взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые
осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.
2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот
денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ решает
задачи повышения материального благосостояния граждан и приведения системы
социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями
и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а
также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной
экономикой.
В соответствии с этим законом для граждан, имеющих право на
льготы, предусмотрены меры социальной поддержки. И главные из них две –
ежемесячные денежные выплаты и набор социальных услуг, который иначе называют
«социальным пакетом».
Денежная выплата назначается каждому в том размере, который
определен льготной категорией. И хотя она не является частью пенсии, однако по
закону индексируется одновременно с ней и в том же размере, что и базовая часть
пенсии. С набором социальных услуг дело обстоит иначе. Этот набор состоит из
двух частей, и каждая имеет свое денежное выражение. В первую входит
дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе и предоставление
бесплатных лекарств по льготным рецептам, а также путевок на
санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. И стоимость этой части
социального пакета для всех льготников одинаковая: с 1 января 2006 года она
составляет 424 рубля в месяц.
То же самое и со второй частью набора социальных услуг. В нее
входит бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно. Стоимость этой социальной услуги в 2006
году составляет 53 рубля в месяц.
Если человек решил отказаться от социальных услуг, то он
ежемесячно получать стоимость набора социальных услуг. Причем, можно отказаться
от одной какой-либо части набора социальных услуг, а можно – и от всего набора
социальных услуг в целом.
В нашем районе на сегодняшний день около пятнадцати процентов
граждан, имеющих право на льготы, от набора социальных услуг уже отказались[6].
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых
отношений
Занятость – это совокупность экономических и социальных
отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и
их участие в хозяйственной деятельности.
Проблема занятости населения является одной из важнейших для
муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и
упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости
как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это во-
первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень
материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные
бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное
воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости
состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к
сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через
территориальные структуры федеральной службы занятости. Большая часть
трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального
образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы
собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок
труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.
Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин
постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит
налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и
выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее
органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния
на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе
может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|